Упражнение «Запрещающие знаки» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Запрещающие знаки»



Группа делится на подгруппы. Каждая подгруппа называет какой-нибудь запрещающий знак. Ведущий записывает их на доске. Обычно запрещающие знаки дети берут из правил дорожного движения. Правила обсуждаются. Затем ведущий задает вопрос: «Регулируются ли правила поведения человека? Если да, то назовите их».

Ведущий записывает их на доске.

Обсуждение правил

— Всегда ли вы выполняете эти правила?

— Если да, то что чувствуете?

— Если нет, то что чувствуете?

Упражнение «Инсценировка»

Группа делится на 3–4 подгруппы, каждой подгруппе сообщается одна из ситуаций, описанных в пятом занятии. Задание: инсценировать эти ситуации.

Обсуждение ситуации

— Какая норма поведения нарушена?

— Если бы вернулись к ситуациям, рассмотренным вчера, смогли бы вести себя по-другому?

Домашнее задание

То же, что и в занятии 5.

ЗАНЯТИЕ 7

Цель: активизация чувственного восприятия; формирование запрета; предвидение последствий агрессивного поведения.

Оборудование: мел, 3–4 газеты, карточки, где описаны ситуации из прошлого занятия.

Приветствие

Дорисуй рисунок....

Обсуждение домашнего задания

По тем же вопросам, что в занятии 6.

Разминка

Ведущий задает вопрос, на который отвечает сосед справа. Можно усложнить задание: на первый и второй вопросы отвечают те, кому их задают, а на третий — сосед справа. Упражнение развивает реакцию, внимание.

Упражнение «Болотце»

На полу чертят круг — «болото», внутри болота лежат газеты — это будут кочки на болоте. Все участники идут быстро по краю болота, стараясь не попасть в него. Можно задержаться или оттолкнуться от кочки, а если попал в болото, то становишься кикиморой и невербально зовешь к себе остальных участников группы.

Это упражнение выравнивает эмоциональный фон, улучшает настроение.

Упражнение «Суд»

Группа разбивается на подгруппы. Каждой подгруппе дается ситуация из 5-го занятия. Ситуацию надо проиграть с использованием ролей:судьи, обвинителя, защитника, пострадавшего, свидетеля, присяжных.

Инсценировка готовится 15–20 минут, а затем каждая группа проигрывает ее.

Обсуждение

— Что чувствовали, когда были в роли?

— Можно ли было из этой ситуации выйти по-другому?

Домашнее задание

Подобрать пословицы, отражающие принципы, нормы поведения.

ЗАНЯТИЕ 8

Цель: тренировка восприятия нормы поведения; подготовка к аутогенной тренировке.

Оборудование: сборник пословиц, карточки с именами.

Приветствие

Поздороваться одними глазами.

Обсуждение домашнего задания

По тем же вопросам, что и в занятии 6.

Разминка «Сороконожка»

Все участники группы стоят.

Ведущий. Встаньте в затылок друг другу, левым плечом в центр. Присядьте на колено соседа, и с правой ноги на счет «раз» — пошли.

Обсуждение

— Удобно ли было идти?

— Что чувствовали, когда двигались вперед?

После проведения этого упражнения в группе возникает позитивный эмоциональный настрой, создается эмоциональное единство.

Разминка

Все участники становятся в круг.

Ведущий. Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так (показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и я время от времени буду говорить какое-то число, например «три». И тогда атомы должны объединиться — по три атома в каждой молекуле. Молекулы выглядят так (ведущий вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядят молекулы): они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями.

В конце упражнения ведущий называет число, равное количеству всех учащихся, участвующих в упражнении.

Обсуждение

— Как вы себя чувствуете?

