Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опишите революционный процесс в Испании в х1х В. И Объясните его причины.

Поиск

Испанские революции 19 века, буржуазные революции, происшедшие в Испании в период 1808—74. Их целью было расчистить пути для развития капиталистических отношений в Испании, ликвидировать пережитки феодализма, ослабить влияние католической церкви, являвшейся феодальной опорой в Испании. Слабость испанской буржуазии, её непоследовательность в решении аграрного вопроса, отсутствие прочной связи с народом, а нередко и наличие противоречий между отдельными её группировками, с одной стороны, поддержка в ряде случаев испанских феодальных кругов международной реакцией — с другой, сказались отрицательно на исходе революций. Как первая революция, так и последующие четыре оказались незавершёнными.

Результаты революции не могли удовлетворить широкие народные массы. В стране усиливалась забастовочная борьба, крестьяне вели борьбу за землю. Повсеместно выдвигалось требование республики. Под воздействием революции ускорилось создание различных организаций испанских трудящихся. В октябре 1868 в Барселоне был образован Федеральный центр рабочих обществ, объединивший свыше 25 тыс. рабочих. В конце 1868 и в начале 1869 в Мадриде и Барселоне возникли испанские группы 1-го Интернационала. Пролетариат Испании впервые выступил как самостоятельная политическая сила и вопреки дезорганизаторской деятельности бакунистов активно боролся за республику. С декабря 1868 начались восстания республиканцев. Правление Амадея Савойского, подвергавшегося атакам со стороны республиканцев слева, сторонников Изабеллы и карлистов (сторонники претендента на испанский престол Дон Карлоса Старшего) справа, оказалось неустойчивым. 11 февраля 1873 Амадей отрекся от престола, после чего кортесы провозгласили Испанию республикой; было сформировано временное республиканское правительство, которое возглавил правый республиканец Э. Фигерас. В июне 1873 открылись новые учредительные кортесы, избранные 10 мая 1873. Главой исполнительной власти стал левый республиканец Ф. Пи-и-Маргаль, правительство которого выдвинуло широкую демократическую программу (в том числе отмена рабства на Кубе). К середине 1873 кортесы разработали основные положения проекта конституции, которые предусматривали установление в Испании федеративной республики. Проект конституции вызвал недовольство среди республиканцев — сторонников раздробления страны на мелкие независимые кантоны ("непримиримых"). Они использовали его опубликование как повод для организации антиправительственных восстаний в различных районах страны (в восстаниях участвовали бакунисты). В июле 1873 правительство Пи-и-Маргаля вышло в отставку. 3 января 1874 генерал Павия и маршал Серрано совершили государственный переворот, в результате которого в стране была установлена военная диктатура. 29 декабря 1874 в результате нового переворота, осуществленного генералом Кампосом, сын Изабеллы II Альфонс XII был провозглашен королём Испании.

Первая Испанская революция 1808—14. Началась в условиях оккупации Испании Наполеоном I в период проведения им захватнических войн в Европе (см. Наполеоновские войны). Особенностью этой революции было сочетание антифеодальной борьбы с борьбой народных масс против французских оккупантов.

Вторая Испанская революция 1820—23. Основной движущей силой революции являлась армия, революционизировавшаяся в ходе антифранцузской национально-освободительной войны 1808—13.

Третья Испанская революция 1834—43. Была тесно связана с 1-й Карлистской войной (см. Карлистские войны). В октябре 1833 регентша Мария Кристина опубликовала манифест о сохранении абсолютистских порядков в Испании. Манифест вызвал широкое недовольство, вынудившее Марию Кристину пойти на уступки, в том числе на образование в январе 1834 правительства модерадос во главе с Мартинесом де ла Роса, с июня 1835 — Торено.

Четвёртая Испанская революция 1854—56. Началась с военного восстания, поднятого 28 июня 1854. В своей программе ("Мансанаресский манифест", 7 июля 1854) восставшие требовали ликвидации королевской камарильи (королевской придворной клики), установления законности и созыва учредительных кортесов.

