Правило – это положение, устанавливающее порядок, норму поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правило – это положение, устанавливающее порядок, норму поведения.



Правило – это положение, устанавливающее порядок, норму поведения.

Вывод: ни один вид деятельности не может существовать без правил.

2. А сейчас послушайте стихотворение А.Барто “Про один квартет”

Басню выбрали давно,
Распределили роли..
Решило выступать звено
На утреннике в школе.
Решили девочки прочесть
“Квартет” (такая басня есть)
Светлане роль не подошла:
- Я вовсе не упряма,
Зачем же мне играть осла?
Мне не позволяет мама! –
Артистки начали шуметь.
Одна кричит – она медведь,
А вовсе не мартышка!
Кричит другая: - Чур-чура!
Сказала я еще вчера:
Я – косолапый мишка! –
Проходит день, и два денька,
Потом проходит пять –
На репетицию никак
Артисток не собрать.
Пришел козел и сел за стол,
Но нету соловья.
- Ну, если так, - сказал козел, -
Тогда уйду и я! –
Проказница мартышка
Умчалась на каток,
И косолапый мишка,
Схватив свое пальтишко,
Пустился наутек.
То нет мартышки,
То козла
Куда-то тетя увезла,
То мишка косолапый
Ушел на лыжах с папой…
“Когда в товарищах согласья нет,”
Не прочитать им и “Квартет”.

А теперь вы должны самостоятельно дать определение понятию “соглашение”.

Послушайте стихотворение А.Барто “Муха”.

Алеша рад: пришла весна,
В саду тепло и сухо
И в классе около окна
Жужжит сегодня муха.
Он стал за мухой наблюдать:
В окно она влетела,
Она то сядет на тетрадь,
То на кусочек мела.
Она под самым потолком
Летает в ярком свете,
А вниз спускается пешком
По стенной газете.
По клеенке поползла,
Забралась за счеты.
У нее свои дела
И свои заботы.
Умчалась муха налегке,
А он теперь не в духе –
Замечанье в дневнике
Из-за этой мухи!
А разве Леша виноват?
Муха виновата!
Она теперь умчалась в сад,
Унеслась куда-то…
Когда вину свою признать
Не хватает духа,
Можно муху обвинять:
“Виновата муха!”

  • Кто узнал себя в Алеше?
  • Все ли у нас в классе умеют признавать свои ошибки?
  • Как это проявляется?
  • Что нужно сделать для того, чтобы не быть таким, как Алеша?

А давайте возьмем другой пример, другую ситуацию. Мальчик учится в школе, учится хорошо, с увлечением. После занятий он спешит в спортзал, где занимается тяжелой атлетикой. После спортзала он спешит домой – надо успеть выучить уроки, маме помочь или младшему братишке сделать самолетик. А самому хочется вечером посидеть за компьютером, да еще непрочитанная книга ждет…

Скажите, будет такой подросток колоть себе вены, бродить по улице или выпивать? Почему?

Правильно, у него очень интересная жизнь. Он сам ее себе выбрал, он выбрал трудолюбие вместо лени. Он постоянно занят. Он не ленится учиться, заниматься спортом, помогать родителям, ходить в турпоходы…

Скажите, почему один стал нарушителем общественно порядка, а другой хорошим человеком?

(ответы детей)

Значит, свобода выбора есть? Мы вправе выбирать, какими стать?

Великий педагог А.С.Макаренко писал: “Это самая трудная вещь – требование к себе. Но именно с этого и начинается процесс совершенствования и самосовершенствования человека, перестройка самого себя”.

Макаренко основным нравственным качеством считал трудолюбие: “…в трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища, то есть воспитывается правильное отношение к другим людям, - это уже будет нравственная подготовка. Человек, который старается на каждом шагу увильнуть, который спокойно смотрит, как другие работают, пользуется плодами их трудов, такой человек – самый безнравственный человек…”.

А какой основной труд у вас, ребята?

(ответы: учеба, работа в мастерских, на подсобном хозяйстве, занятия в кружках)

Скажите, какие качества необходимы вам для учебы, для труда в мастерских и других дел?

