ТОП 10:

Применение принципов разведки



 

Изложенные здесь девять принципов информационной работы разведки представляют собой лишь весьма незрелые и несовершенные наброски и предлагаются нами для всеобщего обсуждения, критики и пересмотра. Вместе с тем мы надеемся, что работники разведки воспримут и будут использовать эти принципы в нынешней форме, не дожидаясь их теоретической и стилистической отшлифовки. Так же, как и принципы войны, они будут отшлифовываться в процессе применения.

Принимая во внимание состояние разведывательной работы в настоящее время, отсутствие общих взглядов по основным вопросам, а также учитывая опыт применения принципов ведения войны, мы считаем, что предлагаемые принципы могут быть с пользой применены в информационной работе стратегической разведки.

Девять принципов, безусловно, являются теми узловыми моментами, вокруг которых можно сосредоточить обучение кадров и практическую деятельность информационной службы стратегической разведки.

Указанные принципы освещаются в следующих разделах настоящей книги:

Цель — глава вторая, раздел: Полезность — важнейший критерий ценности разведывательной информации.

Определение понятий — глава третья, раздел: Научный метод.

Использование имеющихся источников — глава четвертая, вопрос о буквенно-цифровой системе оценки надежности информации.

Раскрытие значения фактов — глава третья, раздел: Факты ничего не значат.

Установление причины и следствия— глава пятая, раздел: Что следует понимать под общественными науками?; глава шестая, раздел: Корреляция исовпадение.

Учет национального характера народа— глава пятая, раздел: Устойчивость характера.

Определение тенденции развития— глава седьмая, раздел: Пять основных факторов, обусловливающих успех предвидения.

Степень достоверности— глава шестая, раздел: Выражение степени достоверности, глава седьмая, раздел: Полнота, достоверность и точность сведений иобоснованность предложений.

Выводы— глава третья, раздел: Научный метод; глава четвертая, раздел: Проверка выводов.

Для рассмотрения каждого принципа можно было бы с пользой для дела выделить самостоятельную главу.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВЕДКИ КАК ПРОЦЕСС МЫШЛЕНИЯ

 

Мы считаем, что изучение информационной работы разведки как процесса творческого мышления дает весьма положительные результаты. Многие обстоятельства, благоприятные для процесса творческого мышления, также благоприятны и для информационной работы разведки. Значительная часть логики, теория вероятностей, методы, используемые в общественных науках, — все это в несколько измененном виде может быть с пользой применено в информационной работе. Научная работа и информационно-исследовательская работа разведки имеют много общих трудностей.

 

Глава 3

ОТ ФАКТОВ К РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Достаточное количество «ничего» в сумме дает «нечто». «Факты ничего не значат». Процесс информационной работы в целом. Новое начинание. Аспекты информационной работы. Некоторые неофициальные определения. Зрелые размышления все же необходимы. Применение научного метода в информационной работе.

 

* * *

 

Эта глава начинается с разбора в качестве примера простой и вместе с тем типичной задачи. Дело начинается с того, что мы сталкиваемся с массой различных фактов, касающихся, по-видимому, событий повседневной жизни. Мы рассматриваем затем некоторые вопросы, связанные с превращением «сырых» фактов в очищенный и готовый продукт — разведывательную информацию.

Именно с таким положением сталкивается офицер информации, приступая к выполнению каждого нового задания. В информационной работе разведки при решении Многих задач мы имеем дело с множеством фактов, каждый из которых сам по себе имеет лишь незначительную ценность. Возникают вопросы: следует ли нам игнорировать их? Говорят ли факты сами за себя или мы должны объяснить их значение?

Переходя далее к готовой продукции информации, мы оказываемся перед необходимостью разобрать несколько аспектов информационной работы и уточнить некоторые определения. Затем мы рассматриваем процесс обобщения фактов на основе научного метода, с тем чтобы добиться возможно полного использования имеющегося материала для составления законченной информации.

 

ДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО „НИЧЕГО" В СУММЕ ДАЕТ „НЕЧТО"

 

Основной принцип интегрального исчисления, изложенный в общедоступной форме, гласит: «Если вы возьмете достаточное количество «ничего», то в сумме получите «нечто»[21]. Это положение является хорошим отправным пунктом для изучения информационной работы разведки.

Почти всегда можно найти факты, относящиеся в какой-то степени к вопросу, над которым работает разведка. Это основная аксиома информационной работы.

Одним из явлений, всегда удивлявших автора и возбуждавших его любопытство, был и остается процесс, в ходе которого, взяв определенное количество фактов, каждый из которых сам по себе не имеет почти никакого значения, и соединив их вместе, вы получаете достаточно ясную картину. Хотя это в информации общеизвестная истина, тем не менее имеет смысл привести несколько примеров.

 

Примеры

 

Первый пример из области криптографии. Текст из нескольких слов, написанных даже самым простым шифром по методу замены, невозможно расшифровать. Однако целую страницу, написанную таким простым шифром, можно прочесть весьма быстро. Это прекрасный пример, показывающий, как из самых разрозненных фактов, каждый из которых сам по себе кажется лишенным смысла, часто можно составить ясное представление об изучаемом явлении. Хорошим примером в этом отношении является также головоломка-мозаика, решая которую складывают из кусочков различной формы определенный рисунок.

