Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Уголовно-процессуальное право. Уголовно-процессуальное законодательство↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Самостоятельная работа – 4 часа. Семинарское занятие – 2 часа. Вопросы: 1. Уголовно-процессуальное право, как отрасль, его понятие и признаки. Соотношение с уголовно-процессуальным законом. 2. Источники уголовно-процессуального права: понятие, виды, система, иерархия. 3. Уголовно-процессуальные нормы: виды, структура. Санкции в уголовно-процессуальном праве. 4. Действия уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Рекомендации по изучению темы и подготовке к занятиям в ходе самостоятельной работы: Уголовно процессуальное право и уголовно-процессуальный закон - не тождественные, не взаимозаменяемые понятия, и следует особо обратить внимание на это обстоятельство. Во-первых, уголовно-процессуальный закон- это единичный нормативный акт высшей юридической силы; уголовно-процессуальное право- вся совокупность нормативных актов, содержащих процессуальные нормы. Во-вторых, уголовно-процессуальный закон включает в свое содержание исключительно нормы; уголовно-процессуальное право- как нормы, так и другие его составляющие: правосознание, принципы, правовую идеологию, процесс правотворчества и правореализации и т.п. В ходе самостоятельной работы, следует обратить внимание на признаки уголовно-процессуального права (которые присущи и процессуальному закону), такие как: нормативность, системность, общеобязательность, обеспеченность его исполнения принудительной силой государства. Рассматривая источники уголовно-процессуального права, необходимо понять строгую иерархию, последовательно характеризуя место, роль и значение каждого из них в механизме общерегулятивного воздействия на уголовно-процессуальные отношения. Следует рассмотреть закон, как основной источник уголовно-процессуального права. Конституцию Российской Федерации. Основную характеристику конституционных норм, регламентирующих отношения в сфере производства по уголовным делам. Определить соотношение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в регламентации уголовного судопроизводства. Изучая общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, обозначить их роль в регламентации производства по уголовным делам; условия прямого применения норм международного права в этой сфере. Проанализировать уголовно-процессуальное законодательство и основные этапы в его становлении и развитии (Устав уголовного судопроизводства 1864 г., Уголовно-процессуальные кодексы РСФСР 1922, 1923, 1960гг.). УПК Российской Федерации 2001 г.: общая характеристика и структура. Рассмотреть иные федеральные законы, регулирующие уголовный процесс. Постановления Конституционного Суда РФ и их значение для правоприменительной практики в уголовном процессе. Разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, их роль и значение в надлежащем исполнении федеральных законов и иных нормативных актов, а также обеспечении прямого применения судами предписаний Конституции Российской Федерации и норм международного права. Определить значение приказов, указаний и инструкций Генерального Прокурора Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации для уголовно-процессуальной деятельности. Уделить должное внимание действию уголовно-процессуального закона в пространстве, в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, во времени. Рассмотреть уголовно-процессуальные нормы, их виды, структура. Санкции в уголовно-процессуальном праве. В процессе самостоятельной работы рекомендуется: Ознакомиться с литературой: 1. Бахта, А.С. Аналогия закона и аналогия права как способы восполнения пробелов при применении норм уголовно-процессуального права / А.С. Бахта// Российский следователь. – 2011. – № 1. – С. 7 –9. 2. Божьев, В.П. Комментарий к ст. 1 УПК РФ / В.П. Божьев // Законность. – 2009. – № 4. – С. 9-15. 3. Маслов, В.М. Постановления Европейского Суда по правам человека в практике рассмотрения уголовных дел / В.М. Маслов // Законность. – 2011. – № 6. – С. 8 –11. 4. Тушев, А.А. О необходимости дальнейшего редактирования УПК РФ / А.А. Тушев // Российская юстиция. – 2009. – № 1. – С. 62 - 64. Вопросы для самоконтроля: 1. Перечислите виды нормативных актов, в которых могут содержаться нормы, образующие уголовно-процессуальное право. 2. Дайте общую характеристику конституционных предписаний, имеющих непосредственное значение для уголовного судопроизводства. 