Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Цель, основные направления и задачи государственной политики и развития местного самоуправления Российской Федерации

Поиск

Целью государственной политики в области развития местно­го самоуправления в Российской Федерации является обеспече­ние дальнейшего развития местного самоуправления и повыше­ния эффективности его деятельности как необходимых условий становления экономически и социально-развитого демократичес­кого государства.

Для достижения указанной цели эта политика должна быть направлена:

на обеспечение реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления;

на создание условий для реализации конституционных полно­мочий органов местного самоуправления;

на обеспечение государственных гарантий местного самоуправ­ления.

В рамках каждого из названных направлений предстоит ре­шить следующие задачи:

1. Обеспечение реализации конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления предполагает:

а) создание условий для реализации конституционных прав
граждан, прежде всего прав:

избирать и быть избранными в органы местного самоуправле­ния;

осуществлять местное самоуправление через выборные и иные органы местного самоуправления;

участвовать в решении вопросов местного значения путем пря­мого волеизъявления, а также путем организации и деятельности территориального общественного самоуправления;

б) законодательное определение порядка учета мнения населе­
ния при изменении границ муниципальных образований;

в) создание эффективной системы взаимодействия органов мес­
тного самоуправления с населением, в том числе:

формирование механизмов контроля за эффективностью дея­тельности органов местного самоуправления со стороны населе­ния;

формирование механизмов ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением;


организацию системы разъяснения населению конституцион­ных основ местного самоуправления и государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Феде­рации.

2. Создание условий для реализации органами местного само­управления своих конституционных полномочий предполагает:

а) создание условий для реализации органами местного само­
управления права на самостоятельное решение таких вопросов
местного значения, как:

владение, пользование и распоряжение муниципальной соб­ственностью, включая землю;

формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов;

осуществление охраны общественного порядка;

б) создание условий для участия органов местного самоуправ­
ления наряду с органами государственной власти в обеспечении
прав граждан: на жилище; на охрану здоровья и оказание меди­
цинской помощи; на обеспечение общедоступного образования в
муниципальных образовательных учреждениях;

в) завершение в рамках налоговой и бюджетной реформ фор­
мирования финансово-экономической базы местного самоуправ­
ления, совершенствование системы бюджетного и налогового ре­
гулирования прежде всего за счет:

перераспределения средств федерального бюджета, направляе­мых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Феде­рации, обеспечения финансовой самостоятельности муниципаль­ных образований для решения вопросов, отнесенных к их компе­тенции;

выработки принципов взаимодействия органов государствен­ной власти и органов местного самоуправления, в том числе обес­печения реализации отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, и установления минимальных государственных социальных стандартов;

активного формирования муниципальной собственности как важнейшей составляющей финансово-экономической базы мест­ного самоуправления;

развития рынка недвижимости и инвестиционной политики, обеспечивающей привлечение доходов населения и ориентированной на участие представителей малого и среднего бизнеса;

создания благоприятных условий для предпринимательства, эффективного использования местных природных ресурсов и ко­ординации деятельности всех предприятий малого и среднего биз­неса по выполнению работ для населения и оказанию ему услуг, обеспечению его продуктами питания и товарами народного по­требления;

г) разграничение полномочий и соответствующих материаль­
ных и финансовых ресурсов между:

федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

органами государственной власти (федеральными и субъектов Российской Федерации) и органами местного самоуправления;

органами местного самоуправления, в случае если на террито­рии муниципального образования имеются другие муниципаль­ные образования;

д) формирование системы эффективного государственного кон­
троля за соблюдением органами местного самоуправления феде­
рального законодательства и законодательства соответствующего
субъекта Российской Федерации;

е) создание условий для взаимодействия муниципальных обра­
зований, в том числе на региональном, федеральном и между
народном уровне;

ж) научно-методическую и организационно-методическую под­
держку со стороны государства деятельности органов местного
самоуправления;

з) создание эффективной государственной системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров для работы
в органах местного самоуправления;

и) информационную поддержку местного самоуправления.

