Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина IIСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Реформы Петра Великого большинством россиян воспринимаются как вестернизация, озападнивание России, как «возвращение в западную цивилизацию». Главным тормозом для экономического развития России в конце XVII в. являлось отсутствие выходов к Балтийскому и Черному морям. Черное море контролировала Турция, которая обладала значительными ресурсами сильной армии. Ее население составляло около 25 млн чел. В 1696 г. в результате второго похода Россия заняла мощную турецкую крепость Азов, что создало предпосылки выхода к Черному морю. Но дальнейшая борьба с Турцией потребовала бы огромных усилий. Петр I не стал вступать в антитурецкую коалицию. Это было бы выгодно прежде всего Австрии и Польше. Утверждение России на Черном море пришлось отложить. Балтийское море было «шведским озером», т. к. земли, окружавшие это море, контролировала Швеция с населением около 12 млн человек. В Европе было немало правительств, недовольных шведским доминированием. К тому же в Европе разворачивалась борьба за «испанское наследство» (1701–1714) после смерти последнего испанского короля из династии Габсбургов. В эту войну были вовлечены все ведущие европейские страны – Англия, Испания, Нидерланды, Франция и др. Число жертв этой общеевропейской бойни составило 700 тыс. человек. Молодой царь Петр Алексеевич решил воспользоваться ситуацией и объявил войну Швеции. Но в 1700 г. русские войска потерпели от шведов сокрушительное поражение в сражении под Нарвой. Начавшаяся война показала, что Россия объективно нуждалась в серьезных реформах. Первые реформы были проведены еще в 1697 г., сразу после поездки молодого царя за границу. По возвращении из-за границы Петр Алексеевич Романов начал энергично вводить европейские обычаи и моду. Проводились реформы без какого-то четкого плана и затрагивались самые разные сферы жизни общества. В сфере «Человек и Человек» главное внимание было уделено усовершенствованию политического строя. Петр I вместо сословно-представительной создал абсолютную монархию. Земские соборы, Боярская дума, приказы, выборное местное самоуправление, полурегулярная армия, патриаршество и т. д. «остались» в Московском царстве. Сенат, коллегии, регулярная армия, Синод и другие структуры формировались правителем и зависели только от него. Элементы выборности местных должностных лиц, характерные для Московского государства, были сведены к нулю. Примером для Петра I мог быть Людовик XIV, но от создания парламента российские монархи отказывались еще 200 лет. Создание полиции, усиление политического сыска, возникновение системы поголовного доносительства (сеть фискалов), регламентирование всех сторон жизни и многое другое свидетельствовало о формировании самого настоящего тоталитарного государства. В экономических отношениях свобода и активность населения практически исключались. На протяжении всего XVIII в. крепостное право ужесточалось. Купечество полностью зависело от государства. Развитие рыночных, товарно-денежных отношений перечеркивалось введением государственных монополий, неожиданных предписаний, произвольных конфискаций. Главной заботой самодержцев оставалось изыскание средств для ведения все новых и новых войн. В социальных отношениях оформление достаточно жесткой сословной структуры российского общества делало социальную мобильность и творческую активность скорее исключением, чем правилом. Социальный статус различных групп населения чаще понижался, чем повышался. Так, после расформирования стрелецких полков стрельцы с семьями были записаны в посадские люди. Государственные крестьяне сотнями тысяч росчерком пера превращались в частновладельческих крепостных. В крепостное состояние переводились: дети отставных солдат, если эти солдаты были взяты ранее в рекруты из данного помещичьего имения; «незаконнорожденные»; не имевшие определенного места жительства и занятий; купленные люди «из инородцев»; участники бунтов. За XVIII в. было роздано больше 2 млн душ обоего пола. Стимулы для карьерного роста, созданные петровской Табелью о рангах, постепенно слабели. Правовые отношения в государстве строились на подозрении и презрении к подданным, за