Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»

Поиск

 

Восточнее арабских территорий, в Индии, феодализация развивалась с V в. н. э. Зависимое крестьянство формировалось за счет обедневших общинников, посаженных на землю рабов и населения, подчиняемого в ходе военных конфликтов. Преобладала частная феодальная собственность при медленном формировании государственной собственности на землю и условного землевладения служилой знати. Община сохраняла значительную внутреннюю экономическую и административную самостоятельность. Города процветали за счет внешней торговли. После раннефеодальной империи Вардханов в середине VII в. образовался ряд княжеств, которыми управляла военная аристократия из пришлого населения – раджпуты.

В 1526 г. в Северной Индии возникло государство моголов[112]. Его основал Захиреддин Мухаммед Бабур (1483–1530). Он был потомком Тимура и по материнской линии – Чингисхана. Сначала Бабур правил в Фергане (Средняя Азия), откуда был изгнан узбеками. Он смог укрепиться в Кабуле, откуда совершил поход в Индию и уничтожил Делийский султанат. При его внуке Джелаль-ад-дине Акбаре были проведены реформы, которые способствовали росту могущества могольской империи.

Территория империи (Южная Азия и часть Афганистана) была разделена на субы (провинции), саркары (округа), парганы (районы). Была проведена перепись земель. Для каждого сорта земли и для выращиваемой культуры были установлены ставки земельного налога. Одна треть налога шла на общегосударственные нужды и содержание армии. 2–3 % налога шло в пользу священнослужителей, ученых, благотворительных учреждений. Акбар ввел систему из 33 чинов по числу коней, которых должен был содержать житель. Все чины были военными. Правящий слой составляли в основном иранцы, афганцы и тюрки среднеазиатского происхождения.

Официальным языком был персидский. Среди знати преобладал ислам, среди народных масс господствовал индуизм. Акбар отменил подушный налог на немусульман. Он пытался создать новую религию, но она не получила распространения.

Наличие постоянной армии и значительного городского населения способствовало развитию товарно-денежных отношений. Развивались пути сообщения, торговля, различные ремесла.

При Акбаре и его преемниках происходил индомусульманский синтез, процесс культурного сближения народов Индии. На персидский язык переводились индусские, арабские и тюркские тексты. В живописи возникло несколько школ миниатюры. Среди ремесел высокого уровня достигли чеканка, резьба по камню и слоновой кости, плетение, ковроткачество, инкрустация, изготовление ювелирных украшений. В могольской империи поощрялась поэзия и составлялись исторические хроники.

 

• Инновации. Тадж-Махал

Наиболее известным примером могольского стиля, сочетающего мусульманскую строгость и индусскую декоративность, считается Тадж-Махал – гробница жены Шах-Джахана, внука Акбара. Проект был разработан советом лучших архитекторов Индии, Персии и Центральной Азии. Строился в 1632–1648 гг. на берегу реки Джамна в городе Агра. Кажущееся невесомым сооружение с огромным куполом вознеслось на 57 м и призвано было олицетворять Божий престол в раю. Сам Шах-Джахан также похоронен в Тадж-Махале.

 

Во второй половине XVII в. держава Великих Моголов начинает распадаться. Падишах Аурангзеб (правил в 1658–1707 гг.) стал ущемлять права и интересы индусов: повысил налоги, не допускал на государственную службу, разрушал храмы и т. д. С начала XVIII в. стали возникать независимые государственные формирования (Маратхская конфедерация, Бенгалия, Хайдарабад и др.).

Моголы фактически подчинялись английским колонизаторам, которые захватили в первой половине XIX в. Бенгалию, Бихар, Ориссу, Южную Индию и долину Ганга. В 1857 г. Бахадур-шах II, последний из династии моголов, встал во главе восстания сипаев против англичан. После поражения восстания он был сослан в Бирму, а его сыновья расстреляны. В 1858 г. империя Великих Моголов была официально упразднена.

 

Человек феодальной эпохи

 

На протяжении тысячелетнего средневековья «Мир Человека» в Западной Европе определялся христианством.

«Царицей» всех наук являлась теология (в переводе с греческого «учение о Боге»; богословие). Теологи толковали Священное Писание, объясняли окружающий мир с христианских позиций. Философия длительное время находилась на положении «служанки богословия». Священнослужители, особенно монахи, были наиболее образованными людьми своего времени. Они знали сочинения античных авторов, древние языки, особенно уважали учение Аристотеля. Языком католической церкви был латинский язык. Поэтому доступ к знаниям для «простецов» был фактически закрыт.