(учащиеся выбирают)

Качества личности

Аккуратность

Воспитанность

Жизнерадостность (оптимизм)

Исполнительность

Независимость (самостоятельность)

Твердость (решительность)

Искренность

Чуткость

Смелость

Организованность

Общительность

Активность

Раскованность

Целеустремленность

Сила воли

Трудолюбие

Небрежность

Невежество

Уныние (пессимизм)

Безответственность

Зависимость

Нерешительность

Лживость

Безразличие

Трусость

Несобранность

Замкнутость

Пассивность

Скованность

Импульсивность

Безволие

Лень

(ответы детей: сила воли, желание….)

Воля, чувство долга, ответственность – без этих суровых, мужественных черт характера невозможно представить себе настоящего человека, без них невозможен никакой труд.

Скажите, какое значение имеет труд в вашей жизни? Что он вам дал?

(ответы детей)

Да, хорошо, что вы понимаете значение труда. В жизни человечества труд всегда играл, играет и будет играть огромную роль. Писатель Виталий Закруткин сказал: “Труд создал человека человеком. Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. Все, что тысячелетиями создавалось на земле – от каменного топора до микроскопа, от первого лемеха до Эйфелевой башни – создано трудом. Только труд приносит человеку счастье, удлиняет его короткую жизнь, дает уверенность в том, что потомки ушедшего, пользуясь тем, что создано им при жизни, помянут его добрым словом и назовут творцом”.

Вы, наверное, заметили, что в книгах писатели труд ставят во главу угла жизни? Кто из вас вспомнит пословицы о труде?

(дети отвечают, называют пословицы)

Ребята, все знаете русского царя Петра I? Знаете, каким он был трудягой?

Послушайте отрывок из книги А.Ишимовой “Петр I”.

“Труда Петр I не боялся и сам трудился больше всех. Он сказал одному морскому офицеру: “Надо трудиться, братец. Я и царь вам, а у меня на руках мозоли, все для того, чтобы показать пример и хоть под старость увидеть в вас хороших помощников мне и слуг Отечеству”. Царь был мастер во всех ремеслах. На фабриках, которые заводил, иногда сам работал за станком; на железном заводе выковал своими руками 18 прутов железа и попросил с хозяина деньги за работу. Хозяин заплатил ему 18 червонцев, но ПетрI сказал: “Я не лучше других работал, дай мне то, что следует”. Хозяин так и сделал, заплатил царю 18 алтын (алтын – монета в 3 копейки). Царь купил на них башмаки и часто хвалился вельможам:

“Вот эти башмаки я купил на трудовую копейку”. Но больше всего он любил токарное мастерство и занимался им по несколько часов в день”.

Скажите, что заставило Петра I трудиться?

(ответы детей)

Для чего вообще трудится человек?

(ответы детей)

Вольтер сказал: “Работа спасает от трех великих зол: скуки, порока, нужды”. Как вы понимаете это изречение?

От каких зол спасает работа вас?

(ответы детей)

Какая работа приносит вам радость? Почему возникает эта радость?

(ответы детей)

Ребята, а можно ли избавиться от лени? Как? Изобретите лекарство от лени и пусть каждый из вас предложит свой рецепт.

(дети по очереди высказываются)

Вот, ребята, вы изобрели свое лекарство от лени, а это значит, что вы сделали свой выбор в эту минуту. Вы поняли, осознали, что свою судьбу творите именно вы, и никто другой не сделает за вас этот выбор.

Напоследок мне хочется пожелать вам творческих успехов в сотворении самого себя, своей судьбы.

