Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек в условиях кризиса мировой цивилизацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Становление западной индустриальной цивилизации и практически непрерывная модернизация всех сторон жизни общества способствовали духовной эволюции европейской и американской разновидностей Homo sapiens. В течение длительного времени человек формировался как существо разумное, которое умеет «властвовать собой». В культуре Запада под влиянием церкви и государства сложилась система ценностей и запретов, вырабатывались чувство стыда и самоконтроля, человек привыкал подчиняться всевозможным правилам, например правилам личной гигиены. Принято говорить о цивилизации манер, которая в XVIII–XIX вв. достигла своего апогея. Но во второй половине XIX – начале XX в. представления человека о самом себе подверглись сильнейшим деформациям. Чарльз Дарвин показал связь человека с грубыми животными, с силами природы, в которой царствуют инстинкты и идет безжалостная борьба за существование. Основатель психоанализа австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856–1939) выделил в личности сознание («окно», через которое человек воспринимает мир), подсознание («кипящий котел инстинктов», подчиняющийся только принципу удовольствия) и предсознание в качестве разумного начала в человеке, которое осуществляет «цензуру» над страстями. Фрейд впервые посмотрел на цивилизацию как на зло, насилие над человеком. Система запретов (табу), победа сознательного начала над бессознательным, подавление и вытеснение либидо (сексуального влечения, которому Фрейд придавал огромное значение) оборачивались для человека психическими расстройствами, комплексами вины и неполноценности, необоснованными страхами. Так происходило разрушение веры в гармонию мироздания и общества, в нравственные принципы и достижения цивилизации. Человек оставался один на один со своими страстями и эгоизмом, с быстро меняющимся и противоречивым миром. Думается, не случайно творчество Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова нашло такой всемирно-исторический отклик и понимание. Концепция индивидуализма, абсолютно свободной личности, осознающей себя центром мироздания, развивалась в сочинениях немецких философов А. Шопенгауэра (1788–1860), М. Штирнера (1806–1856), Ф. Ницше (1844–1900). Разными путями, используя разную аргументацию, философы, писатели, общественные деятели говорили о формировании личности нового типа, о появлении в скором времени совершенного человека. При этом большие надежды связывались с техническим прогрессом, который позволял решать проблемы организации повседневного материального бытия людей и создавать условия для полноценной насыщенной жизни. Появление автомобиля, доступного для широких кругов населения, оказало значительное влияние на сознание людей наступившего XX в.
• Имена. Генри Форд Генри Форд (1863 - 1947), американский изобретатель и промышленник. Родился в семье фермера, переселившегося в США из Ирландии. Г. Форд с детства был одержим страстью к механике. В 1892 - 1893 гг. создал первый автомобиль с 4-тактным двигателем (марка «Форд»). Вместе с другими был увлечен идеей превратить автомобиль из предмета развлечения для богатых в общедоступное средство передвижения. В 1903 г. основал автомобильную компанию «Форд мотор», ставшую одной из крупнейших в мире. В 1904 г. автомобиль Форда выиграл соревнование с мировым рекордом скорости – 91 миля в час. С 1908 г. стал производить модель «Т», используя систему поточно-массового производства, которая была основана на применении стандартизации, типизации и конвейерзации производственных процессов. К 1927 г. было выпущено 15 млн машин и цена машины «Т» снизилась с 900 - 1200 до 325 - 645 долл. в зависимости от модификации. Методы «фордизма» позволили резко повысить производительность труда путем его предельной интенсификации. Минимальная заработная плата на заводах Форда была самой высокой в мире и минимальный дневной заработок за 1914 - 1929 гг. вырос с 5 до 7 долл. Г. Форд был противником профсоюзов и благотворительности, но многое делал для своих рабочих в духе патернализма. СССР покупал тракторы у Форда, использовал его технологию при строительстве Нижегородского автозавода. С позиции здравого смысла Г. Форд выступил против Первой мировой войны, но считал врагом «международное еврейство». Он коллекционировал антиквариат и был сторонником старомодных деревенских танцев. Во время Второй мировой войны заводы Форда стали производить бомбардировщики. Богатейший человек мира своего времени старался руководствоваться здравым смыслом и демонстрировал своей жизнью принцип: «Дело Америки есть дело».
