Общая теория изучения языков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая теория изучения языков



 

Давным-давно были времена, когда не было навигаторов. Тогда пользовались картами и компасами. Еще раньше были времена, когда не было ни карт, ни компасов (или были, но стоили слишком дорого и было их мало). Тогда люди спасались тем, что или сами знали дорогу, или знали тех, кто ее знает. Если кому-то надо было поехать очень далеко, то были такие люди, которые знали дорогу дальше чем остальные и показывали ее. Это могли быть егери, лесничие или проводники, могли быть те, кто уже ездил нужным путем, например, купцы, военные или гонцы.

В любом случае с древних времен люди понимали, что знание дороги очень важно при любом путешествии, поскольку если дорогу не знать, то потеряешь много времени зря, а можно вообще не достичь цели.

Так и с изучением языка есть несколько дорог, которые все знают, но мало кто задумывался насколько это знание правильное и можно ли посмотреть иначе, более современно и технологично.

Другой приме, спортсмен, занимающийся с хорошим тренером будет развиваться луче и быстрее, чем, например, грузчик или дровосек. Более того, не знаю ни одного чемпиона мира в любом виде спорта, да и чемпиона России, хотя много знакомых спортсменов, кто бы работал грузчиком или лесорубом или дворником, хотя идея и тренироваться и зарабатывать на этом кажется логичной. На самом деле это не так, если хочешь быть мастером спорта по бегу, то надо заниматься бегом, а не курьерской работой.

 

Язык нужно рассматривать как навык, не знание, не опыт, а именно навык или если угодно – то как «мышцу».

 Если смотреть на язык таким образом, то сразу станет многое понятно. К изучению языка обычно подходят как к чему-то иррациональному, а ведь язык — это навык и подчиняется принципам постановки навыков и тренировки тела, которые многим известны из спорта. Ниже мы их перечислим.

Действительно, язык — это не знание, а умение, точнее 4 умения: умение говорить, понимать, читать и писать.

 

Картинка      

 

Вы спросите где же тут слова и грамматика, которой в школе уделяется основное время? Это стройматериалы для построения и понимания речи и текста. Мы сначала поговорим про принципы изучения иностранного языка и про типичные ошибки, а потом перейдем к ним.

Общие принципы

 

Попробуйте задуматься, каким принципам подчиняется изучение языка. Люблю задавать этот вопрос филологам, они всегда говорят очень много сложных вещей, которые можно сформулировать так, что учить язык — это очень сложно и упростить процесс никак нельзя. Остальные люди обычно дают ответ, в стиле: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» в разных вариантах, что в общем то очень похоже. Иногда появляются ответы что, выучить язык может любой и что надо делать это с удовольствием, но это из области мотивации, а не теории обучения.

О чем это говорит? Что подходя к проекту, который у многих потребует год или два работы мы не задумываемся по каким принципам этот проект реализуется. А если мы не знаем правил игры, то у нас мало шансов выиграть! Именно поэтому мы начинаем с принципов, именно принципов обучения иностранному языку, которые вывели за более чем 11 лет исследований в Advance

 

 

Для начала эти принципы перечислим, потом разберем. Всего их 9:

 

· Изоляция

· Специализация

· Приоритет активных действий

· Последовательность

· Высокий темп

· Доведение до автоматизма

· Повторение (и как мать учения и как отец заикания)

· Измеримость результата

· Крылья или Трамплин

 

Картинка МАЙНДКАРТА    

Изоляция

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь Народная мудрость применима и к языку. Нужно четко выбирать одну конкретную цель, потому, что сколько бы зайцев ни было, по одному их всех отловить вполне возможная задача.

Многие помнят притчу про сыновей, которые ссорились. Отец, чтобы показать им силу единства принес веник и предложил сломать. Они не смогли сломать его целиком, но легко осилили, когда разделили на прутики. С иностранным языком все точно так же. Его не стоит штурмовать целиком, его надо ломать «по прутику», более того для каждого «прутика», то есть для каждой учебной задачи есть свой, наиболее эффективный инструмент. Если брать запоминание слов, то это мнемотехники. Для отработки грамматики паттерны на воспроизведение, для тренировки фонетики артикуляционная гимнастика с правильным циклом закрепления и так можно перечислять очень долго.

Чтобы вам было понятно, насколько легко язык поддается пониманию – приведу простую схему, которой руководствуемся мы в Advance при разработке языковых курсов. Каждый элемент этой схемы — это готовая подсказка как выработать необходимый навык. По сути вот так выглядит иностранный язык, разобранный по прутику:

 

  

Картинка Пояснение Светлана, просьба скорректировать эту схему, убрать что прямо не относится, если что обсудим[СО30] очно, и после этого уже дизайнеры отрисуют.

