ТОП 10:

Определите характер реформ Екатерины II в России.



 

Характер и образ правления. Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как «золотом веке» русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.

1763 г - преобразование Сената (разделили на 6 департаментов, каждый из которого имел определенные полномочия)
1767 г -Уложенная комиссия (задачей этой комиссии было составление нового закона. Осталась невыполненной)
1775 г - Губернская реформа (деление на губернии и уезды
1782 г -реорганизована местная полицейская система (вводились должности частных приставов, квартальных надзирателей и квартальных порутчиков)
1764 - отменена автономия Украины
1775 - Ликвидация Запорожской Сечи (отпала неоходимость в охране южных границ России)

Принимались меры по укреплению контроля над крестьянами (1763 на крестьян была возложена оплаты средств, кот. идут на подавление их бунтов)

Говоря о политике Екатерины 2, стоит говорить о политике "Просвященного абсолютизма"

Внутренняя политика

Екатерина вступила на престол, имея вполне определенную политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях Просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Важнейшими принципами осуществления этой программы были постепенность, последовательность, учет общественных настроений. В первые годы своего царствования Екатерина осуществила реформу Сената (1763), сделавшую работу этого учреждения более эффективной; провела секуляризацию церковных земель (1764), значительно пополнившую государственную казну и облегчившую положение миллиона крестьян; ликвидировала гетманство на Украине, что соответствовало ее представлениям о необходимости унификации управления на всей территории империи; пригласила в Россию немецких колонистов для освоения Поволжья и Причерноморья. В эти же годы был основан ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище). В 1767 она объявила о созыве Комиссии для сочинения нового уложения, состоящей из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за исключением крепостных крестьян. Екатерина написала для Комиссии “Наказ”, являвшийся по сути либеральной программой ее царствования. Призывы Екатерины не были, однако, поняты депутатами Комиссии, которые вели споры по мелким вопросам. В ходе их дискуссий обнаружились глубокие противоречия между отдельными социальными группами, низкий уровень политической культуры и откровенный консерватизм большинства членов Комиссии. В конце 1768 Уложенная комиссия была распущена. Сама Екатерина оценила опыт Комиссии как важный урок, познакомивший ее с настроениями разных слоев населения страны.

После окончания русско-турецкой войны 1768-74 и подавления восстания под предводительством Е. И. Пугачева начался новый этап екатерининских реформ, когда императрица уже сама разрабатывала важнейшие законодательные акты. В 1775 был издан манифест, дозволявший свободное заведение любых промышленных предприятий. В том же году была осуществлена губернская реформа, которой введено новое административно-территориальное деление страны, сохранившееся вплоть до Октябрьской революции 1917. В 1785 Екатерина издала свои важнейшие законодательные акты — жалованные грамоты дворянству и городам. Была подготовлена также третья грамота — государственным крестьянам, но политические обстоятельства не позволили ввести ее в действие. Основное значение грамот было связано с реализацией важнейшей из целей екатерининских реформ — созданием в России полноценных сословий западноевропейского типа. Для русского дворянства грамота означала юридическое закрепление почти всех имевшихся у него прав и привилегий. В 1780-х гг. была продолжена и реформа образования: создана сеть городских школьных учреждений, основанных на классно-урочной системе. В последние годы жизни Екатерина продолжала разрабатывать планы серьезных преобразований. На 1797 была намечена радикальная реформа центрального управления, введение законодательства о порядке наследования престола, создание высшей судебной инстанции, основанной на выборном представительстве от трех сословий. Однако завершить свою программу реформ Екатерина не успела. В целом екатерининские реформы явились прямым продолжением преобразований Петра I.

Внешняя политика

Вслед за Петром I Екатерина считала, что Россия должна занимать активную позицию на мировой арене, вести наступательную (и в определенной мере агрессивную) политику.