Таблица 20. Количество автомобилей в государствах[181]
Общей тенденцией в сфере культуры становится ее демократизация, все большая доступность все более широким кругам населения. К началу XX в. в большинстве стран Европы, в США, Японии было введено всеобщее обязательное бесплатное начальное обучение. Расширился доступ к среднему образованию. Ключевую роль продолжали играть классические гимназии, которые возникли еще в XVI в. (Германия, Страсбург, 1538 г.) и продолжали давать основательное образование. Выпускники классических гимназий поступали в университеты без экзаменов. В Дании во второй половине XIX в. появились высшие народные школы, в России после отмены крепостного права возникли воскресные школы для рабочих. Во второй половине XIX – начале XX в. появилось много нового и значительного в литературе, музыке, живописи, опере, балете.
• Имена. Петр Ильич Чайковский Петр Ильич Чайковский (1840–1893), композитор. П. И. Чайковский не только продолжил традиции классической русской музыки, заложенные М. И. Глинкой, но и обогатил мировую музыкальную культуру. Универсальность его творчеству придало обращение к «вечным темам» любви, жизни, смерти (рока), образам природы и т. д. Успех обеспечивают выразительные средства его музыки – мелодия, гармония, оркестровка. В мелодическом языке Чайковского обобщена русская и общеевропейская романтическая музыкальная интонация. Он развил традиции симфонизма Л. ван Бетховена. Написал 10 опер («Евгений Онегин», 1878; «Пиковая дама», 1890; «Иоланта»,1891 и др.), балеты («Лебединое озеро», 1876; «Спящая красавица», 1889; «Щелкунчик», 1892), 6 симфоний (1866–1893), 3 концерта для фортепьяно с оркестром, камерно-инструментальные ансамбли, романсы, церковную музыку. Произведения П. И. Чайковского составляют основу репертуара музыкальных театров России, пользуются широкой популярностью во всем мире. В русской культуре период 1880–1920 гг. определяется как «серебряный век». В рамках «серебряного века» русская культура приобрела всемирное значение. Произведения Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. П. Чехова переводились и обретали широкую читательскую аудиторию. «Русские сезоны», организованные С. П. Дягилевым в европейских странах (с 1907 г.), открыли западной публике творчество Анны Павловой, Вацлава Нижинского, Федора Шаляпина и других.
• Инновации. Система Станиславского Константин Сергеевич Станиславский (1863–1938) был режиссером, актером, педагогом, теоретиком театра. Он разработал методологию актерского творчества, технику органического перевоплощения в образ. Ему принадлежит знаменитое выражение: «Не верю!», которое означало, что актер не вжился в образ, не достоверен. Станиславский впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского театра (единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актерского ансамбля; психологическая обусловленность мизансцен). Он добивался создания поэтической атмосферы спектакля, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания. Система Станиславского получила всемирное признание.
На Западе, как и в России, культура начинает «поворачиваться» к народу, используется как средство воздействия на широкие массы. Распространяется так называемое «низовое» искусство – «бульварный роман», роман-фельетон, мелодрама, водевиль, пантомима, ревю. Приобретает популярность цирк. Новым жанром музыкального искусства становится оперетта. В 50-х гг. XIX в. в маленьких парижских театрах «Фоли Нувель» и «Буфф Паризьен» состоялись премьеры произведений Жака Оффенбаха. За прошедшие полтора столетия канкан Оффенбаха, зажигательный танец алжирского происхождения, создающий атмосферу безудержного веселья, беззаботности, богемности и легкости жизни, стал известен всем.