3. Обеспечение государственных гарантий местного самоуправ­ления, а также обеспечение соблюдения органами государствен­ной власти и органами местного самоуправления законодатель­ства Российской Федерации о местном самоуправлении и испол­нения нормативных правовых актов органов местного самоуп­равления, что предполагает:

а) защиту прав местного самоуправления, установленных Кон­
ституцией Российской Федерации и федеральными законами;

б) защиту муниципальной собственности;

в) обеспечение минимальных местных бюджетов путем за-


крепления доходных источников для покрытия минимально не­обходимых расходов местных бюджетов, устанавливаемых на ос­нове нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, с уче­том специфики муниципальных образований;

г) обеспечение стабильной нормативной правовой базы эконо­
мической деятельности муниципальных образований;

д) обеспечение самостоятельной деятельности органов местно­
го самоуправления в пределах их компетенции;

е) обеспечение конституционного права местного самоуправле­
ния на судебную защиту;

ж) обеспечение конституционного права местного самоуправле­
ния на компенсацию дополнительных расходов, возникших в ре­
зультате решений, принятых органами государственной власти;

з) обеспечение передачи органам местного самоуправления ма­
териальных и финансовых средств, необходимых для осуществ­
ления этими органами отдельных государственных полномочий,
которыми они наделяются;

и) формирование муниципального права как комплексной от­расли права, выработка стратегии законодательной деятельности в области местного самоуправления;

к) проведение фундаментальных научных исследований в об­ласти местного самоуправления;

л) разработку современных муниципальных управленческих технологий.

IV. Принципы государственной политики в области разви­тия местного самоуправления в Российской Федерации

Государственная политика в области развития местного само­управления в Российской Федерации формируется и реализуется на основе соблюдения следующих принципов:

единство целей, направлений, задач и механизмов реализации государственной политики;

комплексный подход к реализации государственной политики;

взаимодействие и сотрудничество федеральных органов госу­дарственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в про­цессе реализации государственной политики;

преемственность государственной политики на разных этапах проведения муниципальной реформы;

всесторонняя поддержка местного самоуправления со стороны государства;

невмешательство органов государственной власти в компетен­цию органов местного самоуправления;

контроль со стороны государства за реализацией государствен­ными органами и их должностными лицами государственной по­литики.

V. Механизмы реализации государственной политики в обла­сти развития местного самоуправления в Российской Федерации

Государство в лице федеральных органов государственной вла­сти и органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации располагает рядом механизмов, позволяющих осуществ­лять государственную политику в области развития местного са­моуправления в Российской Федерации. К таким механизмам от­носятся:

правовое регулирование организационной, финансовой и хо­зяйственной самостоятельности местного самоуправления при ре­шении вопросов местного значения;

формирование системы государственных органов, занимающих­ся вопросами местного самоуправления;

принятие федеральных и региональных программ, способству­ющих реализации конституционных основ местного самоуправле­ния и развитию муниципальных образований;

бюджетное и налоговое регулирование, позволяющее обеспе­чить сбалансированные минимальные местные бюджеты, создать условия для оптимизации налоговой базы муниципальных обра­зований;

передача в муниципальную собственность находящихся в го­сударственной собственности объектов, необходимых для осуще­ствления полномочий местного самоуправления:

методическая поддержка местного самоуправления, в том чис­ле организация и проведение конференций, семинаров по акту­альным вопросам местного самоуправления;

подготовка и повышение квалификации кадров для местного самоуправления, в том числе повышение квалификации выбор­ных лиц местного самоуправления, подготовка кандидатов и уча­стников выборных кампаний к выборам и другим процедурам прямого волеизъявления населения;


информационная поддержка местного самоуправления, в том числе разъяснение населению конституционных основ местного самоуправления, информирование его о ходе и проблемах рефор­мы местного самоуправления, о роли населения в создании систе­мы общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления;

широкое использование согласительных процедур при реше­нии проблем, возникающих в процессе взаимодействия федераль­ных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного са­моуправления.

Комплексное использование указанных механизмов в рамках долгосрочных федеральных и региональных целевых программ поддержки местного самоуправления будет способствовать наибо­лее эффективной реализации государственной политики в облас­ти местного самоуправления Российской Федерации.

* * *

Реализация государственной политики в области развития ме­стного самоуправления в Российской Федерации требует комп­лексного подхода к решению поставленных задач, поэтапного их выполнения, а также определения приоритетных направлений на соответствующем этапе реализации государственной полити­ки.