Послушайте стихотворение Николая Доризо “Закон сохранения веществ”

Для всех на планете живущих существ

Я верю в закон сохраненья веществ –
Ничто не проходит бесследно
И значит, добро – это то вещество,
Уж если ты ближнему даришь его,
К тебе возвратится ответно
Пусть ближний окажется подлым плутом
Неблагодарно забывшим притом
Добро, до цинизма мгновенно, -
Его не кляни, и на жизнь не сердись,
Поскольку добром за добро твое жизнь
Отплатит тебе непременно.
Пускай не сейчас, а когда-то потом,
Но все же добром, осенившим твой дом,
Тебе непременно отплатит.
Закон сохраненья веществ, он таков:
Чтоб жизнь продолжалась во веки веков
Она свой закон не утратит

 

Психологический тренинг для учащихся "Эмоции и чувства"

Цель занятия: знакомство с психологией, как с наукой; выражение посредством игры чувств и эмоций; сплочение педагогического (ученического) коллектива.

Задачи:

1. Совершить краткий экскурс в историю психологии, как науки.

2. Провести беседу о свойствах личности и эмпатии.

3. Провести игру с передачей голосом чувств и эмоций.

4. Провести игру с передачей эмоций посредством мимики и жестов.

5. Провести игру “Кто я?”

Оборудование:

  • Помещение, которое можно затемнить, свечи.
  • Композиция из природных материалов.
  • Желательно, чтобы присутствовала вода (прозрачное блюдо с водой, в котором плавают свечи и т.п..)
  • Два вида конвертов с наборами карточек, в которых заданы разные чувства и эмоции.
  • Набор табличек с именами сказочных персонажей, известных личностей, овощей и т.д..
  • Красивая шкатулка с цветными бумажными сердечками, бабочками, в которых содержатся шуточные советы (в каждой шутке есть доля шутки, а остальное – правда).
  • Кассеты, диски со специально подобранной музыкой.

Заключение

В нашем занятии было много игровых моментов. Так в легкой непринужденной обстановке мы рассмотрели серьезную тему. А теперь примите подарки на память в виде шуточных советов, но в каждой шутке есть доля шутки, а остальное-правда...

(Звучит легкая, приятная, “светлая” музыка, участники вытаскивают из сюрпризной коробочки цветные сердечки, бабочки с советами о том, каким должен быть педагог. Если занятие с учениками, то советы соответствующие).

Психологический тренинг "Как себя защитить"

Цель: формирование социально-правовой компетенции учащихся.

Задачи:

  • познакомиться с правами ребёнка;
  • способами защиты этих прав;
  • организациями и специалистами, которые могут помочь в сложной ситуации.

Планируемый результат: учащиеся увидят необходимость ответственного поведения, будут знать, куда и к кому можно обратиться за помощью; осознают, что обращение за помощью – это не проявление слабости.

Предварительная подготовка: оформление иллюстраций к статьям Конвенции о правах ребёнка (Статья 16. Право на защиту от посягательств на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 27. Право на достойный уровень жизни);

Приглашение специалистов: сотрудников ИДН, Службы социальной помощи молодёжи, школьного психолога, социального педагога.

Необходимое оборудование: бумага формат А3, А 4; маркеры.

План занятия:

1. Вступительная беседа.

2. Практическая часть – анализ предложенной ситуации (групповая работа).

3. Представление и обсуждение результатов групповой работы.

4. Оформление Памятки.

5. Итоговое обсуждение занятия.

Ход занятия.

Приветствие участников и гостей практикума.

1. Вступительная беседа:

Какими правами обладает ребёнок?
Какие права ребёнка иллюстрируют данные плакаты?
Всегда ли права ребёнка соблюдаются?
Кто может нарушать права ребёнка?
Кто же поможет защитить права ребёнка?

Сегодня мы попытаемся сформулировать некоторые правила, создать памятку “Как себя защитить”.

2. Учащиеся делятся на группы и выполняют задание.

Задание для работы группы.

Проанализируйте ситуацию. Предложите свой вариант выхода из подобной ситуации.

Вопросы для анализа ситуации:

1. Назовите участников ситуации.
2. Чьи права нарушены?
3. Какие права нарушены?
4. Кто нарушал права?
5. Как можно было бы избежать этих событий: что делать (или не делать), как вести себя, к кому (или куда) обратиться?

Представьте свои ответы и аргументируйте их.

КАК СЕБЯ ЗАЩИТИТЬ

НАДО ЗНАТЬ

НАДО УМЕТЬ

*Я имею право на безопасность.