Богословские споры зачастую носили искусственный характер. Широкое распространение получили догматизм и схоластика. Догма в переводе с греческого языка означает «мнение, учение, постановление». Под «догматизмом» понимается одностороннее, окостеневшее мышление, оперирующее догмами, т. е. положениями, принимаемыми на веру в качестве непреложной истины, неизменной при любых обстоятельствах. Склонность к догматизму благополучно дожила до наших дней. Термин «схоластика» и всем известное слово «школа» имеют общее происхождение от греческого слова, означающего «школьный, ученый». На протяжении Средневековья схоластика получила наибольшее распространение. Она представляла собой тип религиозной философии, в котором сочетались теолого-догматические подходы с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

В то же время в недрах теологии со временем появился рационализм (в переводе с латинского «разум, разумный»). Постепенное признание того, что истину можно получить не только с помощью веры, божественного откровения, но и путем познания, рационального объяснения, способствовало постепенному освобождению естественных наук (медицины, алхимии, географии и др.) из-под жесткого контроля со стороны церкви.

Церковь заботилась о том, чтобы крестьянин, ремесленник, торговец, любой простой человек Средневековья ощущал себя греховным, зависимым, ничтожным. Повседневная жизнь «маленького человека» находилась под всеобъемлющим контролем священника, феодала и общины. Обязательное для всех таинство исповеди заставляло человека оценивать свои поступки и помыслы, приучало к самодисциплине и самоограничению. Выделяться из общей серой массы было не принято и опасно. Одежда мужчин и особенно женщин была простого покроя, не должна была подчеркивать форму тела.

С XIII в. с легкой руки Фомы Аквинского началась борьба с ведьмами. Считалось, что дьявол (зло) стремится подорвать веру и власть Бога (добро) над человеком. Наиболее эффективным средством осуществления замыслов дьявола считались женщины, поскольку в христианском представлении женщина – источник соблазна и греха. В Испании, Германии и Италии в XV–XVI вв. только за 150 лет инквизиция уничтожила 30 000 ведьм. В Германии зафиксирован случай, когда на две деревни в живых остались лишь две женщины[113]. У историков существует уверенность в том, что огромное количество женщин, выделявшихся своей красотой, было истреблено инквизицией по ложным доносам и обвинениям в колдовстве. В России массовых гонений на ведьм не было.

Для людей Средневековья был характерен страх перед Вторым пришествием Христа и Страшным судом, которого не раз ожидали в состоянии массовой истерии и паники.

Разумеется, не везде, не всегда и не все было столь мрачно. В культуре Средневековья, в жизни людей господствующей религиозной культуре противостояли ереси, остатки язычества, народная культура. Народ развлекали бродячие актеры – жонглеры (скоморохи). Во время праздников по улицам деревень и городов ходили ряженые (на Рождество), на площадях устраивались танцы, состязания и игры. Во время «праздников дураков», пародировавших церковную службу, низшее духовенство прямо в церкви надевало на себя чудовищные маски, пело разудалые песни, пировало и играло в кости. Умные священнослужители понимали, что взрывы необузданного, «мирского» веселья позволяют «выпускать пар», скрашивают достаточно трудную, унылую повседневность. Во многих европейских странах современные фестивали, карнавалы, традиционные мероприятия зародились во времена Средневековья[114].

 

• Мужчина и женщина в истории цивилизаций

Христианство оказало огромное влияние на формирование установок относительно секса, пола, которые нашли отражение в законодательстве и нравственности. Различают две установки: в Ветхом Завете персонажи радуются жизни, любви, эмоционально богаты, одобряют секс. Цель брака – не только прокреация (появление потомства). Женщины воспринимались положительно, т. к. они сопровождали Христа, являлись первыми свидетелями его воскрешения.

В Средние века преобладало скрытое или явное неодобрение сексуальной близости, антифеминизм. Высоко ценились девственность, аскетизм, а сексуальные отношения оправдывались только как источник деторождения. С X в. запрещалось вступать в брак лицам, находящимся в родстве, вплоть до 1-го колена. Внебрачные и добрачные сексуальные контакты, варьирование сексуальных позиций, применение противозачаточных средств, мастурбация, орализм рассматривались как зло, как сексуальные девиации (отклонения). С конца XIII в. официально разрешался сексуальный контакт только в классической позиции, остальные позиции были признаны сатанинскими. Из крестовых походов был привезен пояс девственности. Модной стала ночная сорочка с отверстием в генитальной области. Гомосексуализм рассматривался как преступление. Всем католическим священнослужителям запрещались тайные браки и предписывалось безбрачие.