Вступив на престол, она разорвала заключенный Петром III союзный договор с Пруссией. Благодаря ее усилиям был восстановлен на курляндском престоле герцог Э. И. Бирон. В 1763, опираясь на поддержку Пруссии, Россия добилась избрания своего ставленника Станислава Августа Понятовского на польский трон. Это привело к охлаждению отношений с Австрией, которая, опасаясь чрезмерного усиления России, стала подстрекать Турцию к войне с Российской империей. Русско-турецкая война 1768-74 была в целом успешной для России, однако сложная внутриполитическая обстановка побуждала Россию искать мира, для чего необходимо было восстановить отношения с Австрией. В результате был достигнут компромисс, жертвой которого пала Польша: в 1772 Россия, Пруссия и Австрия осуществили первый раздел части ее территории. С Турцией был подписан Кючук-Кайнарджийский мир, которым обеспечивалась выгодная для России независимость Крыма. В войне Англии с ее северо-американскими колониями Россия формально заняла нейтральную позицию и Екатерина отказала английскому королю помочь Великобритании войсками. По инициативе Н. И. Панина Россия выступила с Декларацией о вооруженном нейтралитете, к которой присоединился ряд европейских государств, что объективно способствовало победе колонистов. В последующие годы происходило укрепление российских позиций в Крыму и на Кавказе, завершившееся в 1782 включением Крыма в состав Российской империи и подписанием в 1783 Георгиевского трактата с Картли-Кахетинским царем Ираклием II, обеспечившего присутствие русских войск в Грузии, а впоследствии ее присоединение к России. Во второй половине 1770-х гг. сформировалась новая внешнеполитическая доктрина русского правительства — Греческий проект. Основной ее целью было восстановление Греческой (Византийской) империи со столицей в Константинополе и великим князем Константином Павловичем, внуком Екатерины, в качестве императора. В 1779 Россия значительно укрепила свой международный авторитет, участвуя в качестве посредника между Австрией и Пруссией в Тешенском конгрессе. В 1787 Екатерина, сопровождаемая двором, иностранными дипломатами, австрийским императором и польским королем совершила путешествие в Крым, ставшее грандиозной демонстрацией русской военной мощи. Вскоре после этого началась новая война с Турцией, причем Россия действовала в союзе с Австрией. Почти одновременно началась война со Швецией (1788-90), пытавшейся добиться реванша за поражение в Северной войне. Однако Россия успешно справилась с обоими противниками. Война с Турцией закончилась в 1791. В 1792 был подписан Ясский мир, закрепивший влияние России в Бессарабии и Закавказье, а также присоединение Крыма. В 1793 и 1795 произошли второй и третий разделы Польши, окончательно покончившие с польской государственностью. К событиям в революционной Франции Екатерина первоначально отнеслась с определенной долей симпатии, видя в них результат неразумной деспотической политики французских королей. Однако после казни Людовика XVI она увидела в революции опасность для всей Европы.

22. Охарактеризуйте основные черты Просвещения. Приведите примеры политики просвещённого абсолютизма в странах Европы.

Просвещение - это цивилизацийно - культурное течение периода перехода от традиционного до индустриального общества. Интеллектуальные представители ее проповедовали социальную и политическую эмансипацию третьего состояния (мещан и крестьян); установление "царства ума", основанного на естественном равноправии людей, политической свободе и гражданскому равенству; ставили цель распространения знаний: дать народа образование и "просветить" монархив относительно содержания "истинного" человеческого общества. Тем самым новейшие постулаты послужили причиной надлома старой феодальной организации.

Идеи Просвещения справили такое огромное влияние на все направления духовной жизни европейского общества, которые дали название новым исторических-культурно-историческим пор. Кстати, упоминавшаяся эпоха, в отличие от предыдущих, самая дала себе имя: термин"просвещение" используют идеологи Просвещения - Вольтер и Гердер. Окончательно закрепила этот срок в науке статья И. Канта "Что такое Просвещение?" (1784 г. ).