* “Не подставлять” себя.

* Я имею право на защиту.

* Сказать: “Нет!”

* Попросить помощь – не стыдно!

* Обратиться за помощью.

* Куда можно обратиться за помощью и защитой.

 

КТО МОЖЕТ МНЕ ПОМОЧЬ

  • родители
  • учитель
  • социальный педагог
  • директор школы
  • инспектор ИДН
  • Служба социальной помощи молодёжи “Фарватер”
  • телефон доверия милиции

5. Итоговое обсуждение:

  • Что нового узнали сегодня?
  • Чему научились?
  • Как можно использовать полученные знания?

 

Тренинг "Вырабатывайте характер"

Посеешь поступок – пожнёшь привычку.
Посеешь привычку – пожнёшь характер.
Посеешь характер – посеешь судьбу.

В одной стране когда-то
Жил-был один король.
Имел он много злата,

Но был совсем больной.
На троне всё сидел
И утренней гимнастикой
Заняться не хотел.

Нервишки и мигрени
Замучили его
Плохое настроение
Типично для него.

Он раздражён, капризен -
Не знает почему.
Здоровый образ жизни
Был незнаком ему.

Цели:

  • познакомить подростков с характерными особенностями людей и возможностями учёта этих особенностей в общении в ходе творческой, самостоятельной, индивидуальной и групповой работы с дидактическими материалами;
  • формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;
  • воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

  • для каждой группы учащихся листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши;
  • на стендах “Мысли мудрых”;
  • стенд для размещения проектов учащихся и учителя;
  • листы с описанием характерных черт личности человека, релаксация (музыка).

Ход занятия

Каждый хотел бы понять, чем же он отличается от других. Тренинг “За что нам нравятся люди (пять позитивных качеств, пять негативных). Индивидуальные особенности поведения человека определяются его характером. Как говорили древние люди, характер - это печать человека, “отпечаток”, приобретаемый в процессе воспитания и самовоспитания. Характер человека проявляется в его поведении, в действиях и поступках в обществе. Как, к примеру, вы учитесь? Один делает уроки быстро другой медленно и основательно, третий сразу же берётся за дело и только после этого начинает думать, как было бы лучше справиться с задачей. Или иной пример: одни из вас открыты, другие сдержанны в общении, замкнуты, думают о своём, третьи думают и об общих для всех классных делах, их заботит, как жизнь класса сделать интересной. Эти особенности составляют черты характера.

Характером называют совокупность качеств человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношение к окружающей действительности. (учащиеся работают с листом характерных качеств личности, разделяя их на позитивные и негативные)

Что нам дано.

В основе характера лежат свойства нервной системы человека, в значительной мере передающиеся по наследству. Например, характеризуя кого-то, мы говорим: “Вылитый отец – живой, общительный”. Эти качества характера, выражающиеся в направленности человека на людей, на себя, на деятельность, на вещи, весьма часто переходят от родителей к детям.

Альтруизм и эгоизм.

Это два противоположных типа поведения человека по отношению к людям и себе: альтруизм – служение людям, жизнь для других, эгоизм – напротив, поведения лишь “для себя”. В крайних проявлениях: эгоист – наносящий ущерб другим ради себя, альтруист – отдающий всё людям, иногда в ущерб себе. Но не торопитесь называть одного плохим, другого хорошим. Как говорил Э. Фромм, “Человек, который любит только других, не любит себя, вообще не способен любить”. Иначе говоря, человеку нужна мера одного и другого.

Что будем воспитывать.

Характер ни есть что-то раз и навсегда данное. “Чтобы хотели увидеть в мужчине и женщине?” (тренинговые упражнения)

В женщине, скажи, какой черте
Придаёшь особое значенье?
Женщине во всём на высоте,
Принимаю всё без исключенья.

Более всего, что тебе, скажи,
В мужчине нравится?
Украшает мужество его,
И любовью к женщине он славится. (Р. Гамзатов)

Характер формируется, изменяется в течение всей жизни человека. Человек сам создаёт свой характер. Обратимся к афоризму – эпиграфу этого параграфа. От поступка к привычке, от неё – к характеру, а от характера – к своей судьбе. Таков будет и рецепт, алгоритм воспитания качеств характера.