которыми не признавалось никаких прав. Уголовное законодательство ужесточилось. Если по Соборному Уложению 1649 г. смертная казнь предусматривалась в 60 случаях, то по Воинскому уставу 1715 г. – более чем в 120. Применялись отсечение головы, четвертование, колесование, посажение на кол, повешение, сожжение, расстрел, закапывание живыми в землю (для женщин-мужеубийц) и другие виды смертной казни. Широко применялись пытки, телесные и членовредительные наказания (отрезались уши, нос, язык, отрубались руки и ноги и т. п.). Реформы способствовали быстрому усилению России, прежде всего в военном отношении. После нарвской «конфузии» русская сухопутная армия и молодой российский флот одержали ряд побед над шведами. В результате упорных сражений русские войска вышли к Балтийскому морю. Шведские крепости, например Нотебург (ныне Шлиссельбург), брали штурмом. Для прикрытия Невы были построены Кронштадт и Петропавловская крепость. 27 июня 1709 г. под Полтавой шведская армия под командованием самого Карла XII была наголову разбита русскими войсками под командованием Петра I. В 1714 г. у мыса Гангут, а затем в 1720 г. у острова Гренгам был разбит шведский флот. Под угрозой вторжения русских войск на территорию непосредственно Швеции и ввиду смерти неугомонного Карла XII начались переговоры. По Ништадтскому миру 1721 г. Россия получила часть Карелии до Выборга включительно и Прибалтику[140]. Во время Северной войны все участники потеряли около 300 тыс. убитыми и умершими от ран и болезней. Прутский поход 1711 г. против Турции был неудачным: пришлось отдать Азов и временно отказаться от борьбы за Черное море. В 1723 г. русские войска в результате успешного военного похода закрепились на побережье Каспийского моря.
• Имена. Петр Великий Петр Великий (1672–1725 гг.), выдающийся реформатор, император. Петр родился 30 мая 1672 г. Он был четырнадцатым ребенком царя Алексея Михайловича и первым сыном от второго брака царя с Наталией Кирилловной Нарышкиной. В 4 года Петр остался без отца, в 10 лет был провозглашен царем, в 17 (1689) отстранил от власти свою сводную старшую сестру Софью Алексеевну, которая была правительницей в 1682–1689 гг. В 1696 г. он стал единоправным и самодержавным российским монархом, т. к. его соправитель Иван V умер. Петра отличали редкостная память, живой ум, общительность, твердый характер. Петр был человеком высокого роста (более 2 м), огромной физической силы (ломал подковы, монеты) и огромной энергии. Петр владел многими ремеслами, многое увидел и узнал в Европе. «Необходимость движения на новый путь была создана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился», – писал большой поклонник Петра историк С. М. Соловьев. Полный титул Петра I в грамоте польскому королю Августу II от 7 марта 1712 г. (до принятия титула императора; транскрипция оригинала) был следующим: «Божиею поспешествующею милостию мы, пресветлейший и державнейший великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя России, самодержец московский, киевский, владимирский, новгородский, царь казанский, царь астраханский, царь сибирский, государь псковский и великий князь смоленский, тверской, Югорский, пермский, вятский, болгарский и иных, государь и великий князь Новагорода Низовские земли, черниговский, рязанский, ростовский, ярославский, белоозерский, удорский, обдорский, кондинский и всеа Северныя страны повелитель и государь Иверские земли, карталинских и грузинских царей, и Кабардинския земли, черкасских и горских князей, и иных многих государств и земель восточных и западных и северных отчич и дедич и наследник государь обладатель». Установил наследование престола по воле самодержца, но сам наследника не назначил. Похоронен в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге, который становится усыпальницей правителей России; до этого царей хоронили в Москве, в Кремле. Создатель абсолютной монархии в России. В честь Петра Великого названы Санкт-Петербург, Петрозаводск, Петродворец. Во многих местах есть памятники Петру. «Петр Великий» является флагманским кораблем российского военно-морского флота. По роману А. Н. Толстого и сценарию Ю. П. Германа созданы, соответственно, художественные кинофильмы «Петр Первый» и телефильм «Россия молодая».
