Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика ТАТ для обоих мотивов достиженияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В немецкоязычных исследованиях признание получила методика ТАТ, измеряющая обе мотивационные тенденции. В процессе разработки двух независимых ключей анализа содержания рассказов для выявления «надежды на успех» (НУ) и «боязни неудачи» (БН) автор этой книги (Heckhausen, 1963b) сначала выделил условия актуализации побуждения, усиливающие индивидуальные различия в мотивах: нейтральная инструкция и картинки, однозначно указывающие на ситуацию достижения. На трех из шести картинок действие развивается успешно, на остальных трех ситуация складывается неудачно. Мейер, Хекхаузен и Кеммлер разработали параллельную серию картинок для школьников (Meyer, Heckhausen, Kemmler, 1965). В качестве главного критерия определения суждений, отражающих мотив успеха или неудачи, использовались не предварительная актуализация мотива, а поведенческий критерий — уровень целей, выбираемых в эксперименте на уровень притязаний. В ходе эксперимента сравнивались рассказы ТАТ двух групп испытуемых — с позитивным и негативным целевым отклонением — и выявлялись типичные различия в содержании высказываний. В результате разностороннего анализа более чем 4000 рассказов и последующего уточнения определений категорий были выделены индикаторы обеих мотивационных тенденций (Heckhausen, 1963b, p. 287-302). Ниже приводятся отдельные содержательные категории, по которым начисляются баллы в пользу НУ или БН. ■«Надежда на успех» (НУ) 1. Потребность достижения успеха (П) (например: «Он хочет создать новый прибор»). 2. Инструментальная деятельность, направленная на достижение цели (И) (например: «Ученик весь погружен в решение задачи»). 3. Ожидание успеха (У) (например: «Он уверен, что его работа завершится успешно»). 4. Похвала как следствие высокого достижения (В) (например: «Мастер одобряет образцовое изготовление изделия»). 5. Позитивное эмоциональное состояние (С+) (например: «Выполнение домашнего задания доставляет ему удовольствие»), 6. Тема успеха (Т) — учитывается, если она доминирует в содержании рассказа. «Боязнь неудачи» (БН) 1. Потребность избежать неудачи (Пи) (например: «Он надеется,.что мастер никак не прореагирует на ошибку»). 2. Инструментальная деятельность, направленная на избегание неудачи, а также ее возможных последствий (Ии) (например: «Ученик прячется, чтобы учитель не вызвал его к доске»). 3. Неуверенность в успехе или уверенность в неудаче (Ун) (например: «Если и на этот раз не получится, я опозорен»). 4. Обсуждение и критика (К) (например: «Если хочешь выдержать выпускной экзамен, то тебе следует больше стараться»). 5. Негативные переживания (С-) (например: «Я наверняка допустил бы такую же ошибку!»). 6. Неудача (Н) (например: «Ученик испортил деталь»). 7. Тема неудачи (Тн) — учитывается, если в рассказе преобладает содержание, связанное с неудачей. Обе величины позволяют получить два производных показателя: их сумма дает «общую мотивацию» (НУ + БН = ОМ), а разность —так называемую «чистую надежду» (НУ - БН = ЧН). Категории оценивания были многократно валидизированы по внешнему критерию — динамике уровня притязаний. Преобладание той или иной мотивацион-ной тенденции всегда сопровождается различиями в выборе степени трудности цели. Мотивированные на успех испытуемые предпочитают цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат; мотивированные на неудачу разделяются на две подгруппы, одна из которых нереалистично занижает, а другая — нереалистично завышает степень трудности цели (см. ниже). Обе мотивационные тенденции — НУ и БН — независимы друг от друга; их корреляция, как правило, низка и отрицательна. Они не коррелируют с опросниками, измеряющими тенденции мотива достижения (Halish, Heckhausen, 1988). Тенденция СН измеряет нечто отличное от экзаменационной тревожности, TAQ не коррелирует ни с СН, ни с другими показателями ТАТ (Fisch, Schmalt, 1970). В табл. 8.2 приведены коэффициенты корреляции между nAch и переменными из методики ТАТ по Хекхаузену для двух выборок студентов. В то время как nAch сильно коррелирует с НУ и чуть слабее с ОМ, не выявлено никакой связи этого показателя с БН и установлена очень слабая корреляция с ЧН. Тестовые и конструктные свойства различных мотивационных переменных будут описаны ниже. Таблица 8.2 Корреляции между мотивационной переменной nAch (McClelland et al., 1953) и мотивационными переменными из методики ТАТ по Хекхаузену (Heckhausen, 1963b, S. 74). Все значения положительны
