Стадия 1. Накопление знаний и сведений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадия 1. Накопление знаний и сведений



 

Эта стадия включает этап сбора фактов процесса информационной работы и большое количество других моментов.

На рис 4 в виде прямоугольников изображены знакомые нам семь основных эта юв процесса информационной работы и в виде менее четких фигур — частично наложенных друг на друга кругов — четыре стадии процесса творческого мышления. Стадия накопление знаний и сведений в определенной мере касается всех этапов процесса, информационной работы, но правильнее всего будет сказать, что она охватывает такие этапы, как составление плана, определение понятий и сбор фактов. Сбор фактов является основным на этой стадии.

 

 

Рис. 4. Четыре стадии творческого мышления во взаимосвязи с семью этапами информационной работы.

 

Рассматривая процесс мышления, необходимо подчеркнуть, что на стадии накопление знаний и сведений мы сталкиваемся с огромной массой фактов, в большей или меньшей степени относящихся к делу, с ошибками, предрассудками, идеями, представлениями, накопившимися в нашем сознании в результате нашего общего образования и всего жизненного опыта. Часть этих сведений была, безусловно, специально собрана в связи с данным конкретным информационным заданием. Остальная часть сведений, оказывающая значительное влияние на результаты работы, накапливалась в нашей голове с детских лет.

Некоторые идеи и представления, имеющие прямое отношение к поставленной задаче, возможно, пронизывали содержание разговоров и литературных произведений в нашей стране на протяжении жизни многих поколений.

Такие выражения, как «бестолковый турок», «проклятый янки», широко употреблялись в определенные времена и в определенных странах и являлись чуть ли не выражением общепринятых взглядов в некоторых странах. Трудно избежать влияния таких выражений.

Занимаясь исследовательской работой в области естественных наук, мы не сталкиваемся с трудностями, порожденными предрассудками, усвоенными с детских лет, ибо имеем дело с такими не вызывающими эмоциональных проявлений понятиями, как сульфат бария и корень квадратный из минус единицы. В области информационной работы разведки суть проблемы может касаться вопросов расы, религии, политики, экономики и других явлений, в отношении которых сохраняют свою силу извечные предрассудки. Эти предрассудки оказывают влияние на определение нашего подхода к данной проблеме и на весь сознательный и подсознательный процесс мышления. В связи с наличием подобных эмоциональных предпосылок необходимо принимать специальные меры для предупреждения воздействия на наши решения предрассудков и предвзятых мнений.

Таким образом, на стадии накопления знаний и сведений мы широко используем все культурные ценности и опыт как свой личный, так и всего народа. Сюда относятся многие специальные знания в той или иной области химии, экономике, истории, которыми мы обладаем благодаря полученному образованию. И, естественно, трудно критически оценить всю массу фактов, мнений и предрассудков, накопившуюся в нашей голове за много лет.

В порядке противопоставления допустим, что мы на этапе сбор фактов процесса информационной работы старательно собираем данные из самых различных источников о количестве инженеров в Куртэнии. Каждый полученный факт в систематическом порядке заносится на отдельную карточку с указанием источника. Нетрудно понять, что всю эту массу сырых разведывательных сведений можно подвергнуть весьма тщательной критической проверке. Например, мы можем изучить заново каждую карточку. В результате мы будем знать, что данные всех карточек критически нами оценены. Мы можем показать любую карточку какому-либо постороннему специалисту, с тем чтобы он подтвердил или опроверг содержащиеся в ней данные. Другими словами, мы располагаем в письменной форме данными, ограниченными определенными рамками. Мы можем подвергнуть имеющиеся данные определенной обработке, и нашим коллегам будет ясен характер предпринятых нами действий.

Теперь посмотрим, как мы будем работать при решении определенной задачи на стадии накопление знаний и сведений, рассматривая данную стадию в самом широком смысле этого понятия, охарактеризованном выше в настоящем разделе. Предположим, я получил задание определить качество подготовки инженеров в Куртэнии и их возможности в области научно-исследовательской и практической работы на производстве.

Я подбираю данные из различных источников. Однако оценка качества подготовки инженеров в значительной мере предопределяется моим собственным опытом в области изучения и преподавания инженерного дела, в области взаимоотношений с инженерами высокой и низкой квалификации. Имеющийся более чем двадцатилетний опыт исследовательской работы в промышленности также влияет на мое суждение о возможностях инженеров Куртэнии в научно-исследовательской работе. Многие важнейшие, необходимые для выполнения данного задания идеи и представления «накапливались» в моей голове в течение ряда лет, до того как я впервые узнал о существовании информационной службы разведки и заинтересовался Куртэнией.

Невозможно собрать воедино, изложить в письменной форме и проверить все те данные, которые уже имеются у меня в голове и на которых будет основано мое суждение. Вероятно, я даже не осознаю того факта, что многие элементы моего собственного опыта оказывают влияние на мои суждения.