Факты свидетельствуют о том, что самую существенную часть западного опыта, форм организации общества – парламентаризм, свободу частного предпринимательства, защиту прав личности – Петр I проигнорировал. «Мы возьмем у Европы все, чтобы стать сильными. А потом повернемся к ней спиной», – объяснял свою позицию сподвижникам Петр I. Из всех правителей «после Петра» пыталась продолжать его реформы родная дочь Елизавета Петровна (правила в 1741–1761 гг.). Но наибольшего успеха в развитии петровских реформ добилась Екатерина Великая. Екатерина II (правила в 1762–1796 гг.) была немецкой принцессой. В качестве жены наследника русского престола она хорошо усвоила «правила игры» русской политической элиты. Будучи широко образованной, энергичной и умелой правительницей она не решилась на кардинальные реформы. В начале правления она стремилась превратить Россию в государство «всеобщего блага» с мудрыми законами, просвещенными гражданами, но абсолютным монархом во главе. Острые противоречия, выявившиеся в ходе работы Уложенной комиссии (1767–1768), крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева (1773–1775), начавшаяся в 1789 г. Французская революция и, самое главное, позиция российского дворянства, которое не хотело ничего менять, объясняют осторожность и противоречивость реформаторской деятельности Екатерины П. В сфере политических отношений наиболее важной была губернская (областная) реформа 1775 г. Екатерине удалось привлечь к местному управлению дворянство, но осуществить последовательное разделение властей не получилось. В социальной сфере статус дворянского и городского сословий был определен Жалованными грамотами дворянству (1785) и городам (1785). Но крестьянство жалованной грамоты (уже подготовленной) не получило. Власть помещиков над крестьянами благодаря Екатерине II стала безграничной. Крестьянство оставалось полностью бесправным. Помещики могли за любую повинность сослать своих крестьян в Сибирь с зачетом за рекрутов. Барщина доходила до 6 дней в неделю. Получила распространение «месячина», при которой крестьяне лишались надела и за работу только на помещика получали скудное продовольственное обеспечение. При этом само дворянство от обязательной службы государству было освобождено в 1762 г. А крестьянство получило личную свободу лишь через 99 лет.
• Имена. Михаил Васильевич Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765), великий русский ученый. Ученый, заложивший основы физики, физической химии, минералогии, кристаллографии, языкознания, филологии и других наук, родился в Архангельской губернии в деревне Мишанинской недалеко от города Холмогоры. Отец будущего ученого Василий Дорофеевич по официальному статусу был черносошным крестьянином, по фактическим занятиям кораблевладельцем и промысловиком. Мать Ломоносова – Елена Ивановна Сивкова – дочь дьякона, рано умерла. Маленький Михаил читать и писать научился у соседа Ивана Шубина, у местного дьячка Семена Сабельникова, освоил «Псалтырь», выучил наизусть «Грамматику» М. Смотрицкого и «Арифметику» Л. Магницкого. Древние и новые языки, без знания которых в то время не мог обойтись образованный человек, изучать было негде. И Ломоносов с рыбным обозом в возрасте 19 лет отправился в Москву, выдал себя за сына холмогорского дворянина и начал обучение в Славяно-греко-латинской академии. В начале 1736 г. Ломоносов стал студентом университета при Академии наук в Петербурге, но в конце того же года был направлен на учебу в Германию. На родину вернулся в 1741 г. с огромным багажом знаний. За 24 года службы в Академии наук молодой ученый проявил себя в различных сферах. В 1745 г. он избирается профессором химии, а указом Елизаветы Петровны в том же году вместе с Тредиаковским становится профессором по кафедре элоквенции (красноречия). С 1748 г. начинает работать первая в России научно-исследовательская и учебная химическая лаборатория. В 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова основан МГУ. В 1758 г. под руководством главы Географического департамента Академии наук Ломоносова начинаются работы по составлению нового «Атласа российского». В 1761 г., наблюдая прохождение Венеры по диску Солнца, Ломоносов первым в мире установил, что Венера окружена плотной воздушной атмосферой. Ломоносов опытным путем дал первое подтверждение закона сохранения материи, который связывают также с именем А. Лавуазье. В своих исторических изысканиях Ломоносов отстаивал идею самобытности исторического пути русского народа, спорил с норманистами. После Ломоносова остались не только научные труды и различные приборы, но и мозаичные картины, технологию создания которых он разработал. Ко двору Екатерины II Ломоносов не пришелся. Говорят, что написанной одой новая царица осталась недовольна. Тем не менее в конце 1763 г. М. В. Ломоносов был произведен в статские советники с окладом в 1800 рублей в год. Ученый умер в возрасте 54 лет от сильной простуды. Похоронен при огромном стечении народа на Лазаревском кладбище Александре-Невской лавры в Петербурге. Вокруг фигуры Ломоносова больше двух столетий идут споры. О нем создан телевизионный сериал, написано множество научных и популярных работ. Деревня Мишанинская переименована в Ломоносово. Под Петербургом город Ораниенбаум, в окрестностях которого находилась фабрика, созданная Ломоносовым, также переименован в Ломоносов. Перед современным зданием Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова на Воробьевых горах стоит памятник этому великому русскому ученому.