 

 

Когда вы работаете над несколькими задачами, внимание разделено и эффективность существенно снижается. Для максимального эффекта нужно чтобы 100% внимания определенное время было сосредоточено на одной задаче. Если задач много - работать с ними изолированно по очереди.

Представьте, что вы только что выучили 10 новых слов и пытаетесь их отрабатывать в диалогах. Вы еще не закрепили слова в памяти и уже пытаетесь применять. В итоге получится, что вы ни слова не закрепите ни грамматику не отработаете. Многие, и педагоги тоже, думают, что как раз наоборот они и слова отработают и грамматику, но это часто не так, важно понимать запомнены слова уже достаточно для перехода на другую задачу или нет. Иначе мы просто зря тратим ресурсы нашего мозга и это нельзя назвать даже тренировкой.

У любого, кто учил язык был такой опыт – когда час или несколько часов упражнений выматывают силы, на следующий день в голове не остается ничего. Вот почему важно изолированно тренировать каждый базовый элемент. В первую очередь это касается лексики, поскольку запоминание слов занимает до 75% времени, а не выученные слова тормозят освоение грамматики и разговорные навыки.

 

Специализация

Принцип специализации тесно связан с принципом изоляции. Он говорит, что под каждую задачу надо подбирать именно тот инструмент (или упражнение) который будет максимально эффективно решать именно ее. Например, если брать запоминание лексики через мнемотехники – то для коротких слов надо использовать просты образы, для длинных слов нужно использовать цепочки образов, а не одиночные образы.

А для запоминания грамматики образная мнемотехника будет не так эффективна, как майнд-карты. Таким образом принцип специализации требует от нас найти самый совершенный инструмент для решения конкретной задачи и решить ее наиболее эффективно.

Важно помнить, что универсальные инструменты обычно малоэффективны. Так же как нет универсальных спортивных упражнений, или идеального монопродукта в питании, так нет и упражнений в изучении языка. Вот почему такие «идеальные методы» как общение с носителями или языковой тур как правило не дают результата, особенно на ранних стадиях изучения языка, это слишком общие инструменты, в то время как нужна специализация.

 

Приоритет активных действий

 

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В изучении языка это вообще не работает. Не только потому, что мало что есть на «посмотреть», но и потому что увидеть – это пассивное восприятие информации, оно создает нейронные связи, но мало и не такие прочные, как нужны для хорошего навыка.

Активное воспроизведение создает намного больше нейронных связей, чем пассивное восприятие. Поэтому перефразируя мы получим: лучше три раза активно воспроизвести, чем сто раз пассивно воспринять. Почему три раза? Это минимальное количество повторений, чтобы добиться устойчивой нейронной связи. Именно поэтому в первой части мы по три раза проговаривали слова, чтобы они закрепились у нас в памяти. То же самое касается и повторения материала, повторять нужно не просто воспринимая, а активно воспроизводя.

 

Поэтому изучение языка — это как тренировка в спортивном зале - большую часть времени нужно делать упражнения, а не слушать лекции тренера. Мышцы растут от нагрузок, усилий и мышечных сокращений, а не от баек и лекций.

К сожалению, многие думают, что, послушав про грамматику или речь носителя, посмотрев фильм - ваш язык улучшиться. Это не так, нужно делать действия - учить слова, строить фразы, разговаривать, только в этом случае будет результат. Но не забываем про предыдущий принцип – про специализацию. На каждой стадии изучения языка, к каждой учебной задаче список рекомендованных активных действий будет отличаться.

Кстати, раз уж мы заговорили про активное воспроизведение, как способ повторения, изученного – будет полезно повторить лексику из первой части:

 

Пояснение Берем итоговый список на повторение из первой части, но перемешиваем местами

 

выбраться  
гроб  
пятно  
заразный  
Сантехник  
разложить     
толкать  
обман  
лопата  
зубы  
Гусеница  
Уборщик рус,   
Забор  
акула  
Грабить и Грабитель  
горе  
заговор  
Жаворонок.  
спичка  
страшный   
подушка  
удачливый  
Бассейн  
швабра как существительное или мыть шваброй как глагол  
друзья  
череп  
?? инструмент  
озеро  
кошелек  
сумма  
бобер  
плавать  
Колодец  
лом  
подглядывать  
созвездие  
Рядом  
тетя  
Рано   
кулак  
Мох  
собственник  
Ошибка  
Чистить рус  
выставить счет  
неряшливый  
понимать  
берег  
веревка  
тюрьма  
слабый  
ловить  

 

 

Последовательность

 

Чтобы держать высокий темп и концентрацию на одной задаче (изоляция) нужно чтобы все остальное в упражнении вы уже знали и умели.