Весьма поучителен такой пример. Этот случай имел место в жизни; фамилии и названия пунктов нами изменены. Во время второй мировой войны одна воинская часть ускоренными темпами проходила подготовку в Кэмпе Клэборне (штат Луизиана) перед отправкой за океан. Сделать предстояло больше, чем можно было выполнить в рабочее время. Приходилось много работать по вечерам и за счет субботнего и воскресного отдыха (уикэнд). Майор Джонс — холостяк, способный и добросовестный штабной офицер — использовал для работы значительную часть своих уикэндов. Иногда он отправлялся провести уикэнд в близлежащий город Шривпорт, расположенный примерно в 160 км от лагеря, чтобы сделать там закупки в магазинах и развлечься. Ниже приводится календарь уикэндов майора, составленный одной женщиной из лагеря:

 

Календарь майора Джонса

1 мая — работал в Кэмпе Клэборне

8 мая — работал в Кэмпе Клэборне 15 мая — ездил в Шривпорт 22 мая — работал в Кэмпе Клэборне 29 мая — ездил в Новый Орлеан (штат Луизиана)

5 июня — работал в Кэмпе Клэборне 12 июня — работал в Кэмпе Клэборне 19 июня — ездил в Новый Орлеан (штат Луизиана)26 июня — ездил в Шривпорт

3 июля — работал. в Кэмпе Клэборне 10 июля — работал в Кэмпе Клэборне 17 июля — ездил в Шривпорт 24 июля — работал в Кэмпе Клэборне 31 июля — работал в Кэмпе Клэборне

7 августа — работал в Кэмпе Клэборне 14 августа — ездил в Шривпорт 21 августа — работал в Кэмпе Клэборне 28 августа — работал в Кэмпе Клэборне

 

Изучение этого календаря не дает возможности обнаружить что-либо особенное. В нем нет ничего необычного.

Мисс Смит работала по вольному найму в лагере, а ее родители жили в Шривпорте. Подобно большинству вольнонаемных работников, получавших небольшую заработную плату и не имевших собственного автомобиля, она жила и проводила почти все свое время в районе лагеря и принимала участие во многих увеселительных мероприятиях, устраиваемых в лагере. Иногда она проводила уикэнд со своей семьей. Ниже приводится календарь ее уикэндов, составленный одной женщиной из лагеря:

 

Календарь мисс Смит

29 мая — в Шривпорте (штат Луизиана)

5 июня — в Кэмпе Клэборне

12 июня — в Кэмпе Клэборне

19 июня — ездила к друзьям в Новый Орлеан

26 июня — у себя дома в Шривпорте

3 июля — в Кэмпе Клэборне

10 июля — в Кэмпе Клэборне

17 июля — у себя дома в Шривпорте

24 июля — в Кэмпе Клэборне

31 июля — в Кэмпе Клэборне

7 августа — в Кэмпе Клэборне

14 августа — у себя дома в Шривпорте

21 августа — в Кэмпе Клэборне

 

Снова нельзя заметить ничего особенного. Однако сопоставьте эти два обычных календаря, и перед вами сразу вырисуется определенная картина. Человек, который поступил таким образом (скажем, из каких-то собственных побуждений), пришел к правильному выводу о том, что офицер и девушка, о которых идет речь, тайно встречались. Этот вывод оказался достоверной разведывательной информацией.

Приведенный пример, взятый из жизни, иллюстрирует, правда в слишком упрощенной форме, выдвинутое нами положение. При указанных выше обстоятельствах вывод напрашивается сам собой.

Рассмотренный в этом примере случай больше походил бы на настоящую информационную работу и, следовательно, выглядел бы более реальным (однако стал бы слишком сложным, чтобы его можно было привести в книге), если бы были представлены календари уикэндов всех офицеров и всех девушек из лагеря за целый год, а не за произвольно избранный нами в данном примере период в несколько месяцев.

В подобной, более близкой к практике форме наш пример показал бы, что в распоряжении разведчика, получившего задание заняться изучением любого вопроса, всегда имеется бесконечное количество сведений, мимо которых нельзя пройти. В основном эти сведения не имеют отношения к делу. Задача разведчика, в частности, состоит в том, чтобы возможно правильнее оценить имеющиеся сведения и «учуять» среди огромной массы фактов небольшую группу фактов, относящихся к делу, которые поэтому стоит изучать дальше. Когда будут обнаружены факты, еще ближе касающиеся исследуемого вопроса, разведчик обязан установить, каково их значение.

Если же начать изучать календарь всего персонала лагеря за каждый день на протяжении целого года, ни способ решения поставленной задачи, ни конечный вывод не будут столь очевидными.

Приходится удивляться, как часто можно составить правильное представление об изучаемом явлении при наличии большого количества относящихся к делу фактов, глубоком интересе к поставленной задаче, понимании предпосылок возникновения данного явления и достаточном времени для того, чтобы попробовать изучить факты с различных точек зрения (этот вопрос рассматривается ниже, в главе четвертой).

Ценность большого количества обычных и внешне непримечательных сведений — при условии, если их отбирает, изучает и объясняет компетентный разведчик, — была показана в рецензии на книгу Кульского.

Рецензент пишет: «Он (Кульский) исходит из того, что характер советского строя не представляет на самом деле ничего загадочного для человека, умеющего читать по-русски и готового взять на себя труд сравнить и сопоставить достаточное количество докладов, директив, теоретических и пропагандистских работ. Его книга подтверждает правильность этого тезиса, а также говорит о неиссякаемой энергии и трезвости суждений автора».

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.007 с.)