Тема: Конфликт - нераскрытая возможность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Конфликт - нераскрытая возможность



Цели:

1. Раскрытие понятий “конфликт”, “сигналы конфликта”.

2. Определение причин возникающих конфликтов.

3. Осознание позитивных возможностей эффективного разрешения конфликта.

Время: 1 час

Ход занятия

1. Введение в проблему. Формирование целей занятия. Мотивация учащихся.

2. Упражнение “Паутина конфликтов”.

Процедура проведения. В центре доски пишется слово “конфликт” и очерчивается кругом. Учащимся предлагается назвать ассоциации, вызванные этим словом. Учитель записывает каждую ассоциацию, соединяя слова линией с основным кругом. Если дети называют ассоциации, относящиеся к уже названным, учитель соединяет их непосредственно с ними, а не с основным кругом. Продолжать необходимо до тех пор, пока у детей сохраняется интерес.

Обсуждение и анализ.

  • Как мы можем определить “конфликт”?
  • Что общего имеют определенные нами конфликты?
  • Что вызывает конфликты?
  • Что усугубляет их?
  • Что предотвращает или разрешает конфликты?

3. Введение понятия “сигналы конфликта”

Основной вопрос. Разрешение конфликта зависит во многом от уровня нашей бдительности, ибо он предваряется более или менее очевидными сигналами. Какими?

Кризис. Это “крайний предел”, который характеризуют ожесточенные споры, агрессивные действия, оскорбления и т.д.

Напряжение. Взаимоотношения с человеком становятся источником постоянного беспокойства. Состояние напряжения искажает наше восприятие другого человека и многих его действий. Наши взаимоотношения обременяются весом негативных установок и предвзятых мнений. Наши чувства по отношению к оппоненту значительно изменяются к худшему.

Недоразумение. Мы зачастую впадаем в недоразумения, делая неверные выводы из ситуации, чаще всего из-за недостаточно четкого выражения мыслей или отсутствия взаимопонимания.

Инциденты. Сигнал о том, что вы являетесь участником инцидента, несущего в себе зерно конфликта, обычно незначителен. Какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, однако через несколько дней она нередко забывается. Но накладываясь друг на друга, инциденты могут приводить к конфликту.

Дискомфорт. Это интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя выразить его словами трудно. В данном случае к интуиции полезно прислушаться, более того, ее надо приветствовать.

Если вы научитесь распознавать сигналы дискомфорта и инцидентов и быстро реагировать на них, вы можете зачастую предотвратить возникновение напряжения, недоразумений и кризисов.

4. Разделение на группы.

Задание учащимся. Опишите ситуации, когда подобные сигналы возникали, но не были оценены вами по достоинству, упущены, приводили к возникновению конфликтных ситуаций.

5. Выступления лидеров групп по результатам обсуждения.

ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Выиграть может каждый (часть 1)

Цели:

1. Осознание особенностей собственного поведения в конфликте.

2. Осознание возможности реализации стратегии сотрудничества (подхода “выиграть/выиграть”).

Время: 1 час

Ход занятия

1. Формулирование целей занятия. Сообщение о результатах исследования доминирующих стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

2. Анализ стратегий поведения в конфликте с точки зрения их эффективности. Организация совместного обсуждения.

Как только мы вступаем в конфликт или видим, как он надвигается, мы можем сознательно выбрать наш подход к нему. Однако мы делаем это не всегда, часто автоматически реагируя в данной ситуации. Мы можем считать наши реакции вполне естественными, но на самом деле это просто привычки, полученные нами в детстве. Если вы каждый раз реагируете на конфликт одним и тем же способом, значит, вы выработали у себя одну из нескольких “конфликтных привычек”.

Все нижеперечисленные действия являются формами стратегии избегания (ухода):

  • молчание;
  • демонстративное удаление;
  • обиженный уход;
  • затаенный гнев;
  • депрессия;
  • игнорирование обидчика;
  • едкие замечания по “их” поводу за “их” спиной;
  • переход на “чисто деловые отношения”;
  • полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной.

Давайте рассмотрим “плюсы” и “минусы” использования этой стратегии.

Формы стратегии приспособления (уступчивости) заключаются в следующем:

  • вы делаете вид, что все в порядке;
  • продолжаете действовать, как будто ничего не произошло;
  • миритесь с происходящим, чтобы не нарушать покой;
  • ругаете себя за вашу раздражительность;
  • пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели;
  • молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести;
  • подавляете все ваши негативные эмоции.

