Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Визуализация и соединение образовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Прежде чем говорить про свободное оперирование нашим визуальным каналом давайте разберем, а что же это такое. У нас есть глаза, это орган восприятия. Мы можем с их помощью смотреть по сторонам и воспринимать информацию и это называется зрением. Увиденное мы можем запомнить, например, запомнить красивое здание или озеро. В этом случае, уже будет речь о визуальной памяти, она хранит картинки, изображения, плоские и объемные модели. Дальше мы можем вспомнить этот дом или озеро – и в этом случае это будет уже связка визуальной памяти и навыка визуализации. В быту эта связка называется воображением. Именно оно позволяет нам развернуть картинку из памяти перед нашим «внутренним взором». Простой внешне навык визуализации на самом деле один из этапов сложного многошагового процесса. Теперь давайте посмотрим на человека, у которого плохо с визуальной памятью, например, ему трудно запомнить изображения или лица людей. Как думаете, что у него может нуждаться в дополнительной тренировке? Если у вас техническое мышление – то вы уже догадались, что «не так» может быть любой из перечисленных элементов или сразу несколько из них. Поэтому дальше мы проработаем все от начала и до конца, так чтобы все элементы, задействованные на разных этапах в работе нашей визуальной памяти, были натренированы и готовы к работе.
Помимо пользы для запоминания слов тренировка визуализации еще и прекрасно тренирует память, и концентрацию внимания. При запоминании слов представлять образ нужно максимально детально, при этом, чтобы держать высокую скорость нужно делать это быстро. У мозга достаточно ресурсов для этого и он уже умеет это делать - нужно лишь приучить его, выработать привычку использовать эти возможности на наше благо.
Упражнения на развитие визуального канала в целом
Не вдаваясь в дебри научной терминологии, мы будем визуализацию, визуальную память и визуальный канал использовать как синонимы. Все навыки человека поддаются тренировке и развитию, в том числе связанные с визуализацией. Для получения стабильного эффекта упражнения рекомендуется делать пару недель каждый день, а в дальнейшем уже при необходимости освежить или развить навык.
Но поскольку упражнения на визуализацию отлично тренируют мозг в целом, рекомендую использовать их как разгонные перед запоминанием больших блоков иностранных слов - это работает как разминка и разогрев, увеличивая качество и скорость запоминания. Не случайно некоторые из них мы периодически делали в первой части книги.
Выполняя все упражнения соблюдайте следующие правила: 1) Перед выполнением упражнения дочитайте всю инструкцию до конца и после этого приступайте к тренировке. 2) Сначала работаем над качеством (яркостью и количеством деталей), и когда оно достигнуто - увеличиваем скорость, сохраняя высокое качество. 3) Работаем от простого к сложному 4) Начинайте с простых объектов и добившись их точного и быстрого представления - переходите к более сложным, а потом и к группам объектов 5) Всегда работаем в темпе, под секундомер, таймер или метроном. Когда человек понимает, что ограничен по времени мозг работает эффективней, даже если это ограничение условное. 6) Важно количество повторений, сделанных в высоком темпе, чем больше сделаете, тем больше пользы, поэтому скорость крайне важна, но не в ущерб качеству. 7) берите такую сложность, на которой вы можете делать упражнение быстро и легко, но не слишком легко, чтобы не потерять интерес и происходила тренировка, так же как не слишком сложно, иначе тоже потеряете мотивацию из-за сложности. 8) Помните про «Шаг назад»: Если падает темп, начинаете путаться или быстро уставать - вернитесь на шаг назад по сложности (возьмите более простые объекты), а если и на них тоже получается медленно и сложно - значит вы устали, нужно отдохнуть. 9) Соревнуйтесь с самим собой. 10) Найдите ту скорость и сложность объектов с которой вам работать комфортно и фиксируйте рост вашего навыка. 11) Делайте в удовольствие! Делайте когда хочется и не делайте когда не хочется. Прекращайте упражнение до усталости (это не спортивный зал, с когнитивными навыками не во всем так, как с мышцами, где последнее повторение на сверхусилии самое важное для роста мышц. В работе с мозгом главное сделать много, а не устать. Если вы будете себя заставлять - вашей воли хватит не несколько раз, но само упражнение (и обучение в целом) будет ассоциироваться с негативом. К сожалению, у большинства людей все обучение вызывает негативные мысли. С детства зная что учиться НАДО и что образование лучший социальный лифт (путь к достатку) открытый каждому, только 2% населения России систематически самостоятельно учится после 25 лет (данные BCG[11]). Почему? Это вред от того самого заставления. Поэтому не заставляйте себя если вы уже поработали, то знайте меру и отдохните – как ни странно это один из важных принципов развития в любой сфере.