Пятая Испанская революция 1868—74. Началась 18 сентября 1868 в Кадисе восстанием флота во главе с адмиралом Топете, за которым последовало выступление армии, возглавленное высшими представителями генералитета (маршал Серрано, генералы Прим, Дульсе и др.). В борьбу вступило население крупнейших городов — Мадрида, Барселоны, Валенсии и др., возглавленное главным образом демократами и республиканцами. Революция охватила также деревню. По всей стране стали возникать революционные хунты. После сражения у Альколеа (Андалусия) королева Изабелла II бежала из страны (30 сентября) и 18 октября было образовано временное правительство во главе с Серрано. Однако демократы и республиканцы не были допущены к государственному управлению. 6 июня 1869 была опубликована конституция, провозглашавшая Испанию наследственной монархией. Конституция вводила всеобщее избирательное право для мужчин, свободу печати, собраний, ассоциаций, гражданский брак, впервые в испанской истории провозглашала свободу вероисповедания. 18 июня 1869 Серрано был назначен регентом, Прим стал премьером. 16 ноября 1870 на испанский престол был избран принц Амадей Савойский (сын короля Италии Виктора Эммануила II).

Следствием незавершённости буржуазных революций явился компромисс испанской буржуазии с феодалами. Развитие капитализма в Испании пошло по так называемому прусскому пути, обрекавшему испанское крестьянство на десятилетия самой мучительной экспроприации и кабалы.

ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ

 

45 Опишите революционный процесс в Испании в Х1Х в. и объясните его причины.

 

В середине XIX в. началась перестройка черной металлургии: внедрялся процесс пудлингования, расширялось применение каменного угля и кокса. Реконструкция металлургии привела к бурному развитию этой отрасли в Астурии, располагавшей крупными залежами каменного угля, и в Стране Басков, богатой железной рудой. Быстрыми темпами росла добыча угля, железной руды и цветных металлов, в этом важную роль начал играть иностранный капитал. В 1848 г. открылась первая в Испании железнодорожная линия Барселона — Матаро. К концу 60-х годов железные дороги соединили Мадрид с крупнейшими городами страны, их протяженность составляла около 5 тыс. км.

Однако начало промышленной революции не ликвидировало отставание Испании от передовых капиталистических стран. Большая часть машин и оборудования для испанской промышленности ввозилась из-за границы. Иностранный капитал господствовал в железнодорожном строительстве и играл большую роль в горнодобывающей промышленности. В стране преобладали мелкие и средние предприятия. Промышленное отставание Испании объяснялось прежде всего сохранением феодальных пережитков в сельском хозяйстве, тормозивших развитие внутреннего рынка. Промышленность страдала также от недостатка капиталов, поскольку в условиях Испании буржуазия предпочитала вкладывать их в покупку проданных в годы революций церковных земель, в государственные займы.

Переход к фабричному производству сопровождался разорением ремесленников, увеличением безработицы, ухудшением условий труда и жизни рабочих. Рабочий день астурийских металлургов, например, достигал 12—14 часов. Формирование промышленного пролетариата дало толчок развитию рабочего движения. В начале 40-х годов каталонские рабочие провели ряд забастовок, требуя повысить заработную плату. Несмотря на преследования со стороны властей, возникали первые профессиональные организации рабочих, создавались «кассы взаимопомощи». Среди рабочих и ремесленников получили распространение различные социалистические идеи (Фурье, Кабе, Прудона).

Рост населения (с конца XVIII в. по 1860 г. население Испании увеличилось примерно в полтора раза, достигнув 15,6 млн. человек) и развитие городов повышали спрос на сельскохозяйственные продукты. Расширялись посевные площади, возрастал валовой сбор зерна, винограда, оливок. Появление железных дорог способствовало росту товарности сельского хозяйства и развитию его специализации. В то же время новая агротехника внедрялась в Испании очень медленно, что было обусловлено социально-экономическими отношениями в испанской деревне.

