ТЕМА 5. УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 5. УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ



Самостоятельная работа – 4 часа

Семинарское занятие – 2 часа

Вопросы:

1. Понятие и сущность уголовного преследования.

2. Понятие «обвинительной власти».

3. Субъекты уголовного преследования.

4. Виды обвинения и уголовного преследования.

5. Порядок и формы реализации уголовного преследования:

5.1.Публичное уголовное преследования.

5.2.Частно-публичное уголовное преследование.

5.3.Частное уголовное преследование.

5.4. Прекращение уголовного преследования.

Рекомендации по изучению темы и подготовке к занятию в ходе самостоятельной работы.

Изучение следует начать с определения понятия и видов уголовно-процессуальных функций. Затем необходимо дать понятие «уголовного преследования» и раскрыть его сущность.

Говоря о субъектах уголовного преследования, целесообразно более подробно остановиться на тех участниках, на которых возлагается обязанность осуществления уголовного преследования, назвать органы и должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование от имени государства.

Кроме того, необходимо обратить внимание на полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования независимо от волеизъявления потерпевшего в случаях, предусмотренных законом.

Следует также обратить внимание и на возможность при­влечения к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации.

В процессе самостоятельной работы рекомендуется:

Ознакомиться с литературой:

1. Азаренок, Н.В. Уголовное преследование в системе современного досудебного производства / Н.А. Азаренок // Российский юридический журнал. – 2011. – № 6. – С. 8 – 15.

2. Крюков, В.Ф. Уголовное преследование в досудебном производстве: уголовно-процессуальные и надзорные аспекты деятельности прокурора: монография/ В. Ф. Крюков. - М.: Норма, 2010. – 480 с.

3. Крюков, В.Ф. Уголовное преследование в судебном производстве: уголовно-процессуальные и надзорные аспекты деятельности прокурора: монография/ В. Ф. Крюков. - Курск, 2010. – 412 с.

4. Струкова, В.В. Механизм уголовного преследования, осуществляемого в частном порядке / В.В. Струкова // Мировой судья. – 2011. – № 9. – С. 18 –22.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение функции уголовного преследования.

2. Перечислите виды уголовного преследования.

3. На ком лежит обязанность осуществления уголовного преследования?

4. Дайте определение «обвинительной власти».

5. Назовите субъектов, подвергнутых уголовному преследованию.

6. Перечислите основания прекращения уголовного преследования.

 

ТЕМА 6. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ДОКАЗЫВАНИЕ

Самостоятельная работа – 4 часа.

Первое семинарское занятие – 2 часа.

Вопросы:

1. Сущность доказывания в уголовном процессе. Цель доказывания.

2. Предмет и пределы доказывания в уголовном процессе.

3. Понятие доказательств в уголовном процессе. Их классификация.

4. Понятие процесса доказывания. Характеристика основных элементов процесса доказывания.

Второе семинарское занятие – 2 часа.

Вопросы:

1. Субъекты доказывания.

2. Использование результатов ОРД в доказывании.

3. Преюдиция.

4. Виды источников доказательств в уголовном процессе.

5. Показания подозреваемого, обвиняемого.

6. Показания потерпевшего, свидетеля.

Третье семинарское занятие – 2 часа.

Вопросы:

1. Заключение и показания эксперта.

2. Заключение и показания специалиста.

3. Вещественные доказательства.

4. Протоколы следственных и судебных действий.

5. Иные документы.

Первое практическое занятие – 2 часа.

Решение задач.

Задача:

22 января Селиванов обратился с заявлением в ОВД, в котором сообщил, что в его склад, где хранятся продукты питания, проникли неизвестные и похитили часть товара. При осмотре места происшествия установлено, что дужка навесного замка спилена, однако металлических опилок обнаружено не было. У входной двери склада были обнаружены вдавленные следы обуви, с которых были сделаны гипсовые слепки. Перед началом осмотра места происшествия была применена собака (о чем составлен акт применения розыскной собаки), понюхав следы и перчатку обнаруженную возле порога изнутри склада, она привела к гаражному боксу, расположенному в 50 метрах от склада. Как в последствии выяснилось, гараж принадлежал двоюродному брату Селиванова Никитину. Во время обыска, в гараже Никитина, были обнаружены часть похищенных продуктов, ножовка по металлу, металлические опилки. Собранные по делу данные свидетельствовали о том, что кража со склада была инсценирована.