Например, если вы читаете текст или слушаете речь, то нужно, чтобы вы уже знали все слова, тогда будет отрабатываться понимание предложений. Если же какие-то слова вы вспоминаете долго, то вы будете упускать их смысл из предложения и понимание будет хромать.

То же самое касается навыка разговора. Когда вы говорите нужно, чтобы вы знали слова и грамматические структуры, тогда быстрее будут составляться фразы и будет отрабатываться навык разговора.

 

Только когда вы отработали на хорошем уровне текущее упражнение стоит переходить к следующему заданию и упражнению.

 

Если что-то делаете медленно, задумайтесь:

· знаете и умеете ли вы на хорошем уровне все, что нужно для этого процесса / упражнения и если да, то

· не взяли ли вы слишком сложную задачу / материал

Вопреки расхожим заблуждениям быстрое прочтение более простого текста, но где вы понимаете больше – намного полезнее медленного чтения сложного, где вы постоянно напрягаетесь над пониманием содержания.

Так же вопреки расхожему заблуждению смотреть фильмы, сериалы, слушать музыку полезно лишь в том случае, если вы уже знаете все слова и быстро их воспроизводите.

Часто люди думают, что выполнение сложного задания, на которое потрачено много времени и усилий полезнее простого.

Это справедливо для исследований и разработки, но не для освоения уже давно известных знаний и навыков, которые просто надо загрузить себе в голову.

Стоять в пробке сжигая бензин и расшатывая нервы менее полезнео чем езда по пустым улицам, конечно если цель не устать, а тренировать навык вождения. Именно поэтому автолюбители начинают водить на автодроме, потом переходят на пустые улицы с минимумом светофоров и пешеходов и только потом переходят на улицы с нормальной загруженностью транспортом.

 

 

Кейс Конечно же этот алгоритм касается только профессиональных инструкторов автошкол, которым важен навык ученика, а не чтобы у них побольше купили часов наката дополнительно. В таких школах часто не завершив обучение на автодроме переходят к езде по улицам, не удивительно что процесс обучения растянется – если работа с педалями и коробкой передач не доведена до автоматизма, то на улицу выезжать бессмысленно. Один мой товарищ рассказывал, как он учился водить. Первое занятие у него было на автодроме, где было еще четыре машины. Исходный план подразумевал, что все они ездят по кругу и отрабатывают базовые маневры.  На практике, почти каждая машина постоянно глохла, из-за этого останавливались все остальные, и если плоскую часть автодрома еще как-то могли проехать, то перед эстакадой (горкой) всегда была пробка. Инструктора в этой ситуации довольные (время то идет) вообще вышли из машин и просто общались, отравляя легкие вредными смолами, они стояли у горки и через открытое окно давали советы заглохшим ученикам. Что в этой ситуации сделал мой товарищ? Будучи спортсменом и немного тренером, он сразу понял, что теряет время тренировки и взял ситуацию в свои руки. Отъехал на своей машине в дальний угол, где ему никто не мешал, и на небольшом пятачке начал отрабатывать разворот в три приема. Причем отрабатывал его полчаса подряд без остановки. Сначала медленно и плавно, потом все быстрее и быстрее, пока навык быстрого переключения передач и навык трогаться с места как передним, так и задним ходом не был отработан полностью. Его инструктор, видя, что ничего резкого и опасного не происходит даже не стал отрываться от беседы с коллегами. Зато через пол часа, когда занятие уже завершилось, базовые навыки езды по плоскости были уже отработаны, в отличие от остальных учеников, которые вышли с занятия на том же уровне что и вошли. 

 

Высокий темп

 

Изучение английского можно сравнить с путешествием из точки А в точку Б. Нужно идти в правильном направлении (разумеется) и очевидно, что, если идти медленно, к цели придешь позже. Побежишь - быстрее. Но есть еще маленькое, а на самом деле большое «но». Это работа нашего мозга. Если на плоскости двигаясь вперед мы можем остановиться и потом продолжить движение, то изучение нового это всегда подъем по спускающемуся эскалатору.

Разберем на примере: любой навык который мы осваиваем, любая информация, меняет наш мозг физически. Появляются новые нейронные связи или исчезают старые.

 

Важно Обучение и развитие – это процесс, всегда связанный с физическим изменением нашего мозга.  

