Материал 6. Новый взгляд на проблему неравенства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материал 6. Новый взгляд на проблему неравенства



Парадоксально, но факт: разрыв в доходах может способствовать экономическому росту. А если систематически увеличивать заработную плату высококвалифицированным служащим, последние получат дополнительный стимул к продолжению образования и повышению квалификации

Как известно, при Буше и Рейгане разрыв в доходах заметно увеличился, но итоги выборов убедительно продемонстрировали, что избиратели не намерены обвинять в этом республиканскую партию. И, судя по всему, большинство их понимает, что усиление тенденции к социальному расслоению неразрывно связано с подъемом экономики. Если неравенство вызвано тем, что вложения в “человеческий капитал” – т. е. в образование и профессиональную подготовку занятых – приносят высокий доход, оно становится силой, способной обеспечить рост национальной экономики.

Еще во времена Жана-Жака Руссо – автора “Речи о происхождении и основах неравенства” неравенство доходов считалось одним из наиболее тяжких пороков социального устройства. Однако сегодня прогресс немыслим без образованных, квалифицированных кадров. И если доходность или абсолютный размер средств, направляемых на обновление “человеческого капитала”, растут, экономика развивается более быстрыми темпами.

В США увеличение разрыва в доходах, характерное для двух последних десятилетий, связано главным образом с ростом отдачи от капиталовложений в образование и профессионализацию. Политика президента или Конгресса тут ни при чем, поскольку сами компании, заинтересованные в высокоэффективном труде, охотно повышают зарплату квалифицированным рабочим за счет их менее умелых коллег.

ПОДАРОК К ВЫПУСКНОМУ БАЛУ. В 70 – 80-е гг. разрыв между недельной зарплатой выпускников колледжей и высших учебных заведений, неуклонно увеличиваясь, возрос с 40 до 70%. А, стало быть, и премия за окончание высшей школы составила около 30%. В силу развития аналогичных тенденций опытные, имеющие солидный стаж служащие зарабатывали больше новичков. В последние годы отдача от вложений в образование и профессиональное о6учение по-прежнему росла, хотя не столь высокими темпами.

Западноевропейским странам тоже приходится решать проблемы, связанные с существенными различиями в уровне оплаты труда работников, имеющих тот или иной образовательный ценз и уровень квалификации. Но, поскольку в Старом Свете рынок менее гибок, разница в недельной оплате труда служащих различной квалификации увеличивалась там медленнее, чем в США, тогда как процент безработных среди молодежи и неквалифицированных занятых был значительно выше.

Разрыв в доходах и рост спроса на квалифицированную рабочую силу стимулируют экономический рост не только непосредственно, но и косвенно, заставляя молодых людей задуматься о капиталовложениях в себя, в свое образование и обучение. И, по данным правительственных отчетов, с конца 70-х гг. среди выпускников американской высшей школы неуклонно росла доля афро-американцев, приблизившихся по этому важному показателю к белым согражданам.

ЖАЖДА ЗНАНИЙ. Начиная с 1980 г., обучение в колледже дорожало год от года, но доля мужчин – выпускников высшей школы, желающих продолжить образование, увеличилась за указанный период на несколько процентных пунктов. Еще более активно стремились к знаниям женщины. Ситуация не изменилась и в 80-е гг., когда сокращение федеральных субсидий больно ударило по студентам из бедных семей. По данным Томаса Кейна из Гарвардского университета, во 2-й половине 80-х гг. количество поступающих в колледжи афро-американцев, уменьшившееся в начале 80-х гг., заметно возросло.

К сожалению, рост доходности подобных инвестиций, как правило, сопровождается ухудшением материального положения той части населения, которая таковых не осуществляла. Ныне доходы не окончивших высшую школу и других категорий неквалифицированных занятых не только значительно упали по сравнению с оплатой труда имеющих образование, но и снизились в абсолютном выражении. Неудивительно поэтому, что среди занятых доля неквалифицированных с конца 70-х гг. также значительно уменьшилась, тогда как число рабочих мест, напротив, возросло.

Очевидно, назрела необходимость принять меры, дабы помочь выходцам из бедных семей осуществить свое стремление к продолжению образования и приобретению профессии. Не последняя роль в решении данной проблемы принадлежит государственным, местным и федеральным органам власти. При этом вовсе не обязательно увеличивать расходы: к примеру, штаты могли бы улучшить качество преподавания в высших школах, студенты которых принадлежат к семьям с низким уровнем доходов, поощряя учебные заведения за подготовку специалистов – выходцев из малообеспеченных слоев населения. В немалой степени помогло бы и предоставление им ваучеров на обучение как в государственных, так и в частных учебных заведениях.

Федеральное правительство также имеет достаточно сильное влияние на процесс решения проблемы повышения квалификации национальных кадров. В частности, оно могло бы пойти на существенное расширение программы по предоставлению ссуд на обучение при условии строгого контроля за их распределением.

И, пожалуй, если уж обсуждать вопросы неравенства в доходах, то буквально всем - от правительственных чиновников до интеллектуальной элиты – следует принять в этой дискуссии активное участие, что позволит учесть все факторы, взвесить все “за” и “против”.

Гэри Беккер, Нобелевский лауреат 1992 г., профессор экономики Чикагского университета и сотрудник Гуверовского института

“Бизнес Уик” № 7 1995

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.006 с.)