Третья буржуазная революция не только не разрешила проблему крестьянского малоземелья, но, наоборот, усугубила ее. В южных и центральных районах страны мелкокрестьянская аренда вытеснялась собственными хозяйствами крупных землевладельцев, основанными на применении труда поденщиков. В Каталонии, Галисии, Астурии, Старой Кастилии продолжался процесс постепенного превращения крестьян-держателей в арендаторов. Перестройка сельского хозяйства на капиталистический лад шла медленно и сопровождалась обезземеливанием и обнищанием крестьянской массы, превращением крестьян в батраков с наделом и бесправных арендаторов.

Четвертая буржуазная революция (1854—1856)

Дальнейшее развитие капитализма, происходившее в условиях незавершенности буржуазных преобразований, обострило в начале 50-х годов все общественные противоречия. Промышленная революция привела к разорению массы ремесленников, снижению заработной платы рабочих, интенсификации труда фабричных рабочих, увеличению числа безработных. Всеобщее возмущение вызвало повышение налогов. Рост капитализма усилил экономические позиции буржуазии, которую перестали удовлетворять условия компромисса, установленного в результате третьей буржуазной революции. В буржуазных кругах росло недовольство коррупцией и дефицитом бюджета, ставившим под угрозу выплату процентов по государственным займам; тревогу вызывало оживление реакции, которая вынашивала планы восстановления майоратов, пересмотра конституции 1845 г. В этих условиях против правительства выступили не только «прогрессисты» — крупнейшая сила оппозиции в 1843—1854 гг., но и «модерадос».

Пытаясь сократить дефицит бюджета, правительство приняло решение о конфискации и продаже церковных земель. Были также конфискованы и пущены в продажу земли, находившиеся в руках крестьянских общин. Почти вся проданная земля перешла в руки буржуазии, чиновников, обуржуазившегося дворянства, что привело к дальнейшему укреплению союза между дворянами и верхушкой буржуазии. Продажа общинных земель, начатая в 1855 г., продолжалась до конца XIX в. Она нанесла огромный ущерб крестьянским хозяйствам, лишив их пастбищ и лесных угодий, и ускорила процесс расслоения крестьянства. Массовое разорение крестьян обеспечивало дешевой рабочей силой латифундии, перестраивавшиеся на капиталистический лад. Аграрная политика четвертой буржуазной революции вызвала резкое недовольство в деревне. Летом 1856 г. в Старой Кастилии развернулось крестьянское движение, которое было жестоко подавлено.

Революция 1854—1856 гг. завершилась новым компромиссом между дворянством и крупной буржуазией. Буржуазия получила возможность увеличить свои земельные владения за счет ограбления крестьянской общины. Ухудшение положения крестьян привело к росту крестьянских выступлений. Крупнейшим из них было восстание, вспыхнувшее в Андалусии в июне 1861 г., которым руководили республиканцы. Около 10 тыс. вооруженных крестьян пытались захватить и разделить имения латифундистов. Правительство беспощадно подавляло крестьянские бунты.

Компромисс между дворянством и крупной буржуазией нашел отражение и в политической жизни. Конституция 1845 г. была сохранена. После революции 1854—1856 гг. возникли два блока: консерваторы и Либеральный союз. Консерваторы, возглавляемые генералом Нарваэсом, представляли интересы крупных землевладельцев-дворян. Либеральный союз опирался на поддержку обуржуазившегося дворянства и верхушки буржуазии; его лидером стал генерал О'Доннель. В 1856— 1868 гг. трижды находилось у власти правительство О'Доннеля и трижды его сменяло правительство Нарваэса.

Начало пятой буржуазной революции (1868—1874)

Поступательное развитие капитализма увеличивало экономическое влияние буржуазии, которая все более решительно претендовала на политическую власть. К концу 1867 — началу 1868 г. сложился блок буржуазных партий, в который вошли Либеральный союз, «прогрессисты», республиканские группы. Руководители блока сделали ставку на военный переворот.

В сентябре 1868 г. восстала эскадра в Кадисе. Организаторы пронунсиамьенто обещали созвать учредительные кортесы и ввести всеобщее избирательное право. Восстание в Кадисе вызвало широкий отклик: в Мадриде и Барселоне народ захватил арсеналы; повсеместно началось создание отрядов «волонтеров свободы». Королева Изабелла бежала из Испании.