*-р<0,01,**-р<0,001. Критерии качества методики. Измеряемые переменные как теоретические конструкты Согласно классической теории тестирования (Gulliksen, 1950) основные критерии качества теста заключаются в объективности проведения и обработки результатов тестирования, а также надежности и валидности полученных показателей. Объективность и надежность — это предпосылки, а валидность — непосредственное подтверждение того, что измеряемые переменные выражают те конструкты, которые постулируются теорией. Подробный обзор таких критериев качества применительно к многообразию методик измерения мотивов был дан Файнеманом (Fineman, 1977), а позднее Хекхаузеном, Шмальтом и Шнайдером (Heckhausen, Schmalt, Schneider, 1985). Поскольку методики типа ТАТ весьма чувствительны к различным ситуационным влияниям, объективность проведения теста играет решающую роль, требуя большой тщательности в обеспечении стандартных условий проведения теста. Объективность обработки теста является удовлетворительной; ключи для анализа содержания достаточно хорошо усваиваются. Существуют специальные курсы по обучению обработке этих тестов (для nAch: Smith, Feld, 1958; для НУ и БН: Heckhausen, 1963b). Для обеих методик ТАТ коэффициент корреляции между независимыми оценками разных экспертов варьируется от 0,80 до 0,95. Существуют также компьютерные программы обработки содержания рассказов ТАТ (для nAch: Stone, Dumphy, Smith, Ogilvie, 1966; для НУ и БН: G. Seidenstucker, E. Seidenstucker, 1974). Надежность прежде всего означает стабильность тестовых показателей при повторных измерениях. Корреляция между повторными тестированиями для методик ТАТ по сравнению с опросниками невелика: она варьируется от 0,40 до 0,60 при интервале между двумя тестированиями от 3 до 5 недель (Haber, Alpert, 1958; Heckhausen, 1963b; Sader, Specht, 1967). Тем не менее стандартная ошибка измерения позволяет выделять в общем распределении тестовых показателей НУ и БН от 3 до 4 групп испытуемых. Конечно, применительно к ТАТ следует иметь в виду, что при повторении теста исходные условия не воспроизводятся, поскольку картинки и первоначально составленные рассказы сохраняются в памяти, и многие испытуемые стараются придумать рассказ, отличающийся от предыдущего. Поэтому повторное тестирование имеет невысокие показатели надежности. Уинтер и Стюарт (Winter, Stewart, 1977) попытались прояснить этот вопрос, давая испытуемым при повторном тестировании по прошествии недели одну из трех инструкций: 1) вспомнить ситуацию первого тестирования и написать рассказы, как можно более похожий на те, что были написаны в тот раз; 2) не думать о том, будут ли составляемые рассказы похожи на предыдущие, не придавать этому значения; 3) постараться сочинить рассказы, как можно более отличающиеся от написанных в первый раз. Ретестовые корреляции для варианта ТАТ, измеряющего мотив власти, при получении трех разных инструкций составили соответственно 0,61; 0,58 и 0,27. Первые два коэффициента были значительно выше, чем аналогичные корреляции при обычном применении ТАТ. Автор этой книги (Heckhausen, 1963b, S. 79) использовал в своем исследовании, давшем сравнительно высокие корреляции, второй вариант инструкций по Уинтеру и Стюарту. Вместо ретестовой корреляции часто в качестве критерия надежности используется коэффициент корреляции между двумя половинами теста при однократном его проведении, хотя этот показатель говорит об однородности теста, а не о стабильности тестовых показателей. Высокую однородность или внутреннюю согласованность теста долгое время неправомерно считали предпосылкой его валидности. Эту точку зрения поддерживал Энтвисл (Entwisle, 1972), критикуя использование ТАТ для измерения мотивов но причине невысокой надежности этой методики. Действительно, эти методики обладают низкой внутренней согласованностью — корреляции между двумя половинами теста для НУ и БН не достигают уровня значимости, а для nAch превышают его, но незначительно. Это неудивительно, поскольку сама конструкция этого метода основана на некоторой внутренней неоднородности. Картинки отражают разные сферы деятельности, они информируют испытуемых об успехе или о неудаче изображенных персонажей. Аткинсон, Бонгорт и Прайс (Atkinson, Bongort, Price, 1977) с помощью компьютерного моделирования и Рейман (Reuman, 1982) путем анализа реальных рассказов по ТАТ доказали, что незначительная внутренняя согласованность или ее отсутствие (она измерялась на основании времени, затраченного на высказывания, относящиеся к теме достижения, по каждой картинке) не снижает конструкт-ную валидность тестовых показателей (см. ниже раздел «Динамическая модель действия»). Аткинсон (Atkinson, 1981) настоятельно подчеркивает, что допущения классической теории тестов (Gulliksen, 1950) неприменимы к измерению мотивов хотя бы уже потому, что тенденции, лежащие в основе реакций на тест, не являются независимыми друг от друга, а обнаруживают определенное последействие.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.124 (0.007 с.) |