Через несколько дней, следователь получил анонимное письмо, в котором говорилось о том, что Селиванов и Никитин вместе инсценировали кражу, для того чтобы получить страховку. По заявлению Селиванова, товара было похищено на сумму свыше 60 тыс. рублей. На допросе Никитин отрицал свою причастность к краже.

Вопрос:

1. Какие доказательства, и из каких источников получил следователь. Классифицируйте эти доказательства.

2. Результаты, полученные в ходе решения задачи необходимо оформить в виде таблицы.

 

Таблица.

 

  Доказательства Источники доказательств Классификация по отношению к предмету: а) доказывания б) обвинения Классификация источников доказательств
1. Дужка навесного замка (со склада) Протокол ОМП а) прямое б) обвинительное Первоначальное

Задание 2.

К уголовной ответственности за присвоение вверенной денежной суммы, в размере 90 тысяч рублей привлечена кассир Ильяных. На допросе у следователя кассир, виновной себя не признала, заявив, что деньги у нее были похищены, когда она ехала из банка в маршрутном такси. Следователь предложил ей привести конкретные доказательства того, что она говорит правду.

Вопрос:

Правильно ли поступил следователь? Обоснуйте свою точку зрения нормами УПК РФ.

Задание 3.

Проанализируйте архивное уголовное дело (часть документов из него), определите наличие доказательств и классифицируйте их.

Второе практическое занятие – 2 часа.

Решение задач.

Задача 1

Расследуя уголовное дело о краже в сумме 8 тыс. рублей из квартиры гр. Ш., следователь пришел к выводу, что преступление совершил гр. Б. Виновность последнего в совершении кражи, по мнению следователя, подтверждается тем, что он ранее был неоднократно судим за совершение аналогичных преступлений. Потерпевшая Ш. показала, что Б. не раз приходил к ней в гости и знал, где находятся деньги. Отрицая свою вину, Б. не назвал ни одного свидетеля, который мог бы подтвердить, что в день совершения кражи он находится у себя дома. С места работы на Б. представлена отрицательная характеристика. От сотрудников уголовного розыска следователь узнал, что обвиняемый собирается уволиться с работы и уехать в другой город. При осмотре квартиры Ш. следователь обнаружил и изъял следы пальцев рук, которые по заключению дактилоскопической экспертизы принадлежат Б.

Дайте определение доказательств в уголовном процессе.

Какие сведения, полученные следователем, являются доказательствами по уголовному делу и каково их доказательственное значение?

Задача 2

По уголовному делу, возбужденному по факту кражи автомашины ВАЗ 2108, следователь вынес решение о хранении изъятого автомобиля в гараже ГУВД.

Правильно ли поступил следователь?

Каков порядок хранения вещественных доказательств?

Задача 3

Потерпевший К. представил следователю аудиозапись его переговоров с одним из обвиняемых, который вымогал у него деньги, а также письменное объяснение его соседа Д, наблюдавшего за происходящим.

К. просил приобщить кассету и объяснение к материалам уголовного дела.

Являются ли представленные потерпевшим предмет и документ доказательствами по делу?

Как должен поступить следователь?

Задача 4

По факту обнаружения трупа следователем прокуратуры возбуждено и расследуется уголовное дело. При осмотре трупа в кармане его пиджака обнаружена и изъята предсмертная записка, в которой объясняются причины самоубийства.

К числу каких источников доказательств относится этот документ и как его следует хранить?