На выборах в учредительные кортесы, состоявшихся в январе 1869 г., победили монархические партии — «прогрессисты» и Либеральный союз. В то же время 70 мест из 320 получили республиканцы. К июню 1869 г. завершилась разработка новой конституции. Испания провозглашалась конституционной монархией, двухпалатный парламент формировался на основе всеобщего избирательного права для мужчин. Конституция 1869 г. закрепляла основные буржуазно-демократические свободы, в том числе и свободу совести.

Против сохранения монархии выступили широкие круги мелкой и средней буржуазии, интеллигенции, рабочие. Летом и осенью 1869 г. в крупных городах проходили массовые республиканские демонстрации. В Каталонии, Валенсии и Арагоне движение достигло такого размаха, что правительство смогло подавить его только с помощью армии. Одержав победу над республиканцами, «прогрессисты» и Либеральный союз начали поиск короля для Испании. После долгой борьбы, в которую включились правительства ряда европейских стран, в конце 1870 г. королем Испании был провозглашен сын итальянского короля — Амадео Савойский.

Рабочее движение

В период пятой буржуазной революции рабочее движение поднялось на новую ступень. В 1868 г. в Мадриде и Барселоне возникли первые испанские секции Международного Товарищества Рабочих. В июне 1869 г. на съезде в Барселоне секции объединились, образовав Испанскую федерацию Первого Интернационала — единую в национальном масштабе рабочую организацию, которая ставила своей целью освобождение пролетариата. Однако значительная часть секций находилась под влиянием бакунистско-го Альянса социалистической демократии. Это объяснялось идейной слабостью испанского рабочего движения, отсутствием у рабочего класса опыта политической борьбы, воздействием мелкобуржуазного окружения.

С начала 70-х годов развернулась борьба пролетарского крыла испанских секций против бакунизма. В середине 1872 г. по инициативе П. Лафарга, X. Месы, П. Игле-сиаса была основана Новая мадридская федерация, порвавшая с анархизмом. Ее руководители внесли большой вклад в разоблачение бакунистского Альянса. Тем не менее анархизм продолжал пользоваться большим влиянием в испанском рабочем движении. Деятельность бакунистов, призывавших рабочих отказаться от политической борьбы, нанесла огромный ущерб как рабочему движению, так и развитию буржуазно-демократической революции.

Итоги буржуазных революций 1808— 1874 гг.

Цикл буржуазных революций, потрясших Испанию в 1808—1874 гг., уничтожил многие феодальные пережитки, стоявшие на пути развития капитализма. Решающую роль в борьбе с феодально-абсолютистскими порядками сыграли народные массы. Во главе революций XIX в. шел блок либерального дворянства и крупной буржуазии, причем экономические и политические преобразования, осуществленные в годы буржуазных революций, способствовали консолидации этого блока. Тесная связь буржуазии с крупным землевладением, ее страх перед крестьянским движением обусловили отсутствие союза между буржуазией и крестьянством; это побуждало буржуазных революционеров искать опору в армейской среде. В XIX в. испанская армия вместе с дворянско-буржуазным блоком боролась против феодализма и одновременно подавляла движение народных масс, стремившихся к углублению буржуазной революции.

Преобразования пяти буржуазных революций отвечали интересам крупной буржуазии и либерального дворянства. Особенно характерно в этом отношении решение аграрного вопроса. Революции XIX в. отменили майораты, сеньориальную юрисдикцию, но они не только не уничтожили крупное дворянское землевладение, но, напротив, укрепили его. Крестьяне-держатели были лишены владельческих прав на их землю, собственниками которой были признаны бывшие сеньоры. Все это создавало предпосылки для развития капитализма в сельском хозяйстве по «прусскому» пути. Этот путь (при сохранении феодальных пережитков в деревне вплоть до 30-х годов XX в.) обусловил замедленные темпы развития экономики, массовое обнищание и разорение крестьянских хозяйств и жесточайшую эксплуатацию батраков и малоземельных крестьян со стороны крупных землевладельцев.