• Имена. Чарли Чаплин Чарли Чаплин (1889–1977), американский актер, кинорежиссер, сценарист, композитор, продюсер. Родился в Лондоне. Выступал на сцене английского мюзик-холла. С 1913 г. играл в американских комедиях, создал комическую маску неудачника Чарли. Сам снимал короткометражные фильмы. Особую популярность Ч. Чаплину его трагикомический образ принес в фильмах «Золотая лихорадка» (1925), «Цирк» (1928), «Огни большого города» (1931), «Новые времена» (1936). В фильме «Великий диктатор» (1940) Чаплин создал сатирический образ Гитлера. Фильмы, созданные уже в звуковом кино, имели меньший успех. По политическим причинам («маккартизм») Чаплин уехал из США, жил в Швейцарии. Маленький человек в переломное время – таким вошел в мировую культуру герой актера.
К двум основным художественным системам, получившим развитие в искусстве XIX в., на рубеже XIX–XX вв. добавились натурализм, символизм и другие направления. В этот период возникают литературоведение, искусствоведение, художественная критика как особые отрасли духовной культуры. Внимание к человеку, к его возможностям проявилось в возрождении Олимпийских игр. В Греции, через 20 лет после освобождения от турецкого ига, в 1859, 1870 и 1875 гг. были проведены олимпийские праздненства. После исследования Олимпии как архитектурно-археологического комплекса немецкой экспедицией во главе с Э. Курциусом за организацию Всемирных олимпийских игр взялся молодой, энергичный французский аристократ барон Пьер де Кубертен. В апреле 1896 г. в Афинах на специально построенном мраморном стадионе состоялась первая Олимпиада новейшего времени. В знак особого признания древнего олимпизма для каждой современной Олимпиады олимпийский огонь зажигается на развалинах древней Олимпии самой красивой девушкой-гречанкой. Во второй половине XIX в. начинается трудная борьба женщин за признание за ними равных прав с мужчинами. Во многих странах женщины, даже из знатных и состоятельных семей, получали доступ к знаниям с большим трудом. Им отказывали в праве участвовать в общественной жизни, голосовать на выборах в парламенты и т. д. Удел женщин был определен печально известной формулой немецкого кайзера Вильгельма II: «Kinder, Kuche, Kleider, Kirche» («Дети, кухня, платья, церковь», или «четыре К.»). Многие женщины с этим мирились, но все больше становилось тех, кого такое положение вещей не устраивало.
• Инновации. Феминизм Феминизм (от латинского femina – «женщина»). Это понятие в широком смысле означает стремление женщин к равноправию с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле феминизмом называют женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнивание их в правах с мужчинами. В 1792 г. английская феминистка Мэри Уолстоун-крафт в книге «В защиту прав женщин» выступила за равные возможности представителей обоих полов. В США Элизабет Кейди Стэнтон в 1869 г. основала Национальную ассоциацию борьбы за избирательное право женщин. В Англии Эммелин Панкхерст возглавила движение суфражисток, требованиями которых были право женщин голосовать, владеть собственностью и получать высшее образование. В последней трети XIX в. женское движение началось и в России. Женщин в их борьбе активно поддерживали мужчины, которые продолжали доминировать в политической жизни. Парламенты в различных странах, состоявшие из мужчин, постепенно принимали законы, которые предоставляли женщинам все большие права. Первыми избирательное право получили женщины в Австралии (1867). В Европе впервые в 1906 г. приняли участие в выборах законодательного органа женщины Великого княжества Финляндского, входившего в состав Российской империи. В 1916 г. в масштабе всей страны в выборах фолькетинга участвовали датчанки, а 12 ноября 1917 г. россиянки приняли участие в выборах депутатов Учредительного собрания. В США женщины право голоса получили в 1920 г., а в Англии – в 1928 г. Каждая победа становилась результатом упорной борьбы. С 1915 г. по предложению Клары Цеткин, одного из лидеров германской социал-демократии, стал отмечаться День международной солидарности трудящихся женщин.
Глава 4 Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.31.194 (0.011 с.) |