Метод 5. Как писать информационный документ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод 5. Как писать информационный документ



 

Написание хорошего информационного документа, несомненно, является актом творческого мышления. При составлении чернового варианта документа следует обращать больше внимания на содержание, чем на стиль изложения.

Как отмечалось выше, когда пишется черновой вариант документа, ничто не должно сковывать воображение автора, он должен излагать свои мысли свободно. Затем автору следует критически оценить проделанную работу. Другие лица должны тщательно изучить и подвергнуть документ критике. В заключение сам автор должен попытаться со стороны оценить свою работу целиком. Он должен спросить себя, имея в виду историю вопроса, характер использованных им фактов и сведений, а также требования здравого смысла, правильно ли в документе и выводах оценены все стороны проблемы, обоснована ли нарисованная им общая картина.

 

ШЕСТЬ ТИПОВ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ

 

Научных работников, занятых в области естественных и отчасти общественных наук, обычно подразделяют на несколько различных типов. Значительные различия, существующие среди научных работников, — вопрос, заслуживающий серьезного внимания. Этот вопрос имеет исключительно важное практическое значение для достижения наилучших результатов в исследованиях той или иной группы научных работников.

Научные работники каждого типа имеют свои сильные и слабые стороны. Каждый из них нуждается в различном руководстве. Некоторые ученые добиваются успеха и довольны своей работой, занимаясь одними проблемами, но почувствуют себя несчастными, если им придется заниматься другими проблемами даже в той же области науки. Это сейчас хорошо понимают руководители ряда научно-исследовательских учреждений, особенно крупных научных лабораторий. См., например, работы Плэтта [43] и Уилсона [44]. Наличие нескольких типов научных работников, с присущими каждому типу специфическими положительными и отрицательными качествами, характерно и для информационной работы разведки в такой же мере, как для других областей исследовательской деятельности. Однако тот факт, что научные работники представляют собой несколько различных типов, еще не полностью осознан в информации. Д-р Ральф Гибсон — директор лаборатории прикладной физики Джона Гопкинса — в статье «Некоторые вопросы научно-исследовательской работы» [10] дал характеристику ряду типов «творческих научных работников», применимую к разведчикам-исследователям в такой же мере, как и к остальным научным работникам. Он пишет:

 

«Среди творческих научных работников можно установить с точки зрения склада их ума по крайней мере шесть типов. Мы определили их в результате изучения авторов статей, помещаемых в серьезных журналах, или более фундаментальных работ из истории науки. (Приводимая классификация научных работников составлена неавторитетным специалистом и представляет собой лишь выводы неискушенного наблюдателя.) Вот эти типы:

а) прометеи;

б) критически или аналитически мыслящие научные работники;

в) работники, обладающие собирательным и индуктивным складом ума;

г) исследователи, обладающие собирательным и описательным складом ума;

д) скрупулезные исследователи;

е) заурядные труженики.

Очевидно, что данный человек может обладать не одним, а несколькими из перечисленных качеств, однако одно из них будет доминирующим.

Научный работник типа Прометея стремится внести нечто совершенно новое во все, чем он занимается. Его может озарить гениальная идея, открывающая новые горизонты в науке или кладущая начало новой всеобъемлющей теории. Такой ученый может изобрести более легкий и лучший способ постановки эксперимента и производства определенной продукции. Ученый типа Прометея переносит идеи из одной области науки в другую и мыслит в широком плане.

Критически и аналитически мыслящий исследователь ничего не берет на веру и тщательно изучает все материалы, с которыми сталкивается. Последовательный и строгий ученый, он глубоко вникает во все, что связано с изучаемым явлением. Такой пытливый ум особенно необходим для решения сложных вопросов, для выяснения ценности данных практики и определения логичности понятий.

Ученый, обладающий собирательно-индуктивным складом ума, изучая литературу и ставя эксперименты, собирает факты и пытается привести их в определенную систему. Исследователи этого типа во многом содействовали развитию, например, физической химии. Их открытия носят частный характер.

