Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материал 5. Второй тюмени не будет
Новый подход к использованию ресурсов должен обеспечить нефтью вероятный экономический рост Развитие мировой экономики сопровождается постоянным ростом производства и потребления минеральных ресурсов. Наиболее быстрыми темпами нарастало потребление нефти. В начале века - в 1900 г. - добыча нефти составляла 20,1 млн т, затем в течение 70 лет удваивалась за каждое последующее десятилетие, достигнув в 1970 г. 2248 млн. т. В дальнейшем рост темпа добычи и потребления снизился до 1-1,7% в год и в 1991 г. объем потребления составил 3150 млн. т. Мировое производство и потребление газа в последние десятилетия увеличивалось в среднем на 2,5-2,7% ежегодно, достигнув в 1991 г. 1,9 трлн. кубометров. Бывший СССР не смог бы достичь статуса сверхдержавы без создания собственной мощной минерально-сырьевой базы и нефтегазового комплекса. После освоения уникальной Западно-Сибирской нефтегазовой провинции, с 1971 г. по 1990 г. добыча нефти удвоилась, а природного газа увеличилась в 7,5 раз. СССР по этим показателям вышел на первое место в мире, достигнув в 1988-1989 гг. уровней соответственно 624 млн. тонн (включая газовый конденсат) и свыше 800 млрд. кубометров (в том числе Россия 570 млн. тонн и 640 млрд. кубометров), что составляло от мировой добычи нефти около 20% и газа свыше 40%. Внутреннее потребление нефти и газа с учетом экспорта было на уровне 13-14% и 35-38% от их мирового потребления. С распадом СССР экономический кризис (в том числе и в нефтяной отрасли), сокращение вдвое промышленного производства, разрыв связей между странами СНГ, утрата регулирующей роли государства в экономике, разрушение геологической службы - все это обусловило резкое падение добычи и потребления нефти и практически всех других видов минерального сырья. Добыча нефти в России в 1993 г. упала до 340 млн.тонн, в СНГ в целом (оценочно) до 380 млн.тонн. Россия по уровню добычи нефти оказалась отброшенной на начало 70-х годов. Сохраняется тенденция к дальнейшему падению. С либерализацией внешнеэкономической деятельности, имеющей традиционно сырьевую направленность, значительно расширились возможности вывоза нефти из России и некоторых стран СНГ за рубеж. Экспорт нефти и ранее, в 80-е годы, достигал значительных размеров доли в общемировом объеме (в отдельные годы до 13-14%). Нельзя сказать, что такой масштабный экспорт был оправдан экономически или с позиции сохранения ресурсов для собственного перспективного обеспечения. Во многом он определялся политикой так называемого интернационального долга СССР перед другими братскими государствами. Теперь же, в условиях свободного рынка, получает развитие помимо “традиционного” экспорта также вывоз нефти предприятиями, создающимися с зарубежными инвесторами. В России уже известно более 40 таких предприятий в важнейших нефтегазоносных районах Западной Сибири, Северо-Запада, Урало-Поволжья, на шельфе Сахалина. В Казахстане на базе уникального Тенгизского месторождения и на шельфе Каспия, высокоперспективном на нефть, также созданы совместные предприятия с зарубежными фирмами. Подобная картина в Азербайджане при освоении нефтяных месторождений Каспийской акватории, несмотря на то, что разработка морских месторождений впервые была начата именно здесь, а местными геологами и нефтяниками накоплен большой собственный опыт.
Такая направленность внешнеэкономической деятельности на значительный вывоз нефти за рубеж, которая получит дополнительный импульс к развитию с увеличением зарубежных инвестиций, надо полагать, исходит в основном из совершенно необоснованного, но широко распространеееого пердставления о якобы неисчерпаемости недр бывшего СССР. При этом не учитываются крупные масштабы местной экономики, ее вероятный выход из кризиса и дальнейшее развитие, а следовательно, большая текущая и возрастающая в перспективе собственная потребность в нефти при сложной и все обостряющейся мировой ситуации в этой области. Фактически запасы нефти хотя и большие, но не настолько? чтобы не вызывать серьезной озабоченности об обеспечении собственной потребности в ней уже в недалеком будущем. В Западной Сибири, заключабщей около половины всех потенциальных ресурсов, около 70% разведанных запасов нефти России и обеспечивающей 70% добычи, практически наступил закономерный этап спада геологической разведки и объемов добычи. В других старых нефтеносных районах реализация их первоначального потенциала и выработанность разведанных запасов настолько значительна (65-85%), что падение добычи объективно неизбежно. Во всех районах резко ухудшились технико-экономические показатели скважин, около 60% всех разведанных запасов характеризуются падающей добычей; резко уменьшились масштабы открываемых месторождений и дебеты скважин.