Упражнение «Ситуация»

Саша, мальчик 10–12 лет, пришел в клуб посмотреть боевик, но кассир не дал ему билет, так как на фильм допускаются только дети старше 16 лет. На афише же возрастное ограничение не было указано, и Саша решил схитрить. Он увидел девочек-старшеклассниц со своего двора, которые прогуливались, оживленно болтая. Саша подошел к ним и попросил купить ему билет в кино, но девочки отказали, обозвав его «малявкой». Саша рассердился, сказал вслед уходящим девочкам обидные слова и побежал. Девочки догнали его и надрали уши, а Саша заявил в милицию, что девочки его избили. Инспектор по делам несовершеннолетних ведет расследование.

Ведущий. Вы все будете играть роль инспектора по делам несовершеннолетних. А я заполню таблицу как итог вашего расследования.

1. Чего хотел Саша? (Пойти в кино.) Что он для этого сделал?

2. Что чувствовал при этом? (Радость, удовлетворение.)

3. Чего хотели девочки? (Погулять, пообщаться.)

4. Что они чувствовали? (Радость, ликование).

5. Что чувствовали девочки и Саша после выяснения отношений? (Злость, огорчение).

6. Как можно было выйти из этой ситуации, не нанося оскорблений?

Разминка

Ведущий. У меня в руках несколько карточек. На них написаны имена известных людей: Шварценеггер, Пугачева и т.д. Я приколю карточки к одежде каждого (на спину), чтобы тот, кому я их прикалываю, не мог прочитать, что там написано. Затем вы встанете и будете читать, что написано на карточках других участников, и невербально изобразите этого человека. Задача участника — отгадать, какое имя написано на карточке.

Упражнение позволяет всем участникам группы проиграть обе роли и потренироваться в поиске средств передачи информации, в рефлексии причин невербальных интерпретаций, точности их нахождения.

ЗАНЯТИЕ 9

Цель: помочь выработать личные стандарты поведения.

Оборудование: повязки на глаза, ситуации для инсценирования.

Приветствие

Ведущий. Начнем сегодняшний день так: встанем и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное — никого не пропустить. Как себя чувствуете? Можем ли мы приступать к работе?

Разминка

Ведущий. Сейчас двое из вас будут ведущими, их роль заключается в обеспечении безопасности всей группы. А остальные с закрытыми глазами пойдут от одной стены до другой.

Обсуждение

— Был ли страх?

— Что чувствовали ведущие?

Упражнение способствует дальнейшему раскрепощению.

Упражнение «Ситуация»

Ведущий задает ребятам ситуацию, в которой прослеживается агрессивное поведение. Например, Иван побил товарища после контрольной (ребята сами развивают сюжет дальше).

Обсуждение

Участники обсуждают предложенные варианты развития сюжета:

1. Чего хотел Иван от товарища на контрольной?

2. Чего хотел товарищ?

3. Что сделал Иван после контрольной?

4. Что чувствовал Иван на контрольной и после нее?

Участники разбиваются на четыре группы и разбирают по одному вопросу, затем через 5–6 минут каждая группа выдает свою версию, логически связанную с другими.

Инсценирование

Начинает первая группа, потом четвертая, затем вторая и третья.

Ведущий. Пофантазируйте, как можно было бы решить эту проблему без применения силы?

Разминка

Ведущий. Будьте внимательны, посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть, как выглядит сегодня ваш товарищ, как он себя проявляет, что нового появилось в его поведении по сравнению со вчерашним днем? Для выяснения этого будем бросать мяч друг другу, сообщая, кому адресован мяч. Старайтесь никого не пропустить.

Упражнение улучшает групповую атмосферу.

Обсуждение

— Насколько то, что вы услышали о себе, соответствует вашим собственным впечатлениям?

ЗАНЯТИЯ 10–11

Цель: продолжить вырабатывать личностные стратегии поведения.

Оборудование: бумага, карандаш.

Приветствие

Ведущий. Давайте начнем сегодняшний день с того, что обратим внимание друг на друга, подумаем друг о друге. Сделаем это так: закроем глаза и мысленно пройдем по кругу, остановимся перед каждым участником группы и подумаем над тем, какие в характере этого человека есть сильные стороны, достоинства. Откроем глаза. Теперь пусть один из вас бросит мяч тому, кого он выберет, и скажет, каким безусловным достоинством или сильной стороной характера обладает этот человек. Тот, кому бросили мяч, передает его следующему и говорит о его сильной стороне и т.д., до тех пор пока мяч не побывает у каждого.

