ТОП 10:

Влияние Великой Французской революции на политику Екатерины II.



В конце правления Екатерина II окончательно превращается из поклонника либеральных идей в реакционера. Эта перемена связана с событиями в Европе. Великая французская революция явилась потрясением для русской императрицы. Екатерина строила обширные планы в отношении Парижа. Франция ей была нужна как противовес Австрии и Пруссии пока Россия занята войной с Турцией. Но все расчеты императрицы разрушил штурм Бастилии 14 июля 1789 года Первоначально Екатерина не придала серьезного значения событиям в Париже, но вскоре ее отношение меняется. События во Франции приобретали все более угрожающий характер. Императрица стала называть Париж «адовым пеклом» и «притоном разбойников», а всех французов без разбора считала революционерами. Екатерину постигло жестокое разочарование. Она поняла, что в основе французской революции лежат идеи ее друзей-просветителей. Екатерина не могла с этим примириться. Она решила, что революционеры извратили идеи Просвещения.
В 1790 году в руки Екатерины попадает книга с невинным названием «Путешествие из Петербурга в Москву», на обложке которой не было указано имени автора. Прочитав ее, императрица пришла в ужас. Вместо обычных путевых заметок, издававшихся в это время в большом количестве, она обнаружила революционный памфлет, который звал крепостных к топору. «Бунтовщик, хуже Пугачева!»,— заявила императрица и приказала книгу изъять, а писателя найти. Обнаружить автора не составило большого труда, им оказался чиновник Петербургской таможни А.Н. Радищев. Он был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. Радищева судили и приговорили к смертной казни. Но в честь победоносного завершения в 1791 году войны с Турцией императрица заменяет казнь на десятилетнюю ссылку в Сибирь. Радищев был отправлен в Илимский острог. Освободил его в 1796 году Павел I.
Пример Радищева показал императрице, что революционные идеи проникают и в Россию. «Как бы эта французская мода не превратилась в эпидемию»,— заявила Екатерина и начала действовать. Она ужесточила цензуру, изъяла из библиотек труды своих бывших друзей-просветителей, попыталась организовать бегство Людовика XVI из Парижа и толкала европейские монархии на интервенцию во Францию.
Екатерина узнала, что большинство вождей французской революции когда-то примыкали к масонским организациям. Императрица приходит к выводу, что в событиях во Франции виновато это тайное общество. Начинаются гонения на «вольных каменщиков» в России. Екатерина знала о том, что наследник престола Павел являлся членом одной из масонских лож. Отношения между матерью и сыном всегда были напряженными. Императрица понимала, что Павел имеет больше прав на русский престол, поэтому она делала все, чтобы ослабить и без того невеликое влияние наследника внутри страны. Екатерина решает нанести удар по друзьям цесаревича масонам. Императрица знала о тесных контактах между Павлом и Н.И. Новиковым, снабжавшим наследника масонской литературой. У Екатерины к Николаю Ивановичу были давние счеты.
Н.И. Новиков окончил Московский университет, работал в Уложенной комиссии, затем вышел в отставку и стал заниматься издательской деятельностью. Он выпускает журнал «Трутень» на страницах которого ведет открытую полемику с журналом «Всякая всячина», издававшимся лично Екатериной. Новиков разоблачал болтовню императрицы о «золотом веке» и благоденствии России при ее мудром правлении. В этой полемике Екатерина потерпела поражение и после нескольких вежливых намеков приказала закрыть «Трутень». Новиков стал издавать новый журнал «Живописец», на страницах которого очень осторожно критикует крепостнические порядки. В своей типографии Николай Иванович печатает книги по всем отраслям знаний, в том числе и труды просветителей. Он становится активным членом масонской ложи, в которой состоял и Павел. В 1788 году по приказу Екатерины типография Новикова была закрыта.
Причастность к масонам, а также близость к наследнику престола сыграли трагическую роль в судьбе Николая Ивановича. В 1792 году по приказу императрицы он был арестован и приговорен к 15-ти годам заключения. Новиков оказался в Шлиссельбургской крепости в той самой секретной камере, где когда-то содержался Иван Антонович.

На свободу после смерти Екатерины II в 1796 году выпустил узника новый император Павел I.
Правление Екатерины Великой оставило заметный след в истории России. 34 года бывшая немецкая принцесса царствовала в огромной стране. Внутренняя политика императрицы прошла трансформацию от попытки следования в русле идей просвещения до открытой реакции и борьбы с теми же идеями как внутри страны, так и за ее пределами. Такой перемене способствовали два события: крестьянская война Пугачева и Великая Французская революция.
В целом императрица последовательно проводила курс на укрепление самодержавной власти с опорой на дворянство. При Екатерине II экономическое и политическое могущество «благородного сословия» достигает небывалых высот. Однако внешний блеск империи скрывал чудовищную эксплуатацию основной массы населения. «Золотой век» российского дворянства обернулся «черным веком» для русских крестьян. В годы правления Екатерины II крепостничество достигает самых уродливых форм и практически превращается в рабство. Итогом этого становится крупнейший провал во внутренней политике императрицы — самая кровавая и продолжительная в истории России крестьянская война.
Ужесточение внутриполитического режима после подавления восстания Пугачева не излечило русское общество. Императрица даже не попыталась найти лекарства от главной болезни России — крепостничества. Екатерина II с помощью репрессий загнала крестьянскую проблему вглубь и оставила задачу решения этого сложнейшего вопроса своим потомкам.

18. Развитие образования в 1725-1800 гг.

Со времен Петра I просвещение в России обретало все более четкий светский характер. Вместе с тем традиционная форма «обучения грамоте» была массовой и повсеместной. Увеличилось число солдатских гарнизонных школ. Основное внимание уделялось образованию дворян в закрытых учебных заведениях. В 1731 г. был создан Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. – Морской шляхетский корпус. Помимо этого, дворянских детей обучали в частных пансионах, а также на дому. В XVIII в. входит в моду приглашение учителей-иностранцев, особенно французов.

Несмотря на столь крупные успехи в области просвещения в России потребность в системе образования ощущалась все более остро. По инициативе императрицы разработка проектов школьного образования была поручена одному из ярких общественных деятелей того времени – И. И. Бецкому. Он был инициатором и женского образования.

Но деятельность И. И. Бецкого и реализация его плана ни в коей мере не решали проблему создания системы начального образования. Для решения этого вопроса в 1782 г. организуется «Комиссия об учреждении училищ». Первым итогом работы Комиссии было открытие 4-классных и 2-классных народных училищ в Петербургской губернии.

Всего в конце XVIII в. в России насчитывалось около 550 различных учебных заведений, в которых обучалось около 60 тыс. человек.

Одним из главных событий середины XVIII в. было открытие первого высшего гражданского учебного заведения – Московского университета. Куратором его был И. И. Шувалов. Однако идейным строителем Московского университета был М. В. Ломоносов. Он разработал проект организации университета, добивался того, чтобы университет был бессословным и светским (так как в нем не преподавалось богословие). Он принял активное участие и в создании учебников. Для подготовки студенческих кадров при университете была создана специальная гимназия с двумя отделениями – для дворян и разночинцев.

Создание в России Академии наук, бурное развитие в XVIII в. мирового естествознания способствовали становлению и развитию русской науки.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.74.227 (0.004 с.)