(учащиеся выписывают те черты характера, которые проявляются у них)

Анкета “Какой характер будешь сеять, девятиклассник?”

1. Знаете ли свой характер и самого себя?

2. Довольны ли вы характером?

3. Занимаетесь ли вы самовоспитанием?

4. Может ли человек сам выработать свой характер?

5. Какие черты характера вы бы хотели выработать у себя? (пользуясь приведённым выше перечнем, выберите пять самых важных свойств, которые вам надо выработать у себя)

6. Составьте таблицу в которой будете отмечать свои действия по выработке этих качеств.

Качества, которые надо выработать

Применяемые средства

Из сферы отношения к людям…

К самому себе…

Подражание, упражнение, испытание, пробы, соблюдение режима, выполнение обещаний, другие…

Рекомендации по выработке характера

  • Умейте критично оценивать достоинства и недостатки своего характера, поведения.
  • Убеждайте себя в необходимости стать лучше, добрее, справедливее (убеждение – это выбор линии поведения).
  • Внушайте себе: “Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже меняюсь. Я уже такой, каким хотел стать”.
  • Рассуждайте перед сном: “День прожит и не напрасно. Вот что я сделал полезного. Вот какие совершил ошибки. Вот что нужно сделать завтра”.
  • Держитесь всегда бодро. Управляйте своим настроением. Не впадайте в хандру.
  • Научитесь поощрять себя за добрые дела для себя и для других.

Упражнение “Я вырабатываю характер”

Составьте образ своего Я, которое осознает задачи по выработке черт вашего характера, дайте оценку по пятибалльной системе каждой из этих черт на настоящее время.

вырабатываю характер

Вырабатываю в себе качества из сферы:

- отношение к людям…

- отношение к самому себе…

(Учащиеся на цветных листах бумаги записывают те качества характера. которые помогают им лучше общаться друг с другом, быть более коммуникабельными – на доске выстаиваем “цветок дружбы”).

(Учитель наблюдает за происходящим и также кА школьники узнаёт о них много нового).

Волшебник-валеолог
Сказал – “Долой врача!”
Вам просто не хватает
Прыгучего мяча

Мяча надо больше двигаться,
В походы ходить
В кругу друзей-приятелей
Общаться и дружить.

Несите людям радость,
Добро и сердца свет.
И будете здоровы
Вы много-много лет!

Используемая литература

1. К.Г. Зайцев и А.Г. Зайцев – “Твоё здоровье” - “Регуляция психики”, 1998г.

2. Г.К. Селевко – “Сделай себя сам”, 2001г.

Приложение

Характер есть нечто иное, как долговременный навык. (Плутарх)

 

Характер состоит в способности действовать согласно принципам.(И. Кант)

 

Характер есть нечто иное, как долговременный навык (Плутарх)

 

Лев, родившийся львом, львом и останется, а человек, родившийся человеком, может им не стать (Б. Шоу).

Нет ничего бесцветнее, чем характер бесхарактерного человека (Ж. Лабрюйер).

У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности (В. Гюго).

 

Если характер в целом хорош, то не беда, если в нём оказываются и некоторые недостатки (Ш. Монтескье).

Упрямца можно сломать, но нельзя согнуть (Сенега).

 

Тренинг "Ежели Вы вежливы..."

Вы знаете, что правила вежливости и нормы поведения зародились ещё в древности, во времена рыцарей.

Переступая порог, рыцарь снимал свой шлем и нёс его в руке. «Я тебя не опасаюсь,- говорил он этим жестом хозяину: «Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю. Ты удара исподтишка не нанесёшь». Эти суровые времена прошли, но обычай остался. Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь их, веришь в хорошее отношение к тебе. С тех же времён идёт и обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Этим человек показывает, что в его ладони не спрятано оружие.