Сохранение дворянского землевладения привело к тому, что ведущую роль в политической жизни страны после пяти буржуазных революций продолжали играть крупные землевладельцы — дворяне. Торгово-промышленная буржуазия не достигла всей полноты политической власти и выступала на политической арене лишь в качестве младшего партнера дворянства. Таким образом, буржуазная революция в Испании осталась незавершенной. Тем не менее рост контрреволюционности буржуазии в условиях подъема рабочего движения привел к установлению прочного политического компромисса между землевладельцами и буржуазией.

46 Охарактеризуйте и критически оцените итоги реформаторской деятельности Александра II в России.

 

Внутренняя политика Александра 2 разительно отличалась от политики Николая 1 и ознаменовалась множеством реформ. Важнейшей из них стала крестьянская реформа Александра 2, по которой в 1861 г., 19 февраля, было отменено крепостное право. Эта реформа вызвала настоятельную необходимость дальнейшего изменения многих российских институтов и повлекла за собой проведение Александром 2 буржуазных реформ.

В 1864 г. по указу Александра 2 была проведена земская реформа. Ее целью стало создание системы местного самоуправления, для чего был учрежден институт уездного земства.

В 1870 г. проведена городская реформа, которая положительно повлияла на развитие промышленности и городов. Учреждены городские думы и управы, являвшиеся представительскими органами власти. Судебная реформа Александра 2, проведенная в 1864 г., ознаменовалась введением европейских правовых норм, но, некоторые особенности, ранее действовавшей судебной системы были сохранены, к примеру, особый суд для чиновников.

Следующей стала военная реформа Александра 2. Ее результат - всеобщая воинская повинность, а так же, близкие к европейским стандарты организации армии. В ходе проведения финансовой реформы Александра 2 был создан Государственный банк, произошло зарождение официальной бухгалтерии. Логическим завершением реформаторской деятельности явилась подготовка первого в российской истории официального проекта Конституции.

Переоценить важность либеральных реформ Александра 2, которые иногда именуются «революцией сверху» сложно. Итогом реформ Александра 2 явилось активное развитие машинного производства, появление новых отраслей в российской промышленности, но не только. Значение реформ и в том, что общественная жизнь в стране стала более либеральной, серьезно изменился и политический строй. Это закономерно привело к активизации общественного движения при Александре 2. Указанные выше пять реформ: крестьянская, земская, судебная, городская и военная, вместе с отменой телесных наказаний, составляют неотъемлемую славу и гордость царствования имп. Александра II. Если благо Родины еще не стало одинаково близким и дорогим для всех без различия, все же с этой поры открылась возможность такого представления в будущем. «Крестьянская реформа, несмотря на все ее несовершенства, была колоссальным шагом вперед; она являлась и крупнейшей заслугой самого Александра, в годы ее разработки выдержавшего с честью натиск крепостнических и реакционных стремлений и обнаружившего при этом такую твердость, на которую лица, его окружавшие, по-видимому, не рассчитывали» (Корнилов). «С мудрой решительностью следуя указаниям времени, имп. Александр покинул традиционный путь обсуждения реформы в секретных комитетах и призвал само общество к разработке намеченного преобразования, а затем, зорко следя за ходом реформационных работ, с чрезвычайным тактом выбирал время и внешние формы для заявления своих личных взглядов на ту или другую сторону крестьянского дела. Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности данной эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты мудрого беспристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, то нельзя не признать, что имп. Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные (1855—1861) годы своего царствования. Он твердо выдержал свой пост на «корме родного корабля» в эти трудные годы его плавания, по праву заслужив приобщение к своему имени завидного эпитета Освободителя» (Кизеветтер).

Бессословное земство и бессословный город, привлекая разные классы населения к общей работе на общую пользу, значительно содействовали скреплению отдельных групп и общественных классов в единое государственное тело, где «один за всех, а все за одного». В этом отношении земская и городская реформы явились таким же великим национальным делом, как и реформа крестьянская. Они положили конец преобладанию дворянства, демократизировали русское общество, привлекли к общей работе на пользу государства новые и более разнообразные слои общества.