В Средние века христианские обычаи в интимной сфере сформировались в следующем виде:

· господство негативного и ригористического отношения к телу и сексу;

· двойственность и антифеминизм как доминирующие установки по отношению к женщине, сексу, полу;

· скудость сексуальной жизни и арc аманди (репрессивный секс), конфликт между моралью и эротизмом;

· трактовка многих форм сексуальной активности как девиаций, ереси и преступлений;

· отрицательное отношение к литературному творчеству, воспевающему любовь, секс, женщину (например, к истории любви Абеляра и Элоизы, Тристана и Изольды) [115].

Не будет большим преувеличением утверждать, что сексуальная жизнь западных европейцев столетиями была примитивной и скучной вплоть до «сексуальной революции» второй половины XX в.

 

Долгое время центрами духовной культуры были монастыри. В начале 2-го тысячелетия конкуренцию им составили университеты.

 

• Инновации. Университеты (высшая школа)

Первые университеты в Европе появились в XI в. Одни считают, что это был университет в Константинополе (1045), другие называют Болонский университет (1051 г.). В 1200 г. появилась знаменитая Сорбонна в Париже, затем Оксфорд, Кембридж и т. д. К концу XV в. в Европе действовало 60 «храмов науки». Их служители – профессора (от лат. «преподаватель») – обладали значительными правами в организации внутренней жизни университетов, имели автономное самоуправление. Профессорские корпорации избирали деканов (буквально с лат. означает «десятник», руководитель группы из 10 человек), ректоров (от лат. «управитель»), присуждали профессорское звание, учили, экзаменовали и наказывали студентов. Студенты же быстро превратились в особую группу горожан, отличались энергией, сообразительностью и вольнолюбием. В студенческой среде возникали разного рода корпорации, и корпоративный дух был весьма характерен для формирующейся европейской интеллигенции.

Первый университет на территории бывшего СССР появился в XVI в. в Вильно. В начале XVII в. о создании университета задумывался Борис Годунов.

В России в 1687 г. открылась Славяно-греко-латинская академия, но зарождение высшего образования принято связывать с именем Петра Великого. Возникновение высшего военно-инженерного образования в России связывается с учреждением Навигацкой школы в Москве в 1701 г. В 1715 г. Навигацкая школа была переведена в Санкт-Петербург. Она именовалась Морской академией, Морским кадетским корпусом, но более известна как Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе – старейшее высшее учебное заведение в Санкт-Петербурге.

 

С рыцарской эпохой связано явление, которое историки называют средневековым ренессансом. В XI–XIII в. на юге Франции, в Провансе при дворах знати возникла поэзия трубадуров (в переводе «находить, слагать стихи»). Трубадуры воспевали культ «прекрасной дамы», радости жизни и любви. Куртуазная литература (с французского – «учтивый, рыцарский») наряду с лирикой трубадуров и труверов во Франции включала поэзию мингеров в Германии и рыцарские романы. До наших дней дошли произведения более 160 миннезингеров. Одни пели о платонической любви («высокие минны»; минна – нежное любовное воспоминание). Другие – «низкие минны» – об исполнении любовных желаний[116]. Средневековая светская литература описывала рыцарские подвиги, крестовые походы, служение господину, даме и Богу. В конце XI в. поэт или переписчик Турольд записал историю трагической гибели Роланда. В сюжете Роланд сражается в арьергарде отходящих войск Карла Великого против мавров (арабов), с запозданием призывает на помощь своего великого дядю, но гибнет до подхода помощи. В реальной истории все было по-другому, но в XI в., в эпоху начавшихся крестовых походов идеальный рыцарь, носитель христианских добродетелей, мужественный боец за крест и корону с неверными пришелся очень кстати. Образы, идеи, сюжеты средневекового ренессанса способствовали возникновению итальянского Возрождения (Ренессанса), с успехом используются современными деятелями искусства, например, в «костюмных» и псевдоисторических кинофильмах.

 

 

Глава 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.141.69 (0.012 с.)