3. В чем значение норм международного права для уголовного судопроизводства? 4. Назовите круг источников уголовно-процессуального права, кратко охарактеризуйте каждый из них. 5. Каково значение разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации? 6. Приказы (указания, инструкции) Генерального прокурора Российской Федерации и Министра внутренних дел Российской Федерации. Условия и пределы их действия в сфере уголовного судопроизводства. 7. Какова структура Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации? 8. Как действует уголовно-процессуальный закон? 9. Кто из иностранных граждан пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции (ответственности) Российской Федерации? 10. Какова структура уголовно-процессуальной нормы? ТЕМА 3. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА Самостоятельная работа – 4 часа. Семинарское занятие – 2 часа. Вопросы: 1. Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства. 2. Система принципов уголовного судопроизводства. 3. Характеристика принципов уголовного процесса. Практическое занятие – 2 часа. Решение задач. Задача 1 Водитель П., работавший на доставке готовой продукции, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу о кражах с мебельной фабрики «Олимп». Заканчивая расследование по уголовному делу и руководствуясь ч. 2 ст. 158 УПК РФ, следователь внес генеральному директору фирмы «Олимп» представление об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. В нем указано, что кражи с фабрики совершены П., а также перечислены обстоятельства, которые способствовали хищениям. Соответствуют ли действия следователя принципам уголовного судопроизводства? Задача 2 Следователь выехал на осмотр места происшествия по заявлению о совершении кражи из квартиры. По прибытии он обнаружил дверь закрытой, на стук в дверь ответил мужчина, представившийся хозяином квартиры, который пояснил, что заявление о краже сделала его жена, в настоящий момент ни она, ни он не желают возбуждения уголовного дела и возражают против осмотра квартиры. Какой принцип уголовного судопроизводства регламентирует возникшие отношения? Как должен поступить следователь?
Задача 3 Следователь вызвал для допроса в качестве свидетеля жену подозреваемого К., разъяснил ей, что она вправе отказаться от дачи показаний в отношении своего супруга. Гражданка К. дала согласие на допрос. Следователь допросил К., выяснив ряд обстоятельств расследуемого им преступления. Оцените действия следователя. Какой принцип уголовного процесса следует использовать для разрешения задачи? Все для ли действия, необходимые для обеспечения прав личности, выполнены следователем?
Задача 4 Гражданин Республики Казахстан Ахметов задержан на территории России за кражу скота. Следователь выяснил, что задержанный не владеет русским языком и предложил ему воспользоваться услугами переводчика, после чего вручил ему копии постановления о возбуждении уголовного дела и протокола задержания, разъяснив, что переводчик обязан перевести эти документы на казахский язык. Какой принцип уголовного процесса регламентирует возникшие отношения? Оцените действия следователя. Как должен был поступить следователь?
Задача 5 Потерпевший Ш. обратился к следователю с ходатайством, в котором просил провести ряд следственных действий по закреплению следов преступления. Следователь удовлетворил ходатайство, однако при встрече с Ш. указал, что следственные действия будут проведены им позже, так как на расследование отводится два месяца, а в данный момент он занят производством по другим уголовным делам. Следователь также пояснил, что преступление раскрыто и ему достаточно будет начать следственные действия за десять дней до окончания срока. Оцените действия следователя. Какой принцип уголовного процесса позволяет разрешить ситуацию? Как должен был поступить следователь? Какие критерии используются для оценки соблюдения сроков? Задача 6 Суд отказал в применении к задержанному по подозрению в совершения преступления И. меры пресечения в виде заключения под стражу, срок задержания истек. И. обратился с ходатайством о содержании его в одиночной камере еще одни сутки, так как ему стало известно, что на него готовится покушение и он опасается за свою жизнь. Следователь отобрал у И. подписку о добровольном нахождении в изоляторе временного содержания и вынес постановление об обеспечении безопасности подозреваемого. По истечении одних суток И. был освобожден. Оцените действия следователя. Как следовало поступить следователю, исходя из принципов уголовного процесса?