Сейчас существуют правила, которых не знали в старину. Например, невежливо надолго занимать телефон общего пользования или стоять у дверей автобуса, если не собираешься выходить на следующей остановке.

Но о каких бы мы правилах не говорили, все они направлены на одно и то же: на уважение к окружающим. Строго соблюдая правила поведения, вы будете хорошими товарищами, вас будут уважать.

А сейчас перейдём к нашему разговору.

Ребята, а есть ли среди вас такие, которые не считаются ни с какими правилами поведения и ведут себя так, как им вздумается? Слушая эту беседу, каждый из вас должен сделать вывод и определить, вежлив ли он или нет.

Я хочу вам сказать, что правила дорожного движения - это тоже правила вежливости. Вот сейчас мы и посмотрим, как вы знаете эти правила

Ответьте на мои вопросы:

1. Где нужно переходить дорогу?

2. Как нужно переходить дорогу?

3. Как нужно обходить стоящий на дороге транспорт?

Правила уличного движения:

Переходи улицу у перекрёстка или там, где есть знак «Переход» и только тогда, когда на светофоре горит зелёный свет.

У любого перекрестка
Вас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор.

(Светофор показывает знаки)

Свет зеленый – проходи,
Желтый – лучше подожди.
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.

Стой! Пускай пройдет трамвай,
Наберись терпенья,
Соблюдай и уважай правила движенья!

Если светофора здесь нет, то, входя на проезжую часть, посмотри налево, затем, когда дойдёшь до середины, посмотри направо - не идёт ли машина оттуда. Если идёт - остановись и подожди, пока пройдёт.

Где улицу надо тебе перейти,
О правиле помни простом:
С вниманьем налево сперва посмотри,
Направо взгляни потом!
Чтоб приучить пешехода к порядку,
Разлиновали асфальт, как тетрадку,
Через дорогу полоски идут,
А за собой пешехода ведут.
Нет светофора? Для пешеходов есть и подземные переходы!
Без промедленья машины снуют,
Улицу переходить не дают.
Ты осмотрись – под колеса не лезь,
Здесь переходы подземные есть!

Не перебегай улицу перед движущимся транспортом, подожди, когда он проедет.

Переходи улицу только на зелёный свет или когда загорится сигнал «Идите».

Стоящий на остановке автомобиль, автобус, троллейбус обходи только сзади, чтобы увидеть, не идёт ли другая машина. Трамвай обходи только спереди, чтобы не попасть под встречный вагон.

С площадки трамвая сходя, не забудь
Направо взглянуть: безопасен ли путь?
Трамвай же ты сзади не огибай:
Можно под встречный попасть трамвай.
Автобус спереди не огибай! Он – не трамвай!

А кто знает, как вести себя на улице?

Я приведу один пример:

Группа ребят торопилась утром в школу. Вдруг один из мальчиков резко взмахнул руками и неловко упал на тротуар. Товарищи хотели помочь ему, но он их оттолкнул. Ему было очень больно. Какой-то прохожий отнес мальчика в подъезд. Вскоре подъехала «скорая помощь». Оказалось, что он сломал ногу. Причиной несчастья стала маленькая апельсиновая корка. На ней-то и подскользнулся мальчик.

Действительно, у нас есть немало ребят, которые считают, что мусорить нельзя только в комнате, а в автобусе, на улице, в кино сори сколько угодно.

Кому, например, сидя в гостях, придёт в голову бросать прямо под ноги бумажки от конфет или выбрасывать на пол косточки от вишен? Такого школьника у нас нет. А вот на улице, в автобусе, на аллее парка многие, не задумываясь, бросают под ноги обёртки от мороженого или поплёвывают на ходу подсолнечной шелухой. Вдоль улиц расставлены урны для мусора, а таким неряхам лень к ним подойти. А ведь город, в котором мы с вами живем - это наш большой дом. Мы – его хозяева. И ты тоже хозяин этого дома. Зачем же тебе его загрязнять? Ведь каждое утро на рассвете на улицах трудятся дворники. Они чистят и выметают улицы. Так как же можно не уважать их труд? Не стыдно ли пачкать то, что они с таким старанием вычистили и вымели?