Насколько эффективна эта стратегия?

Примеры реализации стратегии соперничества (конкуренции):

  • вы стремитесь доказать, что другой человек не прав?
  • дуетесь, пока они не передумают;
  • перекрикиваете других;
  • применяете физическое насилие;
  • не принимаете явного отказа;
  • требуете безоговорочного послушания;
  • призываете на помощь союзников для поддержки;
  • требуете, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений.

Как вы относитесь к этой стратегии?

Многие выбрали стратегию компромисса как значимую. Вы реализуете стратегию компромисса, если:

  • поддерживаете дружеские отношения;
  • ищете справедливого решения;
  • делите предмет желаний поровну;
  • избегаете самовластия и напоминаний о вашем первенстве;
  • получаете что-то и для себя;
  • избегаете столкновения в лоб;
  • уступаете немного ради поддержания отношений.

Давайте поговорим о достоинствах и недостатках этой стратегии.

Мало, кто из вас реализует в своей жизни стратегию сотрудничества.

Как по вашему мнению, в чем она заключается и возможно ли сделать так, чтобы в конфликте выиграли обе стороны?

Преимущества подхода “выиграть/выиграть” заключаются в том, что вы находите наиболее приемлимое решение и тем самым укрепляете взаимоотношения. Когда выигрывают обе стороны, они будут более склонны поддерживать принятое решение.

3. Определение последовательности действий при разрешении конфликтной ситуации (на примере “Истории с апельсином”).

Что нужно, чтобы эффективно реализовать подход “выиграть/выиграть”?

Конфликтная ситуация. Два человека на кухне претендуют на единственный апельсин. Как поступить с ним? Разрезать пополам? Потянуть жребий? Рассудить, кому он нужнее?

Шаг 1.Узнайте, почему они хотят того, чего хотят.

Давайте вернемся на кухню и спросим людей, зачем им апельсин. Предположим, один из спорящих сказал, что он хочет пить и ему нужен сок. Другойхочет испечь пирог и ему нужна цедра.

Шаг 2. Быть может, разногласия компенсируют друг друга в каком-то аспекте?

Наш опрос показал, что эти люди нуждались в апельсине для разных целей. Это неудивительно. Различия в характере, целях и интересах постоянно создают различия в потребностях: однако вы найдете их только в процессе поиска.

Шаг 3.Каковы варианты решений?

Если один человек хочет сок, а другой - кожуру, ответ прост, так как каждый может взять то, что ему нужно от целого апельсина. Но, предположим, что дело не так просто, и оба страдают от жажды. Каковы варианты решений? Поделиться соком - явно компромиссное решение. Объем сока можно увеличить, добавив в него воды и сахару. Можно установить, кто больше пристрастен к апельсиновому соку, и подыскать приемлимую замену для другого и т.д. и т.п.

Шаг 4. Сотрудничество.

Вы можете в одиночку проанализировать потребности, найти компенсирующие аспекты разногласий и продумать варианты решений. Однако этот процесс будет гораздо эффективнее, если действовать совместно. Вы покажите этим, что рассматриваете своего оппонента не как противника, а как партнера. Когда вы вместе находите наиболее приемлимое решение, вы, по крайней мере, сохраняете отношения, или даже их укрепляете. Принцип подхода “выиграть/выиграть” заключается в том, что, даже если нам и не удалось добиться полного удовлетворения нужд, мы, тем не менее, научились, как можно вести совместный поиск взаимовыгодных решений. И найти их несомненно легче, если мы признаем и будем ценить потребности друг друга.

Алгоритм стратегии сотрудничества.

  • определите потребности всех участников;
  • постарайтесь их удовлетворить;
  • признайте ценности других, равно как и ваши собственные;
  • старайтесь быть объективными, отделяя проблему от личностей;
  • ищите творческих и неординарных решений;
  • не щадите проблему, щадите людей.

4. Рефлексия занятия.

  • Что новое, ранее неизвестное вы узнали в процессе проведения занятия?
  • Какая стратегия поведения в конфликтных ситуациях является наиболее эффективной?
  • Что нужно предпринять, чтобы разрешить конфликтную ситуацию конструктивно?

ЗАНЯТИЕ № 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.013 с.)