За временем пор Просвещения - это середина XVII - XVIII ст. Идеи Просвещения прорастают сначала в Англии, потом в Франции, позднее - в Германии, Италии и в других странах Европы. Развитие европейской культуры так или иначе происходил под знаком идей Просвещения. Но найчисленниший, обогащенный яркими талантами отряд просветителей сформировался в Франции: именно отсюда, неся на себе печать французского гения, идеи Просвещения распространились по всей Европе.

Прежде чем даты общую характеристику культуре пор Просвещения, остановимся на характерных общих чертах и специфических отличиях Просвещения в разных странах. Характерными особенностями Просвещения есть:

1. Стремление его представителей к перестройке всего общественного отношения на основе ума, "вечной справедливости", равенства.

Продолжая начатую на рубеже XVII-XVIII ст. рационалистическую систему в европейском культурном развитии, Просвещение исповедовало настоящий "культ ума", усматривая в нем тот "архимедив рычаг", с помощью которого можно перевернуть всю систему общественной и духовной жизни. Провозглашенное просветителями царство ума за своей исторической сущностью было не чем другим, как идеализированным здравым смыслом буржуазии, которая готовила себе идейные основы прихода к власти.

Тем не менее, несмотря на свое всевластие, ум должен был считаться с тем, что имеющиеся условия (абсолютистская власть еще была довольно сильной) не разрешали осуществить практическое преобразование общества.

2. Движущей силой исторического развития и условием торжества ума просветители считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение морального состояния общества.

Определяющим моментом культурной жизни эпохи Просвещения была безграничная вера в преобразовательные возможности образования. Передовые люди того времени прилагали значительные усилия для распространения знаний среди всех слоев общества, отводя просвити ведущую роль в прогрессивном развитии человечества в русле общего добра и справедливости. Следует отметить, что Просвещение понималось шире, чем простое распространение знаний и образования, оно включало в себя моральное и гражданское воспитания, а также утверждение "истинных" представлений о миру, обществе и человеке - в противоположность "ошибочным" идеям старика мира. Постулаты Просвещения не несли в себе революционного запавшую, тем не менее именно они начали тот социальный подъем, который завершилось Французской буржуазной революцией 1789- 1794гг.

3. Они стремились расковать ум людей и тем самым оказывали содействие их политическому раскрепощению.

4. Просветители верили в человека, ее ум и высокое призвание. Этим они продолжали гуманистические традиции пор Возрождение.

Обусловленное особенностями национального-исторически-национальное развития Просвещение в разных странах мало и существенные отличия:

1. Английское Просвещение, например, отличалось от французского определенной ограниченностью и умеренностью своих целей. Это было обусловлено рядом факторов и прежде всего тем, что английское Просвещение не опережало буржуазную революцию, как в Франции, а шло вслед за ней. Вдобавок, Английская буржуазная революция XVII ст. выступала в религиозной оболочке, ее идеологическим знаменем был пуританизм, который противостоял господствующей англиканской церкви и королевскому абсолютизму, ее завершением стал классовый компромисс 1688-1689 гг. Буржуазия поделилась властью с новым дворянством, привлекши последнее к буржуазному способу ведение хозяйства, которое также наложило свой отпечаток на характер просветительской идеологии в Англии.

2. Французское же Просвещение XVIII в. было значительно высшим этапом в развитии идейной борьбы буржуазии ^ И * поднималась. Оно возникало специфическими условиями, ч, • Франции XVIII века, где борьба между феодализмом и антифеодальными силами набрала относительно бескомпромиссных, резких форм.

3. Особенность Просвещения безгосударственных, зависимых народов состоит в том, что оно тесно переплеталось с формированием культурно-этнической солидарности, с национальным возрождением, особыми стимулами для которых стали гердерианство (протест против деспотизма) и романтизм. Историческим примером может служить период Гетманщины в Украине.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.76.91 (0.006 с.)