Задача 5

По результатам осмотра места происшествия- магазина фирмы «Поиск», где была совершена кража, следователь составил протокол, фрагменты которого выглядят следующим образом:

«…Продавец отдела фототоваров К. указала на стеллаж, где находится большое количество импортных фотоаппаратов в коробках, и заявила об отсутствии не менее десяти фотоаппаратов «kodak», каждый стоимостью 1100 рублей.

…По окончании осмотра настоящий протокол прочитан следователем всем участникам осмотра. Замечаний по порядку проведения осмотра не поступило. В дополнение к протоколу продавец З. Заявила, что из кассовой тумбочки украдены ее личные деньги в сумме 300 рублей».

Дайте оценку содержания протокола осмотра.

Рекомендации по изучению темы и подготовке к занятиям в ходе самостоятельной работы:

Тема «доказательства и доказывание» является наиболее важной в уголовном процессе. Особое внимание слушателю следует обратить внимание на теорию доказательств, которая интенсивно разрабатывалась в последние годы многими учеными процессуалистами.

При рассмотрении вопроса о доказывании необходимо детально изучить обстоятельства, подлежащие доказыванию (предмет доказывания) и тесно с ними связанные пределы доказывания.

При постижении сущности понятия «доказательство» следует четко определиться с интерпретацией терминологии «любые сведения». Изучая классификации доказательств, следует запомнить не только название классификационных групп, но и оснований, по которым производиться классификация.

Процесс доказывания слагается из ряда элементов, каждый из которых слушатель должен тщательно проанализировать. Особое внимание необходимо уделить оценке доказательств как непрерывно мыслительному, логическому процессу, пронизывающему всю деятельность органов, ведущих процесс. При оценке доказательств определить их свойства: относимость, допустимость, достоверность и достаточность.

Рассмотреть недопустимые доказательства. Правовые последствия получения доказательств с нарушением требований закона.

Рассматривая виды доказательств, следует уяснить понятие, предмет и значение каждого из них.

В процессе самостоятельной работы рекомендуется:

Ознакомиться с литературой:

1. Власова, Н.А. Собирание защитником доказательств на досудебных стадиях уголовного процесса: монография/ Н. А. Власова, И. С. Краскова. - М.: ВНИИ МВД России, 2010. - 118 с.

2. Волынская, О.В. К вопросу о доказательственном значении сведений о телефонных соединениях / О.В. Волынская, В.С. Шишкин // Российский следователь. – 2011. – № 2. – С. 9 – 11.

3. Гармаев, Ю.П. Устранение сомнений в допустимости доказательств / Ю.П. Гармаев // Законность. – 2011. – № 5. – С. 25 – 27.

4. Кузнецова, С.М. Проблемы доказывания по уголовному делу, по которому местонахождение потерпевшего не установлено: учеб.-метод. пособие/ С. М. Кузнецова, Н. В. Арсенова. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2011. - 60 с.

5. Кравцова, С. В. Заключение специалиста как вид доказательств в уголовном процессе / С. В. Кравцова // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями : материалы седьмой междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. - Барнаул, 2009. - Ч. 1. - С. 142 – 143.

6. Проблемные вопросы изъятия, хранения и передачи транспортных средств, признанных вещественными доказательствами по уголовным делам: метод. рек./ Д. В. Шенкевич. - Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2010. - 40 с.

7. Федулина, Е.А. Понятие оценки доказательств / Е.А. Федулина // Российский следователь. – 2011. – № 11. – 18 – 19.

 

Вопросы самоконтроля:

1. Какие обстоятельства подлежат доказыванию по уголовному делу?

2. Что понимается под пределами доказывания?

3. Что понимается под доказательствами в уголовном судопроизвод­стве?

4. Какими свойствами должны обладать доказательства по уголов­ному делу?

5. Могутли данные, полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, служить доказательствами по уголовному делу?

6. По каким основаниям классифицируются доказательства?

7. Перечислите элементы, составляющие процесс доказывания?

8. В чем заключается собирание доказательств?

9. Каковы правила оценки доказательств?

10. Что в уголовном судопроизводстве понимается под преюдицией?



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.012 с.)