– Что вы чувствовали, когда обращались к другому и когда обращались к вам?

Разминка

Все участники ходят вокруг стульев, одного стула не хватает, по хлопку ведущего все садятся, тот, кто остался без стула, имитирует звук какого-нибудь животного и становится ведущим. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник, не побывавший ведущим. Он встает на стул и кричит «Виват победителю!», а все кругом в это время громко издают звуки выбранных животных. Упражнение развивает реакцию и улучшает настроение.

Упражнение «Баланс-1»

Участники вспоминают ситуацию, произошедшую между Сашей и девочками. Затем делят пополам лист: в одной части листа пишут положительное поведение и действие, в другой — отрицательное.

Сравнивают и делают вывод.

Упражнение «Баланс-2»

— Какое развитие получила бы ситуация, если бы Саша не просил девочек купить ему билет?

— Если бы он вернулся к родителям и попросил их пойти с ним в кино?

Высказывается каждый. Закончить предложение: «Я понял, что...»

Упражнение «Тень»

Дети работают в паре. Один из участников пары будет «тенью» другого. «Тень» повторяет как можно точнее все движения «хозяина». Через 2–3 минуты поменяться ролями.

Упражнение направлено на развитие способности чувствовать состояние другого человека, предвидеть его действия.

Инсценирование ситуации

Группа разбивается на подгруппы, и каждая подгруппа получает для инсценирования ситуацию из банка проблем пятого занятия. Время на подготовку – 15–20 минут. По окончании обсудить: «Моя проблема...»; «Мне было трудно...».

Беседа в кругу

Ведущий. Я поняла, что у вас случаются ситуации, при которых вы бываете несдержанны по отношению к родителям, товарищам. Так ли это? Прошу всех высказаться (по кругу).

Вам сопутствует волнение, гнев, злость, раздражительность? (Ответ по кругу.)

У меня создается впечатление, что вы поступаете против своей воли. Но я сомневаюсь, правильно ли я вас поняла?

В этих ситуациях вы довольны собой или нет? Можем ли мы поговорить на эту тему? Давайте возьмем известную ситуацию и попытаемся сформулировать проблему. Мне не нравится, когда я плохо веду себя, но не знаю, что делать. Хотели вы вести себя по-другому? Попробуем вести себя по-другому?

Дети добровольно заключают контракт. Текст контракта:

«Я хочу изменить свое поведение по отношению к другим. Не хочу своим поведением вызывать плохое настроение, огорчение других людей. Обязуюсь приступить к работе над собой».

Подписи:

(участник)
(руководитель)
(свидетель)

Два экземпляра: один — ведущему, другой — участнику группы, заключившему контракт. Кроме этого участники могут взять какое-либо обязательство. Например, каждый день быть неагрессивным 10, 20, 30 минут (время постепенно увеличивается). Использовать жетоны, поощрения.

ЗАНЯТИЕ 12

Цель: разработка набора аутозаключений, тренировка самонаблюдения.

Оборудование: повязка, бумага, мяч, доска.

Приветствие

Вербально и невербально.

Разминка

Ведущий. Я буду считать. На каждый счет вы, не переговариваясь друг с другом, должны повернуться на 90 градусов.

Задача: повернуть всех в одну сторону (развивается умение подчинить себя другому).

Упражнение «Монолог»

Все ложатся или принимают позу кучера. Вокруг тихо и спокойно, все слушают тишину. Через 1 минуту начать мысленный разговор с собой, вспомнить что-нибудь приятное. Усложнение: дотронуться до участника игры, тот тихо говорит последнюю фразу своего монолога. После каждой фразы вопрос к участнику: «Как себя чувствуешь?»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.188.160 (0.038 с.)