Эти простые примеры показывают, в чем состоит различие между этапом сбора фактов и стадией накопления знаний и сведений. Из этих примеров хорошо видно, что в нашем мозгу накапливается большая масса представлений и сведений, не всегда достаточно ясных и в некоторой степени беспорядочных, которые, несомненно, могут оказывать сильное влияние на принимаемые нами решения. Если многие из этих сведений и представлений неправильны, имеют в основе своей предрассудки, они могут стать непреодолимым препятствием на пути правильного решения информационной задачи. Даже если большинство сведений, содержащихся в моей голове, в основном правильны, они могут повести мою мысль по неправильному пути, в случае если они односторонне отражают действительность. Например, если я знаю пятерых французов и в силу чистой случайности четверо из них мошенники, только усилием воли можно избежать вывода, что все французы — мошенники.

Вместе с тем если разведчик накопил в своем мозгу значительные и в основном достоверные сведения из определенной отрасли знаний и если в результате его зрелых размышлений они приобрели стройный и осмысленный характер, то такие данные имеют для информационной работы неоценимое значение, практически такой осмысленный умственный багаж является необходимым условием успешной информационной работы. Пастер сказал: «В области наблюдений случай помогает только людям с подготовленным умом».

Подготовка — вот другое наименование стадии, названной нами «накопление знаний и сведений». В том значении, как его употребляет Грэхем Уоллэс [36], термин «подготовка» включает прежде всего образование и жизненный опыт; подготовка в таком смысле непременно должна предшествовать непосредственному сбору фактов в процессе решения информационной задачи.

Одним из факторов, более всего стимулирующих такое накопление материала в любой области, является живой интерес к изучаемому предмету, даже если это интерес только дилетанта, а не специалиста-профессионала. Человек, проявляющий такой интерес, как при чтении, так и в разговорах с другими обращает внимание на каждое случайное замечание, касающееся интересующего его предмета, и откладывает его у себя в голове на соответствующую полочку. Он использует все возможности, чтобы обсудить занимающий его вопрос со знающими людьми. Знания такого человека непрерывно расширяются и совершенствуются.

В этой связи уместно спросить, не таят ли в себе опасности слишком обширные знания по данному вопросу. Опасность заключается в том, что человек, накопивший слишком много сведений по какому-то вопросу, находится под сильным влиянием общепринятой точки зрения, и это может помешать ему выработать свое самостоятельное мнение. Практика исследовательской работы в области естественных наук знает много примеров, когда никому не известные в данной области исследователи, вроде Бессемера в сталеплавильной промышленности, делали открытия, шедшие вразрез с мнением опытных специалистов Не вызывает сомнения факт, что как в науке, так и в промышленности большинство успешных открытий делалось в борьбе с мнениями многих крупных специалистов. Хорошее резюме по этому поводу дает Беверидж [32]:

 

«Если человек много читает, это не освобождает его от необходимости думать. Афоризм Шоу «Чтение засоряет голову» в действительности не такая уж нелепица, как это кажется с первого взгляда.

Занимаясь вопросами, изучение которых еще не завершено, или какой-либо новой проблемой, или же представляющей собой новый вариант уже решенной проблемы, специалист обладает решающим преимуществом. Однако если объем наших знаний поданному вопросу остается неизменным и все в этой области кажется уже изучено до конца, тогда здесь требуется новый революционный подход, который скорее всего можно ожидать со стороны неспециалиста. Скептицизм, с которым специалисты почти всегда встречают новые революционные идеи, подтверждает мысль о том, что имевшиеся у них знания стали препятствием для дальнейшего движения вперед.

Лучший способ преодоления такого препятствия состоит в том, чтобы критически воспринимать прочитанное и сохранять чувство здорового скептицизма».

 

Глубокое знание основных принципов естественных и общественных наук, несомненно, весьма полезно для офицера информации. Его начитанность в вопросах, имеющих лишь отдаленное отношение к вопросу, которым он непосредственно занимается, часто стимулирует воображение и подсказывает интересные аналогии. И напротив, настойчивое изучение только данного узкого вопроса понапрасну будет истощать умственные способности разведчика.

Развивая эту же мысль применительно к специфической области информационной работы разведки, следует сказать, что многие хорошо продуманные и прочно сложившиеся суждения специалистов относительно жизненно важных вопросов, касающихся политики иностранных государств, оказа лись неверными Вот примеры. Немцы не верили, что Англия придет на помощь Франции в начале первой мировой войны. Союзники продолжали даже в конце второй мировой войны считать, что в Маньчжурии имеется миллионная японская армия. Итак, в информационной работе разведки часто бывает очень важно по-новому взглянуть на существующие обстоятельства, критически их переоценить.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.007 с.)