Судебная реформа, в свою очередь, имела громадное культурное значение в русской жизни. Поставленный независимо от внешних и случайных влияний, пользуясь общественным доверием, обеспечивая население в справедливом пользовании его правами, ограждая эти права или восстановляя их в случае нарушения, новый суд воспитывал русское общество в уважении к закону, к личности и интересам ближнего, возвышал человека в собственных глазах, служил сдерживающим началом одинаково как для властвующих, так и для подчиненных.

Военная реформа, нераздельно связанная с именем Милютина, вся проникнута духом освобождения и гуманности. Она дополнила собой другие великие реформы и совместно с ними создала из царствования Александра II новую эпоху в русской истории. То же можно сказать и об отмене телесных наказаний. Указ 17 апреля 1863 г. имел громадное воспитательное значение, так как старая плеть и шпицрутены приучали людей к жестокости, делали их безучастными к чужому страданию; кулачная расправа и наказание розгами, зачастую произвольное, принижало личность человека, одних озлобляло, а других, наоборот, лишало чувства собственного достоинства.

Императору Александру II по справедливости присвоено «звание» Царя-Освободителя: он освободил не только крестьян, но вообще личность русского человека, поставил ее в условия самостоятельного существования и развития. Раньше личность была подавлена и поглощена: в наиболее отдаленные времена — родовым бытом, позже — государством, которому должна была служить, для которого должна была существовать. Теперь государство перестает быть целью, оно само превращается в служебный орган, в средство для свободного развития личности и удовлетворения его материальных и духовных запросов.

Великие реформы Александра 2 были прерваны его смертью. 1 марта 1881 г. В тот день царь Александр 2 намеревался подписать проект масштабных экономических и административных реформ Лорис-Меликова. Покушение на Александра 2, совершенное народовольцем Гриневицким, привело к его тяжелейшему ранению и смерти императора. Так подошло к концу правление Александра 2. На русский престол взошел его сын, Александр 3.

 

47 Опишите основные принципы либеральной идеологии.

Унаследовав ряд идей древнегречес­ких мыслителей Лукреция и Демокри­та, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сфор­мировался на базе политической философии английских просве­тителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII— XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм по­ложил в основу своей концепции идеалы свободной конкурен­ции, рынка, предпринимательства. Соответственно ведущими политическими идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан, договорная природа государства, а также в более позднее время сформировавшееся убеждение о равнопра­вии соперничающих в политике «профессиональных, экономи­ческих, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из ко­торых» не может иметь «морального превосходства и практичес­кого преобладания над другими».

Стержень, ядро идеологии либерализма – понятие индивидуальной свободы человека. Это главный критерий, используемый либералами для оценки любого общественного строя, любых экономических, социальных, политических, культурных институтов. Индивидуальная свобода должна быть надежно защищена как от посягательств со стороны других людей, так и от вмешательства государства, правительства. Как полагал Дж. С. Милль, индивидам не надо ставить никаких преград в развитии их «многообразного разнообразия». Для этого, по мнению либералов, деятельность власти должна базироваться на строго определенных законах, признающих ценность свободы личности. Власть должна также уважать частную собственность и право людей свободно заключать договоры друг с другом.

Важный принцип либерализма, прямо вытекающий из принципа свободы индивида, – человек самостоятельно осуществляет выбор своего жизненного пути, а потому несет ответственность за этот выбор. Иными словами, он должен полагаться прежде всего на самого себя. Либералы убеждены, что люди, которые боятся выбора, избегают его, обречены на серую, скучную, убогую жизнь.

При всей внешней привлекательности данного положения оно плохо согласуется с тем фактом, что подобный выбор никогда не является полностью свободным. Он всегда осуществляется конкретным человеком в конкретной ситуации, многие элементы которой, с одной стороны, не зависят от индивида, а с другой – влияют на его выбор, даже предопределяют его. В ряду таких факторов – место и историческое время рождения человека, социальный статус семьи, в которой он родился, ее достаток, способности, здоровье, которыми наделила природа человека при его рождении, и т. д.

