Уголовный закон: понятие, структура и техника, толкование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уголовный закон: понятие, структура и техника, толкование.



Уг. закон - это федеральный НПА, устанавливающий основания и принципы уг. отв-ти и наказания, а также иные общие положения уг. законодательства, определяющий преступность и наказуемость общественно-опасных деяний, закрепляющий условия и порядок освобождения от уг. отв-ти и наказания. УК, являясь кодифицированным законодательным актом, представляет в целом уг. зак-во РФ, содержит все действующие в стране уголовно-правовые нормы. Принятый новый уг. закон подлежит обязательному включению в УК.

Уг. закон - форма выражения уголовно-правовых норм. Следовательно, они соотносятся между собой как форма и содержание. Уг. зак-во, являясь совокупностью уголовно-правовых норм, входит составной частью в общее понятие уг. права. Уг. зак-во РФ основывается на Конституции, общепризнанных принципах и нормах международного права. Оно выражает волю народа. Это проявляется как в закрепленном Конституцией порядке рассмотрения и принятия уг. закона, его содержании, отражающем общечеловеческие ценности, моральные, нравственные, гуманистические, полит. и правовые идеи, так и в его соц. назначении - быть важным средством охраны личности, ее прав и свобод, собственности, окружающей среды, общ. и гос. интересов, обеспечения мира и безопасности человечества от преступных посягательств. Закрепляя критерии и пределы криминализации и декриминализации деяний, основания и принципы уг. отв-ти и наказания, он тем самым создает необходимую юр. базу для наступления на преступность. Уг. закон, т.о., социально обусловлен. Его содержание в конечном счете определяется условиями материальной жизни общества, его интересами и потребностями. Уг. закон - исторически изменчивая категория. По мере изменения экономики, политики и идеологии, состояния преступности, ее форм и видов происходит непрерывный процесс совершенствования зак-ва. Уг. закон является единственным источником уг. права. Только он устанавливает преступность и наказуемость деяния. Уг. закон применяется лишь в случае совершения конкретного пр-ия, предусмотренного УК. В соответствии со ст. 49 Конституции каждый обвиняемый в совершении пр-ия считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном ФЗ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Никто не может нести уг. отв-ть дважды за одно и то же пр-ие (ч. 2 ст. 5 УК). Только на основании и в пределах уг. закона решается вопрос о назначении или освобождении от наказания. Никакие другие акты органов государства не могут содержать норм уголовно-правового характера. Не являются источником уг. права постановления и распоряжения Правительства, инструкции, положения и т.п. министерств и ведомств, обычаи, традиции, нормы нравственности и морали. Приговоры, определения и постановления по уг. делам также не могут быть источниками уг. права. Судебный прецедент и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ не создают новой нормы; они либо отражают факт применения уже имеющейся уголовно-правовой нормы, либо, толкуя ее, раскрывают истинный смысл нормы. Признание уг. закона единственным источником уг. права является важной гарантией законности и правопорядка в нашей стране. Уг. закон призван не только охранять общ. отн., но и регулировать их. С одной стороны, он под страхом наказания запрещает совершение пр-ий; с другой стороны, обязывает государство в лице соответствующих органов устанавливать в содеянном признаки конкретного пр-ия, привлекать виновных к отв-ти и назначать справедливое наказание, а при наличии законных оснований - освобождать от отв-ти и наказания.

Уг. закон выполняет предупредительную и воспитательную функции. Предупредительная функция законодательно закреплена в ч. 1 ст. 2 УК, где определены задачи УК, и в ч. 2 ст. 43 УК, посвященной целям наказания. Надо сказать, что данная функция выражена не только в запрещающих нормах, но и в нормах, которые побуждают лицо: а) активно противодействовать пр-ию и преступнику (необходимая оборона, задержание преступника и т.д.); б) к отказу от доведения до конца начатого пр-ия или к восстановлению нарушенного блага (добровольный отказ - примечания к ст. 126, 205, 206, 208 УК и др.). Воспитательная функция в первую очередь реализуется при применении уг. закона. Совершение пр-ия вызывает негативную морально-полит. оценку со стороны не только государства, но и членов общества. Применение уг. наказания, комплекса исправ. мер оказывает воспитательное воздействие как на преступников, так и на неустойчивых лиц.

Общая и Особенная части УК, будучи структурными элементами одной системы, взаимосвязаны и находятся в неразрывном единстве. Применение нормы Особенной части требует обращения к нормам Общей части и наоборот. Структура норм Общей и Особенной частей различна. В нормах Общей части не выделяются ее элементы; гипотеза, диспозиция и санкция в них не обозначены. В зависимости от содержания и целей нормы, закрепленные в Общей части, можно дифференцировать на нормы-определения, нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-правила, обязывающие и управомочивающие. Специфическими чертами характеризуются нормы, включенные в Особенную часть УК. Они состоят из двух структурных элементов: диспозиции и санкции. Диспозиция - это структурный элемент уголовно-правовой нормы, в котором указаны признаки пр-ия; санкция - структурный элемент нормы, в котором закреплены вид, срок или размер наказания.