В экономической области главной проблемой оставалось изыскание средств для ведения войн. За время правления Екатерины II сумма подушной подати выросла в 4,5 раза, а население только в 2 раза. Государство прибегло к внешним займам и выпуску бумажных денег. Была проведена секуляризация монастырского и церковного землевладения (1764). На новых землях устанавливались крепостнические порядки, материально-правовой статус населения понижался. Общероссийское законодательство было распространено на Правобережную Украину и на Дон. Запорожская сечь была ликвидирована, казаки переселены на Кубань, их вольности были ограничены. До 800 тыс. государственных крестьян Екатерина раздарила своим фаворитам. О свободе, равных условиях занятий предпринимательством с дворянством русскому купечеству и государственным крестьянам оставалось только мечтать. Любимым детищем русских правителей была армия, которая в XVIII в. действовала весьма успешно. В результате русско-турецких войн (1768–1774, 1787–1791) и блестящих побед русских войск под командованием П. А. Румянцева, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова и др. Россия получила огромные территории в Северном Причерноморье. К России в 1783 г. перешли Крым, Кабарда. Грузия с 1783 г. переходила под протекторат России. У России появился Черноморский флот и право выхода в Средиземное море. На западном направлении Россия вместе с Австрией и Пруссией приняла участие в разделах ослабевшей Речи Посполитой (1772, 1793, 1795). К России отошла вся Белоруссия, Правобережная Украина, Волынь, Литва и Курляндия[141]. При Екатерине II значительно выросла территория империи и к концу ее правления составляла 16,8 млн км2. Государственные доходы выросли вчетверо. Население увеличилось с 19 до 36 млн человек. Время ее правления называют «золотым веком дворянства», а ее саму – Екатериной Великой. В то же время на протяжении XVIII в. вполне определился экстенсивный тип развития российской цивилизации. Происходило расширение территории, увеличивалось население, но качество его жизни менялось крайне медленно. Отставание России от действительно передовых стран мучительно осознавалось частью россиян.
• Имена. Александр Васильевич Суворов Александр Васильевич Суворов (1730–1800 гг.), великий русский полководец, генералиссимус (1799), граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799). Александр Македонский, Александр Невский и Александр Суворов не потерпели за свою боевую жизнь ни одного поражения. В русско-турецких войнах 1768–1774 и 1787–1791 А. В. Суворов, командуя отрядом и корпусом, одержал победы при Козлудже (1774 г.), Кинбурне (1787 г.), Фокшанах (1789 г.), Рымнике (1789 г.), взял штурмом Измаил (1790 г.). В 1799 г. – главнокомандующий русско-австрийской армией провел Итальянский и Швейцарский походы, разгромил французские войска на реках Адда и Треббия и при Нови, перешел Альпы в труднейших условиях. Русская армия под руководством Суворова впервые в Европе отказалась от линейной тактики. Суворов первым применил сочетание движения в колоннах с рассыпным строем. Он использовал смелый и глубокий маневр, сочетание огня и штыкового боя, умелое взаимодействие всех родов войск и отдельных элементов боевого порядка. Стали широко использоваться внезапные удары, непрерывное наращивание удара на решающем направлении и разгром по частям превосходящего противника. На р. Рымник (1789) 25 тыс. воинов под руководством А. В. Суворова разгромили 100-тысячное турецкое войско. Он является автором работ «Полковое учреждение» (1764–1765), «Наука побеждать» (1795–1797). Сыграл большую роль в развитии русского военного искусства. Создал школу военачальников, среди которых М. И. Кутузов, П. И. Багратион – полководцы Отечественной войны против Наполеона в 1812 г. Суворов отличался острым языком (автор многих афоризмов) и самостоятельным характером. После блестящих побед получил отставку. Похоронен в Александра-Невской лавре в Санкт-Петербурге.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.144 (0.011 с.) |