Вероятность открытий на обширной сухопутной территории России новой Тюмени, или хотя бы значительной части ее, теоретически и практически отсутствует. Определенные надежды возлагались на создание значительной новой сырьевой базы в Восточной Сибири (Красноярский край, Иркутская область, Якутия), где прогнозные ресурсы нефти оценивались в 10 млрд. тонн. Однако проведенные здесь за более чем два десятилетия довольно значительные суммарные объемы поисков увенчались скромными успехами и пока не подтверждают этих прогнозов. Выявленные запасы (около 500 млн.тонн) рассредоточены в нескольких месторождениях с очень низкими технико-экономическими характеристиками. Теперь уже совершенно очевидно, что эти и, возможно, открываемые в будущем месторождения в данном районе не окажут значительного влияния на перспективу нефтеобеспечения России. Возникает необходимость переоценки прогнозных ресурсов нефти в Восточной и Западной Сибири, в ряде других нефтегазоносных регионов с учетом новых фактических данных по их геологии и перспективам. Последним крупным нефтегазоносным резервом остается континентальный, в основном заполярный шельф. Но пока уверенно можно говорить о больших ресурсах газа, что подтверждено выявленными уникальными месторождениями в Баренцевом и Карском морях. Прогнозируемые крупные ресурсы нефти доказанными могут быть лишь после проведения поисковых буровых работ. Поэтому уже сейчас разведка и изучение нефтегазоносности шельфа является одной из стратегических задач геологической службы и науки. Во внешнеэкономической деятельности, наряду с указанными реально имеющимися проблемами, связанными с нефтяной сырьевой базой, особенно остро просматривающимися в перспективном плане, необходимо учитывать и то, что предстоящая стабилизация российской экономики и СНГ в целом и последующее вероятное ее развитие неизбежно будут связаны с ростом потребления нефти. Россия и другие страны СНГ значительно отстают по этому показателю от развитых государств. Так, по уровню 1991 г. душевое потребление нефти СНГ в целом и в том числе в России составляло 1,5 и 1,6 тонн, в то время, как в государствах с развитой экономикой - 2,6 т. в том числе в США - 3,2 т. Политика использования собственных ресурсов нефти не может также определяться в отрыве от настоящей и в особенности перспективной мировой ситуации в области нефтеобеспечения. Рост потребления топливно-энергетических и других минеральных ресурсов сохранит свое значение как объективный фактор развития мировой экономики в перспективе. По имеющимся оценкам, добыча и потребления нефти и газа, при указанных за последнее время темпах их роста, уже к началу ХХI века может достигнуть 3,4-3,5 млрд. тонн и 2,3-2,4 трлн. кубометров, обеспечивая, как и сейчас, более половины потребляемой миром энергии. Известные к настоящему времени оценки разведанных и прогнозных мировых ресурсов нефти и газа позволяют достаточно определенно говорить о том, что их значение как главных энергоносителей сохранится по меньшей мере в течение предстоящих 70 лет. Вместе с тем в перспективе следует ожидать сокращения круга нефтегазодобывающих (главным образом за счет промышленно развитых) стран, усиление тенданций к обострению конкуренции за источники этого сырья, повышение цен на него. Такой вывод вытекает из данных о соотношении количества разведенных запасов, объемов добычи и потребления нефти между различными группами государств (в процентах от мировых объемов по состоянию на 1991 г., без СНГ), которые приводятся в таблице.
Экономически развитые страны свою потребность в нефти обеспечивают почти на 40% собственной добычей и на 60% за счет других, главным образом развивающихся стран. Добыча нефти в 1991 г. против 1986 г. в развитых странах снизилась на 5-6%, а в развивающихся увеличилась на 23-25% при общем росте (без СНГ) более чем на 12%. Мировой экспорт-импорт нефти, составляющий 1,4-1,45 млрд. тонн в год (без СНГ), на 70-75% связан с поставками ее из нефтедобывающих развивающихся стран в промышленно развитые страны, в том числе около 35% в США и Японию. США осуществляет импорт из более чем 50 стран, но в преобладающей мере из стран ОПЕК (около 60%импорта). Последние также обеспечивают около 75% импорта Японии и до 60% - стран Западной Европы. Самообеспеченность нефтью экономически развитых стран неизбежно будет и далее снижаться, а их зависимость от поставок извне - возрастать. В этих условиях развитые страны - крупные потребители нефти - стремятся по расширению связей по ее добыче и поставкам как можно с большим числом нефтедобывающих стран для повышения надежности их нефтеобеспечения в перспективе и создания возможности большего маневра. В США, например, законодательные и государственные санкции направлены на сохранение собственных ресурсов нефти. Так, ими преостановлены поиски и разведка в Аляскинском регионе и на некоторых участках акватории Мексиканского залива, Атлантического и Тихоокеанского шельфов. Добыча нефти в 1991 г. снижена к уровню 1986 г. на 15%. Внешняя политика в части жизненно важных районов США также во многом связана с их нефтяными текущими и перспективными интересами. США, Мексика и ряд других стран не допускают участия иностранных компаний в разведке и добыче нефти на своих территориях.