Собирательно описательным складом ума наделены исследователи, являющиеся опытными и острыми наблюдателями, которые запоминают и ясно описывают для других результаты своих наблюдений. Ученые с таким складом ума заложили основы важных наук — астрономии, геологии, естественной истории. Они всегда на передовых линиях исследовательской работы. Они, кроме того, способные преподаватели.

Скрупулезного исследователя беспокоит точность деталей, связанных с наблюдениями, применением избранного метода и всем процессом исследования. Научный работник, принадлежащий к этому типу, стремится быть аккуратным и точным. Наконец, научный работник последнего типа, заурядный и прилежный, неутомимо идет вперед, особенно там, где для доказательства какого-то одного положения необходимо ставить многочисленные эксперименты и где важное значение имеют повторные исследования.

История свидетельствует о том, что ученые, обладающие всеми отмеченными качествами ума, играют важную роль в деле обеспечения правильного и непрерывного развития всех отраслей науки и техники. Сбросить кого-либо из них со счетов значило бы проявить величайшее высокомерие. Скрупулезный исследователь, тратящий годы на установление подлинных фактов из области какого-либо сложного явления или на разработку более совершенной методики исследования, заурядный, но прилежный научный работник, тщательно изучающий с помощью большого количества опытов какой-то вопрос, — все они снабжают творческого работника с индуктивным складом ума материалами, которых тот сам, возможно, не смог бы добыть. Критически мыслящий ученый следит за тем, чтобы мысли и наблюдения развивались в правильном направлении, и тем самым помогает избежать дорогостоящих отклонений в сторону от правильного пути.

Каждый из них выполняет свою роль. Секрет рационального использования научных кадров в масштабах одной ли лаборатории или всей страны состоит в том, чтобы каждый ученый получал задание, соответствующее складу его ума, и чувствовал при этом, что выполняет полезную работу».

 

Последняя фраза Гибсона свидетельствует о том, что полезно всегда иметь в виду факт существования указанных типов научных работников. Над этим следует задуматься всем руководителям информационных органов разведки.

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

 

Главная мысль второй части книги состоит в том, что информационная работа разведки является интеллектуальным процессом. Изучая соответствующие процессы мышления, мы тем самым хорошо подготавливаемся к восприятию принципов информационной работы разведки. В рамках настоящей главы внимание автора было сосредоточено на одной конкретной части интеллектуального процесса, известной под названием «творческого мышления».

Для того чтобы творчески мыслить, недостаточно уметь упорно работать, хотя это качество играет важную роль. Для этого необходимо уметь быстро проникать в суть явления. Такой способностью располагает определенная категория людей, работающих в благоприятных условиях.

Каждый исследователь, усвоив соответствующие принципиальные положения, может улучшить условия своего умственного труда Руководители разведчиков, занятых информационной работой, могут сделать еще больше для того, чтобы создать своим подчиненным условия, благоприятствующие творческому мышлению.

Процесс творческого мышления был разбит нами в данной главе в целях лучшего его уяснения на четыре стадии: «Накопление знаний и сведений», «Осмысливание материала», «Умозаключения и выводы» и «Проверка выводов». Затем мы изложили пять методов, применение которых на различных этапах работы над информационным заданием часто оказывается полезным.

Наконец, мы указали на значительную разницу, которая существует между учеными различных типов с точки зрения их сильных и слабых сторон, с тем чтобы каждого из них можно было использовать наилучшим образом.

Во всей этой главе мы использовали положения, разработанные для смежных дисциплин. Поступая таким образом, мы действовали в соответствии с одним из основных принципов, выдвинутых нами, а именно: поскольку специальной литературы по информационной работе стратегической разведки мало, мы будем энергично вторгаться в сферу более разработанных дисциплин и использовать из них все ценное.

 

 

Глава 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.007 с.)