Мало кто не хотел бы прожить яркую, достойную, счастливую жизнь, добиться высоких целей. Однако это удается немногим. Большинство людей остаются несамостоятельными в том смысле, что их жизнь складывается не в соответствии с их собственными замыслами, а в зависимости oт многих обстоятельств. В числе таких обстоятельств как не поддающиеся никакому индивидуальному, личностному контролю случайности, так и непреложные исторические реальности. Названные факторы не в состоянии устранить никакое общественно-политическое устройство, даже самого либерального толка.

Это обстоятельство признают и сами либералы. Так, Б. Н. Чичерин отмечал, что свобода устанавливает лишь формальное, а не материальное равенство. По его мнению, материальное равенство вообще неприемлемо как принцип, так как оно противоречит природе человека. Действительно безусловным он считал принцип экономической свободы. Хотя его осуществление ведет на практике к неравенству, но именно неравенство являет собой движущую силу поступательного развития общества.

Другое ключевое положение либерализма – это концепция так называемого минимального государства. Ее суть в том, что экономика должна быть свободна от вмешательства государства. Его регулирующее воздействие следует свести к необходимому минимуму, не мешающему свободной рыночной конкуренции. Образным выражением этой позиции стала метафора государства – «ночного сторожа» при экономике. Минимальным должно быть влияние государства и в социальной сфере. Вообще, государственное вмешательство нужно только для того, чтобы исключать насилие и нечестность, недобросовестность в экономической и социальной сфере.

Неясной, противоречивой является либеральная идеология в вопросе о демократии. Если демократия – это порядок, основанный на воле большинства, то она ведет к ущемлению, ограничению свободы индивида, интересов меньшинства. Словом, к тому, что либералы называют тиранией большинства. Поэтому демократия не является для либералов высшей ценностью. Она приемлема лишь в той мере, в какой не посягает на основные свободы индивида, содержит в себе механизмы, четко устанавливающие пределы власти большинства.

Практическое применение принципов либерализма в экономической и социальной политике ряда государств имело для него далеко идущие последствия. С одной стороны, либералы были вынуждены на практике отойти от некоторых своих базисных принципов. Пример тому – принятие в Англии в 20—30-е гг. прошлого века законов, усиливающих роль государства в социальной сфере. Другой пример – «новый курс» президента США Ф. Д. Рузвельта, который позволил вывести в 30-е гг. страну из тяжелейшего кризиса, но ценой создания системы жесткого государственного регулирования экономики. С другой стороны, многочисленные попытки проведения «чисто либеральной» политики, направленной на построение «государства благосостояния», «государства всеобщего благоденствия», не увенчались успехом. Более того, привели к росту разочарования в либерализме.

Сходная угроза нависла в нашей стране сейчас над либеральной идеологией в том ее виде, какой она обрела в программных документах и политике ряда российских партий. На протяжении многих лет, пользуясь поддержкой власти, значительной части средств массовой информации, либеральные идеологи претендовали на роль ведущей интеллектуальной силы страны. Глубокий экономический спад и резкое снижение уровня жизни подавляющего большинства населения в 90-е гг. наглядно продемонстрировали неадекватность политики, осуществлявшейся российскими либералами, условиям нашей страны. В итоге российские либералы потеряли доверие в обществе. Перед ними стоит задача преодоления идеологического и политического кризиса.

Реакцией на усиливающуюся в мире критику либерализма стало возникновение такой его современной формы, как либертинизм. Напомним, что сторонники классического либерализма считали допустимым государственное вмешательство в определенных пределах. Либертинисты считают власть абсолютным злом, сближаясь в этом с анархистами.

В целом современные либералы сознают необходимость корректировки, ревизии своей идеологии, приведения ее в соответствие с современными экономическими, социальными, политическими реальностями

 

48 Опишите основные идеи консерватизма.