Нормы Особенной части непосредственно не формулируют гипотезы, т.е. условия, при котором действует данная норма. Гипотеза для всей Особенной части общая, и вытекает она из положений Общей части (в частности, ст. 8 УК).

Диспозиции бывают: - простые (назывные); - описательные; - бланкетные; - ссылочные и - комбинированные. Простая диспозиция называет деяние, не раскрывая его признаков. Такую диспозицию еще именуют назывной. Например, простая диспозиция содержится в ч. 1 ст. 126, ч. 2 ст. 353 УК, где указывается лишь на само деяние без описания его характерных черт: соответственно похищение человека и ведение агрессивной войны. Подобный вид диспозиции в законодательной технике используется крайне редко, лишь в тех случаях, когда смысл посягательства ясен без специального пояснения в законе. Описательная диспозиция содержит более или менее развернутое определение наиболее существенных признаков пр-ия. Так, в ч. 1 ст. 150 УК говорится: "Вовлечение н/л в совершение пр-ия путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста". Описательная диспозиция более предпочтительна, чем другие виды. Бланкетная диспозиция формулирует лишь общий запрет, содержание которого можно уяснить, обратившись к нормам других отраслей права. Например, такая диспозиция указана в ст. 264 УК. В ней говорится о нарушении правил движения и эксплуатации тр. средств, но в чем они выражаются, в диспозиции не описывается. Для уяснения этого необходимо обращаться к НПА, регулирующим функционирование тр. средств, и устанавливать, какие конкретно правила нарушены. Бланкетные диспозиции применяются в тех случаях, когда проявления деяния многочисленны, из-за чего их невозможно описать в уг. законе, и они уже зафиксированы в других НА. Ссылочная диспозиция для определения признаков данного пр-ия отсылает к другой статье или части статьи уг. закона. Такая диспозиция содержится, например, в ст. 112 УК (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью). Для уяснения ее сути необходимо обращаться к ст. 111 УК, в которой дается понятие тяжкого вреда здоровью. Ссылочная диспозиция позволяет избегать повторений, дает возможность взаимно увязывать уголовно-правовые нормы, делать законы более компактными. В УК встречаются статьи, которые формулируют смешанные диспозиции, состоящие из сочетания отдельных элементов названных выше видов, получившие название комбинированные.

Санкции могут быть: - относительно-определенными; - с альтернативно указанными видами наказаний и

- кумулятивными. Относительно-определенная санкция указывает наказание, фиксируя его нижний и верхний пределы. Она бывает двух видов: с указанием минимума и максимума наказания (на срок "от" и "до") и с определением лишь максимума наказания (на срок "до"). В последнем случае низшим пределом наказания выступает минимальный размер данного вида наказания, закрепленного в Общей части УК (например, для лишения свободы - два месяца). Относительно-определенная санкция используется в абсолютном большинстве норм Особенной части УК как наиболее отвечающая потребностям правоприменительной практики. Санкция с альтернативно указанными видами наказания содержит два или более вида основного наказания. Например, в санкции ст. 143 УК закреплены пять видов наказания: штраф, обязательные работы, исправработы, принудработы и лишение свободы. Суду в этом случае предоставляется право выбора одного из них. При этом более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное пр-ие назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания (ст. 60 УК). Кумулятивная (суммированная, увеличенная) санкция предусматривает возможность применения к преступнику, наряду с основным, доп. наказания. Его назначение либо является обязательным (например, ст. 264 УК), либо оно зависит от усмотрения суда (например, ч. 3 ст. 158 УК). Число кумулятивных санкций, исходя из их большого предупредительно-воспитательного значения, постоянно растет.

Все элементы уголовно-правовой нормы, являясь относительно самостоятельными, выполняя лишь присущие им функции, тем не менее взаимосвязаны и взаимообусловлены. В первую очередь такая тесная связь существует между диспозицией и санкцией нормы. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции она имеет высшую юр. силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. В соответствии с этим конст. положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного НПА, регулирующего рассматриваемые судом правоотн., и во всех необходимых случаях применять Конституцию в качестве акта прямого действия. Пленум Верховного Суда в Постановлении от 31.10.1995 № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" разъяснил, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой положения, исходя из ее смысла, не требуют доп. регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия ФЗ, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что ФЗ, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что ФЗ, принятый после вступления в силу Конституции, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной НПА, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции, а ФЗ, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотн., отсутствует.

ФЗ от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах РФ" закрепляет правило: международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.3.154 (0.006 с.)