12) Помним про антибарана, последнее по списку, но не по важности. Если отдельное упражнение или его часть совсем не получаются, то не залипаем на нем, а идем дальше смело пропуская. Пропустить примерно 10 пунктов в предложенных далее упражнениях для первого прохождения совершенно нормально.
В идеале вы должны делать упражнения постепенно увеличивая сложность, при этом не теряя скорости и качества и не уставая.
Упражнение Поток Ассоциаций:
Упражнение Фотоаппарат
Упражнение Экскурсия
Упражнение Перепросмотр
Все эти упражнения можно и нужно комбинировать, и выполнять каждый день, даже когда вы уже начнете запоминать слова сотнями в день, поскольку сфера их действия намного шире, чем кажется. Помните мы говорили про типы информации и развитие навыков работы с ними? Эти упражнения сильно влияют на умение обрабатывать все виды информации.
Длительность каждого раза не так важна, как системность. Вместо того, чтобы тянуться за телефоном и проверять бесконечные соцсети, делайте упражнение каждый раз как появляются несколько свободных минут, или, как только поймали себя, что в очередной раз проверили телефон без особого смысла. Лучше всего мы запоминаем и храним визуальную информацию. Увидев фильм через 20 лет, вы узнаете его, хотя смотрели один раз. Возможно вы даже не вспомните сюжет и название, но факт, что смотрели вспомните. С людьми тоже самое – внешность часто запоминается лучше, чем имя и информация о человеке. Со школьных учебников обычно помнятся обложки и форзацы с картинками и схемами, а не само содержание. То, что вы видели запоминается хорошо! На примере иностранных слов мы уже в этом убедились, вспоминая звучание через картинку.
Есть несколько объяснений почему это так: · Первое - чем больше деталей вы восприняли, тем больше нейронных связей сформировалось. А в изображении мы выделяем намного больше деталей чем, например, в звуках. · Второе - логическое и абстрактное мышление сформировалось у людей совсем недавно. Это новая система - точнее надстройка над уже существующей системой, а мыслим мы на самом деле не словами, а образами - картинками. Услышав слово, вы представляете его и с этими картинками уже и производите операции. Наш мозг, как и мозг животных, приспособлен для запоминания именно этих картинок, ведь это необходимо для выживания: запоминать дорогу, как выглядит хищник, еда, вход в нору, где закопал косточку или спрятал орех и так далее. Логического мышления, счета и абстракций у животных нет и запоминать им этой информации не нужно. Поэтому наше мышление и язык по сути надстройки, программы, а слова «ярлыки» вызывающие в памяти образы, которыми мы и мыслим. Неудивительно, что, пытаясь запоминать голые цифры или информацию, которую мы не понимаем (а по сути не можем увидеть - представить) у нас выходит очень плохо. Отсюда известное правило - чтобы запомнить - нужно понять, а точнее суметь представить визуально.
Этот принцип позволит не только укрепить память, но и развить мышление.
Совет «хочешь запомнить - пойми» работает только с тем, что уже есть в памяти. Нельзя понять то, что мы не помним. Кроме того, есть задачи, которые невозможно понять, например, когда нужно запомнить иностранные слова, числа, даты, формулы, значения констант, имена и так далее, то есть все то, что представить ярко и детально без предварительной тренировки у людей обычно не получается. А когда попадается комбинированная информация, там, где общий логичный принцип переплетен с нелогичной фактологией, мы утыкаемся в «стену непонимания» из-за «стены незапоминания».
Еще древние греки научились обходить эту сложность создав «мнемотехнику» - искусство запоминания. Можно сказать, что это еще и искусство представлять не представляемое, в том числе абстрактное.
Поэтому в первой части мы пользовались уже готовыми образами. Как использовать свои образы и как тренировать под это свой мозг мы сейчас и рассмотрим.
Те связи, будь то логические или визуальные, которые человек активно формирует сам намного более крепкие и устойчивые, чем воспринимаемые со стороны. Вы могли замечать, что свои идеи и выводы, полученные в результате размышлений, запоминаются лучше чужих даже, услышанных много раз. На этом построен целый педагогический подход «проблемного обучение». То же самое и с визуальными образами - то что наше воображение создает самостоятельно, запоминается и храниться лучше просто увиденного или придуманного по чужим ассоциациям.
Но если так, то для хорошего запоминания нужно было бы просто представлять в воображении как нужная информация записывается на доске или тетради, и все сохранялось бы на долгие годы. И студенты бы не знали, что такое зубрежка, просто пользуясь этим приемом (кстати, можно так и сделать, но мешает одна деталь).