Успешная реализация государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации дол­жна привести к созданию системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти. Эффектив­ное функционирование этой системы позволит обеспечить:

улучшение условий жизни населения в каждом муниципаль­ном образовании;

обретение гражданами навыков демократического взаимодей­ствия с формируемыми ими органами местного самоуправления, а также навыков общественного контроля за эффективностью их деятельности;

устойчивое самостоятельное развитие муниципальных образо­ваний.

 

Содержание

Предисловие................................................................................ 3

Литература............,....................................................,........., 9

Глава 1

ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИ…………….. 11

1. Предметная область

теории государственного управления................................ 12

2. Методологическая основа

теории государственного управления................................ 17

3. Методы теории государственного управления........... 24

Литература........................................................................... 29

Глава 2

ГОСУДАРСТВО — МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА................. 30

1. Два подхода к определению понятия государства......... 30

2. Конкурирующие концепции роли государства

в управлении обществом..................................................... 38

Литература……………………………………………..……….47

Глава 3

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

И КТО ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ........................ 48

1.Понятие государственного управления........................ 48

2. Объективная необходимость

государственного управления............................................. 67

Литература…………………………………………………….... 72


Глава 4

ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ................................ 75

1.Субъект и объект государственного управления......... 75

2. Субъектно-объектные отношения

в государственном управлении........................................... 85

3. Государственное управление как система..................... 90

Литература........................................................................... 96

Глава 5

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ВЛАСТЬ................ 97

1. Власть как главное орудие

государственного управления............................................ 97

2. Механизм взаимодействия властей и управление......... 108

3. Авторитарный и демократический типы государственного
управления. Структура субъектов власти и управления... 115

Литература.......................................................................... 126

Глава 6

ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ............................... 128

Литература......................................................................... 142

Глава 7

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ......... 143

1.Общесистемные методологические принципы
государственного управления............................................ 143

2. Принципы, регулирующие управление

как социально-политический процесс............................... 156

Литература.......................................................................... 185

Глава 8

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

КАК ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ

И ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ.............................................. -187

 

 

1.Государственное решение как научное понятие......... 187

2. Выбор целей — определяющее звено процесса принятия
решения. Приоритетность политического выбора........... 190

3. Последовательность этапов принятия решений........... 202

4. Динамика исполнения решений..................................... 213

Литература.......................................................................... 228

Глава 9

МЕТОДЫ И СТИЛЬ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ............................... 230

1.Методы государственного управления........................ 230

2. Стиль государственного управления............................. 245

Литература.......................................................................... 258

Глава 10

ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ КРИТЕРИИ........................................... 260

Литература.......................................................................... 278

Глава 11

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

,280

Литература.......................................................................... 305

Глава 12

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

И ФЕДЕРАЛИЗМ................................ ………………………….307

 

1. Федерализм как форма организации

и принцип государственного управления.......................... 307

2. Специфика формирования и функционирования
федеративной организации государственной власти

и управления в России........................................................ 312

3. Тенденции развития и проблемы

федеративной формы организации

государственной власти и управления в России............... 322

Литература.......................................................................... 339


Глава 13

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

С МЕСТНЫМ САМОУПРАВЛЕНИЕМ................................. 341

1.Местное самоуправление — демократическая основа
управления в государстве.................................................. 341

2. Направления и механизмы взаимодействия органов
государственной власти с местным самоуправлением.... 350

3. Регулирование и разрешение конфликтов

во взаимоотношениях местного самоуправления

и органов государственной власти.................................... 370

Литература.......................................................................... 383

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................ 385

Литература.......................................................................... 393

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА....................................... 394

ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................ 396

Приложение 1.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(извлечения)........................................................

Приложение 2.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«Об общих принципах организации законодательных

(представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации»

(извлечения)........................................................................ 431

ПриложениеЗ.

Указ Президента Российской Федерации

«О системе и структуре федеральных органов

исполнительной власти»(извлечения)............................... 477

Приложение 4.

Указ Президента Российской Федерации

«Об утверждении основных положений государственной

политики в области развития местного самоуправления

в Российской Федерации»................................................. 489

 

 


Учебный курс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.247.9 (0.007 с.)