Консерватизм – идейно-политическое течение, характеризующееся приверженностью традициям и стабильности. Термин «консерватизм» (от лат. conservo – сохраняю, охраняю) ввел в политический оборот в 1818 г. французский писатель и политический деятель Ф. Шатобриан. Консерваторы проповедовали в своих трудах незыблемость дворянско-феодальных привилегий, отрицали буржуазную демократию. Позднее комплекс идей и принципов, ставших основой политической идеологии и практики консерватизма, получил развитие в работах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. Бональда, B.C. Соловьева и И.А. Ильина.

Основные идеи консерватизма:

– трактовка общества как сложного организма, требующего к себе бережного отношения;

– идея зависимости человека от существующих отношений, обоснование смиренности человека, а не его активной социально-политической деятельности;

– признание большой роли обычаев, традиций в жизни общества, уважение к мудрости предков;

– негативное отношение ко всякого рода радикальным, революционным преобразованиям;

– отрицание договорной природы государства, которое рассматривается как порождение не контролируемого разумом естественного хода вещей;

– государство не может быть естественным и эффективным органом управления. Заменить его в этом могут религия, мораль, традиция, способные к более полному отражению социального многообразия;

– политическая свобода отождествляется с ограничением государственной власти;

– приверженность социальной стабильности, так как новые социальные порядки могут оказаться хуже старых (результаты социальных революций).

Неоконсерватизм возник в xx в. в результате слияния идей традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом.

Для современного консерватизма независимо от его разновидности характерна высокая степень приспособляемости к новым историческим реалиям. Всем направлениям современного консерватизма присуща значительная приверженность культурным и религиозным традициям. Основная причина всякого рода негативных явлений, по мнению консерваторов, лежит в отходе от традиционных ценностей. Современные консерваторы выступают за сильное государство, видя в нем подлинную опору порядка, законности и истинной морали. Поэтому основная задача – восстановить авторитет и престиж власти и правительства. Решая вопрос о соотношении личности и общества, консерваторы пытаются по-новому синтезировать идеи индивидуализма и авторитета государства, отдавая определенное предпочтение второму во имя его укрепления и процветания. Многие социально-экономические идеи в рамках неоконсервативной политики, например уменьшение государственной поддержки ряда социальных программ, увеличение числа собственников, повышение роли индивидуальной ответственности и другие, широко использовались правительствами США (при президенте Р. Рейгане), Великобритании (М. Тэтчер), Франции (Ж. Ширак). В таких странах, как США, Великобритания, ФРГ, Франция, консервативные партии на протяжении довольно длительного периода находились у власти.

 

49 Сравните основные принципы социалистической и либеральной идеологии.

Либерализм — это политическая система, в которой реализуется принцип ограниченного вмешательства государства в общественные отношения.

В основе либеральной идеологии лежит концепция о приоритете личных прав и свобод над всеми иными (обществом, государством). При этом из всех свобод предпочтение отдается экономическим свободам (свободе предпринимательства, приоритету частной собственности).

Основополагающими признаками либерализма являются:

§ индивидуальная свобода;

§ уважение и соблюдение прав человека;

§ свобода частного владения и предпринимательства;

§ приоритет равенства возможностей перед социальным равенством;

§ правовое равенство граждан;

§ договорная система образования государства (отделение государства от гражданского общества);

§ разделение властей, идея свободных выборов всех институтов власти;

§ невмешательство государства в частную жизнь.

Однако следование классической модели либеральной идеологии привело к поляризации общества. Ничем не ограниченный либерализм в экономике и политике не обеспечивал социальной гармонии и справедливости. Свободная, ничем не ограниченная конкуренция способствовала поглощению слабых более сильными конкурентами. Во всех секторах экономики доминировали монополии. Аналогичная ситуация складывалась и в политике. Идеи либерализма стали переживать кризис. Некоторые исследователи даже стали говорить о «закате» либеральных идей

Социалистическая идеология

Социалистическая идеология имеет длительную историю. Однако термин "социализм" впервые появился в общественной литературе только в 30-е годы XIX века. Литературное авторс<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.124 (0.013 с.)