В последние годы развивающиеся страны добывают нефти почти в 2,5 раза больше собственного потребления. Среди них страны ОПЕК располагают около 80% мировых запасов и добывают около 47% мировой добычи (без СНГ), в том числе государства, прилегающие к Персидскому заливу (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Ирак, Иран), соответственно 75% и 30%. Потенциал развивающихся стран, особенно входящих в уникальную на планете нефтегазовую провинцию Персидского залива по разведанным и перспективным ресурсам нефти огромен, и их роль, как основных ее поставщиков, в перспективе будет возрастать. Тем более, что большинство из нефтедобывающих развивающихся стран по относительно небольшим масштабам их экономики и численности населения, а следовательно, и небольшим объемам собственной потребности в нефти, в отличие от СНГ, будут иметь благоприятные возможности и в дальнейшем для экспорта нефти в крупных размерах. Страны же экономически развитые, с высоким уровнем научно-технического прогресса и на этой основе располагающими крупномасштабным внешнеторговым потенциалом, и в будущем, в отличие от СНГ, сохранят большие возможности удовлетворять свои возрастающие потребности за счет ввоза нефти и других минеральных ресурсов. Для стран СНГ, тесно взаимосвязанных целым комплексом геополитических, исторических, экономических и многих других интересов, проблемы ресурсообеспечения в настоящем и в будущем неизбежно остаются общими. Объединение их усилий на основе взаимовыгодных межгосударственных отношений могло бы в значительной мере предотвратить участие дальнезарубежных фирм в освоении ресурсов нефти России, Казахстана, Азербайджана. Принимаемые же (концессионные или на основе раздела продукции) соглашения с зарубежными инвесторами, в отличие от обычного экспорта, не только приводят к долговременным долговым обязательствам на вывоз нефти, но и к потере части прибыли от эксплуатации месторождений. Эти контракты, заключаемые под давлением экономических трудностей переходного периода, недальновидны и противоречат стратегическим интересам собственного нефтеобеспечение. Они также подрывают экономические связи стран Содружества. Вместо использования объединенного промышленного потенциала, в частности, оборонных предприятий для технического перевооружения нефтяной промышленности, привлекаются зарубежные фирмы. Необходимость создания экономически тесного союза в рамках пока еще эфемерного Содружества диктуется не только опытом последних трех лет входящих в него суверенных государств, но и происходящими в мире в последние годы процессами экономического и политического объединения многих стран. Значительное влияние на эти процессы оказывает мировая минерально-сырьевая ситуация, проблемы энергобеспечения и прежде всего нефтеобеспечения.
Безоглядное вхождение в мировой энергетический рынок, обслуживающий промышленно развитые страны, для СНГ требует глубокого анализа и взвешенного подхода. России и Содружеству в целом присущи многие специфические особенности. И все они свидетельствуют о том, что целесообразно рассчитывать в перспективе на собственные энергетические ресурсы. Разумный и дальновидный подход к использованию невобновляемых минерально-сырьевых ресурсов, в особенности нефти, на основе долговременной, глубоко и всесторонне обоснованной концепции, исходящей из оптимального сочетания текщих интересов с перспективными интересами - важнейшая регулирующая функция государства. При отсутствии такой минерально-сырьевой политики в России также не будет и четко определенной системы ее проведения и координации по отношению к странам СНГ. Настоящие и будущие интересы России и стран Содружества требуют разработки такой государственной концепции в области внешнеэкономической минерально-ресурсной деятельности, а также обстоятельного ее законодательного обеспечения. Просчеты и недостатки в использовании собственных минеральных ресурсов носят непоправимый характер и, следовательно, чреваты крупными негативными последствиями для истории и экономики России. Виктор Попов, доктор геолого-минералогических наук “Независимая газета” 19.04.94 Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.015 с.) |