Задача 7 Составляя протокол допроса свидетеля К., следователь предложил ему ознакомиться с его правами и подписать соответствующую часть протокола. К. прочитал перечень прав и попросил разъяснить каждое отдельно, указав при этом как именно можно его реализовать и какие документы для этого необходимо передать следователю. Следователь ответил, что в его обязанности не входит просветительская работа, если потребуется, он может дать для ознакомления Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Прав ли следователь в данной ситуации? Как должен был поступить следователь? Рекомендации по изучению темы и подготовке к занятиям в ходе самостоятельной работы: При подготовке данной темы необходимо четко усвоить понятие принципов уголовного судопроизводств. Перечислить признаки, которые отличают их от прочих предписаний закона. Кроме того, более детального рассмотрения требует и вопрос о системе принципов уголовного судопроизводства. Необходимо сделать акцент на отличие системы принципов от простой совокупности. Следует упомянуть о воплощении в принципах конституционных предписаний, достижений международного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека. Раскрывая содержание принципов уголовного судопроизводства, было бы целесообразным остановиться на их значении. Вопрос о значении принципов уголовного процесса необходимо рассматривать в трех направлениях: а) значение для законодателя; б) для правоприменителей; в) для формирования правосознания. В процессе самостоятельной работы рекомендуется: Ознакомиться с литературой: 1. Грабец, С.Г. История развития гуманистических начал в отечественном уголовно-процессуальном законодательстве / С.Г. Грабец // Адвокат. – 2011. – № 3. – С. 59 – 66. 2. Демидов, И.Ф. Принципы уголовного судопроизводства в свете Конституции Российской Федерации (проблемы и решения) / И.Ф. Демидов // Журнал российского права. – 2009. – № 6. – С. 67-76. 3. Кондрат, И.Н. Правовые коллизии, возникающие при реализации принципа «IN DUBIO PRO REO» в российском уголовном судопроизводстве / И.Н. Кондрат // Российская юстиция. – 2011. – № 8. – С. 12-15. 4. Каминский, Э.С. Принцип состязательности по уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации / Э.С. Каминский // Российский следователь. – 2009. – № 9. – С. 6-8. 5. Каракозов, С.А. Состязательность в решениях Конституционного Суда РФ / С.А. Каракозов // Адвокатская практика. – 2009. – № 2. – С. 5-9. 6. Мириев, Б.А. О конкуренции принципов уголовного процесса / Б.А. Мириев// Российский следователь. – 2009. – № 5. – С. 7-8.
Вопросы самоконтроля: 1. Что понимается под принципами уголовного судопроизводства? 2. В чем состоит защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод? 3. Раскройте содержание принципа законности. 4. Раскройте содержание принципа разумный срок уголовного судопроизводства. 5. Чем обусловлено провозглашение принципа осуществления правосудия только судом? 6. Охарактеризуйте принцип уважения чести и достоинства личности. 7. Какие гарантии неприкосновенности личности предусмотрены законом? 8. Раскройте содержание принципа охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве? 9. Раскройте содержание принципа неприкосновенности жилища, тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений? 10. В каких стадиях действует презумпция невиновности? 11. В чем выражается состязательность сторон? 12. Что следует понимать под обеспечением подозреваемому и обвиняемому права на защиту? На каких стадиях уголовного процесса действует данный принцип и в чем он проявляется? 13. Тождественны ли понятия «право обвиняемого на защиту» и «право гражданина на обращение за судебной защитой»? 14. Тождественны ли понятия «право на защиту» и «право на получение квалифицированной юридической помощи»? 15. В чем состоит свобода оценки доказательств? 16. Каково содержание и значение принципа языка уголовного судопроизводства? 17. Охарактеризуйте принцип права на обжалование процессуальных действий и решений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.30 (0.009 с.) |