Мы говорили о том, что качество запоминания обусловлено количеством создаваемых нейронных связей, обусловленных большим количеством деталей изображения. А наш мозг привык экономить ресурсы и услышав слово мы представляем его схематично, без деталей. Этого достаточно для понимания речи и мышления. Вы возможно возразите, сказав: «Я представляю и помню все очень детально». Так кажется на первый взгляд. Проведем несколько экспериментов:
Вспомните какую-то знакомую картину с множеством элементов (свою комнату, книжную полку, обложку книги) на которую вы можете посмотреть прямо сейчас. Можно использовать 100 рублевую купюру, которую вы видели в своей жизни очень много раз. А теперь возьмите ручку и бумагу и нарисуйте эту картину. Вас поразит то, что, вспоминая и представляя эту картину вы как будто видите все очень четко и детально, но зарисовывая у вас начнутся проблемы даже с взаимным расположением крупных частей картины. Многие люди не могут по памяти нарисовать лицо близкого человека, а зачастую и вспомнить его цвет глаз. Все описанное кажется нереальным, поэтому я настоятельно рекомендую провести такие эксперименты, благо все станет очевидно за считанные минуты! Попробуйте нарисовать сторублевую купюру прямо в этом прямоугольнике.
Теперь, когда мы понимаем, что наши воспоминания неточны, не детальны и схематичны, не нужно думать, что у вас плохая память или слабый мозг. У вас очень умный и совершенный мозг - он работает по принципу «необходимо и достаточно» - запоминает ровно столько деталей, сколько нужно для вашей повседневной деятельности. И он настолько четко справляется с этой задачей, что до эксперимента пару минут назад вы и не догадывались как хранятся изображения в вашей памяти!
С представлением тоже самое, оно делается с минимальными затратами (количеством деталей), необходимым для выполнения задачи. Ваш мозг как очень хитрый и очень бережливый художник - он, видя заказчика понимает, за какое минимальное качество/детализацию картину ему заплатят и не тратит ни одного лишнего усилия.
Сколько будет сделано и с каким качеством всегда напрямую зависит от входных требований!
И вот тут самое интересное. Представить что-то очень детально, а соответственно хорошо запоминать занимает столько же времени и усилий, сколько обычное представление. Добиться этого можно при минимальной тренировке визуализации и воображения в объеме этой книги, а эффектом будет не только быстрое и прочное запоминание иностранных слов, но и более хорошая работа всей вашей памяти.
2 нюанса: 1. Нужно повысить требования к своему мозгу (в аспекте детальности запоминания и представления) Не переживайте, в отличие от художника, который может отказаться от заказа, или студента, который может отчислиться из ВУЗа, ваш мозг никуда не уйдет. Он даже не устанет, ведь он и так это умеет делать и периодически делает, когда такой запрос есть. Многие скажут «больше деталей, это больше работы мозга, а значит и больше усталость». Во-первых, для мозга это разница несущественна, он за доли секунды выполняет множество сложнейших операций, многие из них до сих пор не под силу даже суперкомпьютерам. Во-вторых, вспомните людей, занимающихся спортом. Они более энергичны, хотя энергии на свой спорт тратят больше, чем вялые сотрудники сидя в офисе. Правильная нагрузка дает излишек энергии. С интеллектуальными задачами то же самое: правильная тренировка выводит на новый уровень.
2. Можно (и нужно) научить свой мозг правильно запоминать, натренировав всего один навык - последовательное (поэлементное) представление.
Вся хитрость состоит в том, что представляя или вспоминая объект целиком, мозг «рисует» его схематично, но как только вы обращаете внимание на какую-то делать или аспект (как бы приближаете картинку), мозг начинает прорисовывать ее детальнее. Причем происходит это моментально. Можно и нужно мозг приучить исследовать объект по частям, как бы рассматривая его. Зубные врачи могут не помнить лицо пациента, зато взглянув на зубы все вспоминают. Это происходит от того, что зубы они профессионально «рассматривают» с разных ракурсов фиксируя внимание на отдельных элементах. Автолюбитель запомнит проезжающую машину намного лучше, чем не интересующийся машинами человек, потому что автолюбитель умеет «рассматривать» автомобили, поочередно обращая внимание и фиксируя в памяти тип колес, кузова, фар и другие элементы машины. Эта правильная схема восприятия работает на то, с чем человек много и профессионально взаимодействует, но ее можно расширить на все, с чем вы взаимодействуете.
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.16 (0.017 с.) |