Как вести себя на улице?

1. Перед тем, как выйти на улицу, посмотри в зеркало, всё ли в порядке в твоём костюме.

2. Встречаясь со знакомыми, здоровайся первым. И не обижайся, если кто-нибудь не ответит по рассеянности на твоё приветствие.

3. Здороваясь со старшими или девочкой, первым руки не протягивай. Подожди, пока это сделают они.

4. Здороваясь, сними шапку и не надевай, пока не пожмёшь руку.

5. Подавая руку, сними перчатку.

6. Если навстречу идёт старший или девочка - посторонись и дай дорогу.

7. Если рядом поскользнулся прохожий – поддержи его. Если он упадёт – помоги подняться.

8. Садясь в трамвай, троллейбус или автобус, пропусти сначала в двери своего спутника или спутницу. Если подойдёт старушка или женщина с ребёнком, дай им пройти вперёд.

9. Пробираясь к выходу из салона, не расталкивай стоящих впереди и не подталкивай их в спину. Пользуйся не руками, а голосом. Это и вернее, и вежливее.

10. Желая обратить на что– нибудь внимание своего спутника, не показывай пальцем. Сумей сделать это взглядом, поворотом головы.

Ребята, вам, конечно же, часто приходилось бывать в гостях: то родители вас возьмут с собой, то вы забежите к другу. Вы должны знать, что существуют правила поведения в гостях.

Как вести себя в гостях?

1. Перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги. Если на улице идёт дождь или снег, отряхни шапку и пальто ещё на лестнице.

2. Не входи в комнату, не постучавшись (не позвонив).

3. Если пришёл не один, не проходи в дверь первым, а предложи пройти раньше твоему спутнику.

4. Если пришёл с девочкой, открой дверь и отступи, дав ей пройти первой.

5. Войдя в многолюдную комнату, не стремись обязательно поздороваться с каждым в отдельности. На это уйдёт немало времени. Лучше подай руку хозяину и хозяйке, а остальным скажи: «здравствуйте».

6. Не садись, пока не сядут старшие.

7. Если в комнату вошла девочка, встань, уступи ей своё место, а себе принеси другой стул.

8. Не сиди развалившись, не клади ногу на ногу, не держи руки в карманах - это и некрасиво и невежливо.

9. Если в комнату вошёл старший, встань и не садись, пока он не сядет.

10. Постарайся привыкнуть держать руки свободно - не подбоченивайся, не складывай их на груди. Видя, как ты принимаешь неестественные позы, каждый подумает: «Вот бедняга! Не знает, куда руки деть!»

11. Если взрослый что-нибудь уронит, подними и подай.

Как вести себя за столом?

1. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.

2. Не разговаривай с полным ртом. Сначала проглоти пищу, а потом ответь.

3. Во время еды не прихлёбывай громко, не дуй на горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Ешь беззвучно.

4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: тарелка будет выглядеть неряшливо, еда быстро остынет.

5. Жареную или варёную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно, можно взять косточку пальцами и обглодать.

6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать не только вилкой, но и пальцами, придерживая корочкой хлеба. Пальцы при этом вытирают салфеткой.

7. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

8. Не ешь с ножа - это некрасиво.

9. Мягкие блюда ножом резать не надо. Их легко разломить вилкой.

10. Нож держи в правой руке, вилку - в левой. Не перекладывай их из руки в руку, пока не съешь всё блюдо.

11. Косточки от компота не выплёвывай прямо на блюдце. Поднеси ложку ко рту и положи косточку на блюдце.

12. Если тебе что-нибудь нужно взять с блюдца или вазы, не тянись через весь стол, а тихо попроси соседа передать.

13. Из общего блюда бери крайний тебе кусок, не выбирай. Ведь иначе ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.

14. Не допивай прямо с блюдца сок от компота.

15. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади, а положи их на свою тарелку.

16. Не ставь, не спросив разрешения, свою грязную тарелку на грязную тарелку соседа.

17. Когда пьёшь чай, не оставляй ложку в стакане: он может опрокинуться.

