Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материал 4. Бюджет сильного государства не может страдать водянкой
В 580 году королева Фредегонда сожгла все налоговые ведомости королевства франков. Причина, побудившая королеву пересмотреть столь радикальным образом налоговую систему, была весьма весома: в стране началась эпидемия чумы, и дама была уверена, что сыновья ее заболели непосрдственно по причине некоторого увеличения податей в городе Лиможе. Причина, по которой российские власти взялись пересматривать налоги, не менее серьезна, чем чума, - это перерождение всей налоговой системы, катализатором (но ни в коем случае не причиной) которого послужили выборы. Современные российские власти не понаслышке знают о том, что такое малые налоги: Беловежскому соглашению предшествонала длительная и искусная борьба по переигрыванию союзного правительства. Меньшие ставки российских налогов по сравнению с союзными были одним из самых мощных рычагов, побуждавших предприятия поступать в российское подчинение. Так в свое время один боярин переманивал крестьян от другого: у меня-де и барщины меньше, и подати легче. Прошло несколько лет, и подати заметно возросли. Примечательно, что самые конфискационные составляюшие налогов определялись не Законом, не Указом, не Налоговым Кодексом, а подзаконным актом - положением 1992 года "О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли". Согласно этому положению себестоимость определяется ценами на момент приобретения сырья, а выручка - ценами на момент реализации продукции. Таким образом, инфляционная составляющая цены превращается в налогооблагаемый доход предлриятия. Нетрудно заметить, что балансы предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию, и, следовательно, имеющих более длительный производственный цикл, худеют опережающими темпами. Сначала подписывали такую бумагу, а потом удивлялись, почему бывший производитель ракет выпускает титановые кастрюли со сверхкоротким промышленным циклом. О кособокой структуре российских налогов говорено достаточно. О низком удельном весе подоходного налога (9,4% в России по сравнению с 72,1% в США) сказано тоже немало, как и об оставшемся еще с советских времен порядке, при котором предприятия являются главным объектом налогообложения, благодаря чему налог на прибыль предприятий дает 30,6% всех налоговых поступлений (по сравнению с 7 - 4% в европейских странах).
О внебюджетных фондах лучше и не вспоминать. Благодаря Фонду обязательного медицинского страхования расходы на медицину возросли с 2,6% ВВП в 1992 году, до 4,1% ВВП в 1994 году, что не помешало стремительной деградации отечественного здравоохранения. Отчисления в Фонд занятости должны направляться на финансирование программ по созданию рабочих мест, но любой директор, открывающий на своей фабрике цех, в котором работает сто человек, может получить деньги даже в том случае, если новый цех замещает устаревшее производство, где работала тысяча человек. Доступ к фонду определяется не параметрами проекта, а степенью внушаемости чиновника, выделяющего финансирование. И хотя наиболее одиозные налоги - спецналог и налог на превышение фонда заработной платы, в законодательном порядке перераспределявшие прибыль от наиболее эффективных к наименее эффективным предприятиям, - были отменены, именно такое перераспределение стало сутью российских налогов. Одной рукой государство облагало инфляционную составляющую дохода, а другой выдавало централизованные кредиты по отрицательным процентным ставкам. При этом объекты усиленного налогообложения и объекты усиленного кредитования не обязательно совпадали. Все захотели попасть в число избранных; чем шире становился круг избранных, тем тяжелее становился налоговый гнет для оставшихся. Чем тяжелее был налоговый гнет для оставшихся, тем острее становилась необходимость вырваться из-под него любыми способами. Размер невыплаченных налогов стал скорее показателем силы предприятия, нежели его слабости: в лидерах по неплатежам оказались всероссийские "голубые фишки". Многомиллиардные долги крупнейших предприятий стали инструментом их давления на правительство. Явочным порядком образовались налоговые сословия, - на высшей ступени находились те, кто получает льготы, на низшей - те, кто платит налоги. Низшие налоговые сословия оказывались неконкурентоспособными вследствие слишком высоких налогов, а высшие - вследствие их принципиально нерыночной природы и привычки сидеть на "игле" привилегий.
Налоговая система стремительно архаизировалась. Те же налоговые освобождения суть позволение частному лицу тратить свои налоговые поступления частным образом. С одной стороны, они явно благотворны как попытка исключить разжиревший бюджет из финансовых потоков (в конце концов, частник всегда лучше распорядится деньгами, чем государство). С другой, это фактическая приватизация налогов. Тут уже попахивает средневековьем, когда слабое государство делает право употребления налогов с данной местности собственностью част-ного лица. В России началось не просто количественное падение собираемости налогов, но качественное перерождение налогового процесса, при котором лоббисты заинтересованы в исключении государства из числа получателей доходов и заинтересованы в государстве как источнике дотаций. Иначе говоря, при таком положении дел государство приватизируется, превращаясь в инструмент перераспределения денег от наиболее слабых к наиболее сильным. В отличие от рынка, который является инструментом перераспределения денег от наименее эффективных к наиболее эффективным предприятиям. Страдающий водянкой бюджет - признак слабого государства и сильных предприятий, перераспределяющих в свою пользу чужие налоги. Вот почему, как это ни странно, в похудании государственных доходов заинтересовано прежде всего правительство, вернее, те чиновники, которые не желают банкротить Россию, лишь бы получить свои тридцать сребреников в виде процентов от предоставленных частной компании льгот. Юлия Латынина "Сегодня" 26.07.96
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.007 с.) |