 

Наш мозг как собор Гауди[7] – постоянно строится и перестраивается и наверно никогда не будет завершен, он в вечном развитии! Но из чего он строится и кем? Строится он из стройматериалов, но если это самый сложный орган, то и стройматериалы на его строительство должны идти самые дорогие и самые ценные. И естественно наш «внутренний завхоз», который отвечает за стройку стремится сэкономить на всем, на чем только можно. Ему ведь надо отвечать за весь мозг в целом, а не только за навык иностранного языка, без которого он как-то раньше жил. Плюс он заранее ворчит, что чем больше навыков будет, тем сложнее будет структура, а значит будет сложнее поддерживать ее в работоспособно состоянии. И везде где только можно он разбирает на запчасти все, что только можно разобрать. Именно поэтому у нас такая короткая краткосрочная память. Это способ сэкономить ресурсы. Разбирается в первую очередь все недостроенное, что мы не применяем (все что на данный момент завхоз считает ненужным), и получается, что если навык еще слишком мал, чтобы говорить на иностранном языке, то за время перерывов между занятиями завхоз будет все разбирать, а вы потом снова учить и такие «качели» будут длиться от урока к уроку годами. Знакомая ситуация?

Поэтому какой пример вам ближе, с завхозом или со спускающимся эскалатором, выбирайте сами, но помните, что пока мы не закрепились на новом уровне у нас нет возможности расслабляться. Изучение языка — это процесс которые не терпит остановок. Даже если вы не можете выделять каждый день по часу, значит найдите хотя бы два раза по 15 минут утром и вечером. Повторение ранее пройденного позволит не скатываться в перерывах между занятиями и будет стимулировать двигаться вперед.

Еще важный момент, что движение вперед требует проработанной базы. Поэтому если высокий темп соблюдать не получается, то скорей всего нарушен предыдущий принцип последовательности и вместо того, чтобы отработать все упражнения, слова, фразы, конструкции до автоматизма, где-то остались элементы, которые требуют вернуться назад. Важно, чтобы все что вы делаете на уроке английского вы могли делать с высоким темпом.

 

Доведение до автоматизма

 

 

Любая выученная информация и любой освоенный навык со временем забываются, но забываются они по-разному!

В зависимости от того, насколько качественная нейронная связь зависит и закрепление информации или навыка.

 

Если мы создали качественную нейронную связь, то мы будем быстрее и легче вспоминать материал. Даже после большого перерыва. Простой пример езда на велосипеде или плавание. Если мы один раз научились, то не важно сколько лет прошло – возможно у нас уйдет пара минут чтобы освоиться, возможно мы немного потеряем в технике, но основа будет в нашем распоряжении всегда. С этими навыками так происходит, поскольку один раз научившись ездить на велосипеде или плавать человек сразу же некоторое время уделяет практике. Он начинает ездить (или плавать) и на волне энтузиазма от нового освоенного навыка делает это достаточно времени, чтобы навсегда сформировать нейронные связи высокого качества. Вот почему, даже после большого перерыва эти навыки легко вспоминаются.

Второй приятный плюс – что они очень медленно забываются. И наоборот, если у вас что-то получилось, и вы сразу сделали перерыв на день или неделю, то все не устоявшиеся нейронные связи будут распадаться и к моменту следующего урока вы будете начинать все заново, если не с нуля, то с более низкого уровня. Вот почему, когда вы что-то осваиваете обязательно доводите до автоматизма.

 

Обратная ситуация – все что не доведено до автоматизма теряется, как 95% наших школьных знаний, в том числе и в английском. Простой пример – попробуйте пересказать ваш учебник по истории за пятый класс. Получится ли у вас связного текста хотя бы на 5 минут? сделайте паузу и попробуйте прямо сейчас воспроизвести все что вы из него помните.

Если не получилось, то можно убедить себя, что проблема не в памяти, а в истории, и сделать то же самое с биологией или географией. Или с любыми другими школьными учебниками за конкретный класс. Вы увидите, что, хотя вам кажется, что у вас в голове эта информация есть, но воспроизводить то собственно нечего, кроме названия предмета и небольшого количества запомнившихся эпизодов (обычно или сопровождавшихся картинками или красочно рассказанных учителем).

И наоборот, по тем предметам, по которым навыки постоянно были в ходу, например, из-за частых олимпиад, или если профессия требует, то получится воспроизвести намного больше.

Это справедливо и по отношению к иностранному языку.

В изучении языка есть две основных точки отдыха, это уровень Elementary (А2) и уровень Intermediate (В1+). Дойдя до каждой из этих точек можно сделать перерыв, даже длительный, при этом уровень сильно не упадет, если вы правильно закрепили навык. И наоборот, между ними надо сразу распределять силы так, чтобы хватило дойти до следующей точки, а не просто сдать экзамен например на В1 и через год обнаружить себя снова на А2.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.036 с.)