18. Не сиди боком к столу - это некрасиво и невежливо.

19. За едой не читай: это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.

В качестве заключения дети прочтут стихотворение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы…», которое подводит итог всему вышесказанному.

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы, то есть сами.

И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!

И ежели вы вежливы,
То в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмёте не навеки.

И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И в целом переплете.

И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред слабым не робея.

Тренинг по теме: "Чувства"

Цели: в ходе урока учащиеся смогут:

  • называть примеры чувств;
  • сделать вывод о влиянии чувств на поведение и поступки человека;
  • работать в группе, совершенствуя коммуникативные навыки.

Оборудование

1. Кроссворды для групп (6 шт.);

2. Волнообразные полоски;

3. Тексты;

4. Лист с выводом;

5. Рабочие листы;

6. Маркеры.

Ход занятия:

Мотивация

У.: Я загадала какое-то слово, понятие. А кросворд поможет вам разгадать это слово.

На столах у детей лежат листы с кроссвордом (рис.1), в котором есть “окошки”. Заполняя их, учащиеся разгадывают горизонтальные ряды слов и само понятие — “чувства”.

4. Я занял I место в соревновании. Я испытал ---------------.

1 и 7. Это слова-антонимы. 1. --------- овладевает нами, когда грустно, а 7 — ----------, когда все отлично.

3. Миша увидел, что его любимую игрушку ребята взяли без разрешения. Мишу охватил --------------.

5. Я остался один в тёмном лесу. Мною овладел -------------.

2. Когда я узнал, что разговаривал с известным писателем, мною овладело большое ----------------.

6. Я не мог прыгнуть с вышки лучше, чем Андрей и мною овладела -----.

Работа над понятием

У.: Какое слово-понятие я загадала? (Чувства)

У.: О чём мы сегодня будем говорить?

У.: А что такое чувства?

Выслушиваются варианты толкования понятия детьми. Учитель знакомит учащихся с научным определением из толкового словаря.

Чувства — переживания человека, в которых отражается отношение к окружающему миру.

У.: Какие чувства вы знаете?

На доске прикрепляются волнообразные полоски, на которых записываются названные детьми чувства.

У.: Приходилось ли вам испытывать какое-либо из этих чувств? В каких ситуациях?

У.: Можем ли мы поместить в “море чувств” наши “Я” и “ТЫ”, которые всегда живут рядом?

У.: Море бывает то бурным, то спокойным. Так и чувства в нашей жизни сменяют друг друга. Они не бывают плохими или хорошими. Почему же мы порою страдаем от проявления чувств?

Работа в группах (исследование)

Чтобы ответить на этот вопрос, учитель предлагает работать в группах с текстами (Приложение 1,Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6).

При работе дети придерживаются плана (Приложение 7).

Отчёт групп

В ходе обсуждения делается вывод, что плохими бывают не сами чувства, а последствия, которые они влекут за собой.

На доске вывешивается вывод (рис.2):

Подведение итога

У.: Над каким понятием мы сегодня работали?

У.: Человеку необходимо уметь управлять своим поведением в “море чувств”, как капитану кораблём.

Приложение 1

Кто всех глупее?

 

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.

Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит- мальчик большой и сильный.

Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня- хозяйка, трогать её нельзя. Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои пёрышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.

Вот и спрашивает её Барбос:

-Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

-Я не такая глупая, как ты, - отвечает Барбосу утка.

-Есть глупее меня, - говорит пёс и на Таню показывает.

Услыхала Таня.

- И глупее меня есть, - говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.

Приложение 2

Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

-Почему ты не ешь? – спросил его Коля.

-Завтрак потерял…

-Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. До обеда далеко ещё!

-А ты где его потерял? – спросил Миша.

-Не знаю… - тихо сказал Витя и отвернулся.

-Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

-Бери, ешь!

Приложение 3

Что легче?

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы.

Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся:

-Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

-Я скажу, - говорит первый, будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

-Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

-А я правду скажу, - говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она всегда правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь: лесной сторож идёт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.216 с.)