Маленькие упражнения для отработки Модели поведения Фогга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Маленькие упражнения для отработки Модели поведения Фогга



Первое упражнение простое. Второе немного сложнее, но не пропускайте его. Я обещаю, что вы не зря потратите на него время и силы.

 

УПРАЖНЕНИЕ № 1: ИЗУЧИТЕ СПОСОБЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ

Модель Фогга применяется ко всем типам изменения поведения. В этом упражнении вы изучите простые способы прекратить нежелательные действия.

Шаг 1: Запишите три привычки, от которых хотите избавиться. Постарайтесь сформулировать их как можно конкретнее. Например, напишите: «Перестать покупать газировку на обед» вместо «Перестать пить газировку».

Шаг 2: Попробуйте найти для каждой привычки способ убрать подсказку (или избежать ее). Если не получается, не расстраивайтесь, переходите к следующему шагу.

Шаг 3: Попытайтесь найти для каждой привычки способ усложнить себе задачу (уменьшить способность).

Шаг 4: Попробуйте найти способ снизить мотивацию для каждой привычки.

Шаг 5: Выберите из шагов 2, 3 и 4 наилучшее решение для каждой привычки.

Дополнительные очки: Примените свое решение на практике.

 

УПРАЖНЕНИЕ № 2: ИЗУЧИТЕ МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ФОГГА, ОБЪЯСНИВ ЕЕ КОМУ-ТО ДРУГОМУ

Прекрасный способ что-то выучить – объяснить это другому человеку.

Шаг 1: Найдите в приложении к книге сценарий обучения Модели поведения Фогга. Прочитайте его.

Шаг 2: Читая, зарисовывайте элементы Модели поведения. Тренируйтесь, пока не научитесь рассказывать, не подглядывая в текст.

Шаг 3: Найдите ученика.

Шаг 4: Расскажите ему о Модели поведения, используя свои рисунки (еще лучше, если вы будете рисовать модель, пока объясняете).

Шаг 5: Как только закончите двухминутное объяснение, спросите своего ученика: «Что тебя удивило?» Это мой любимый вопрос, так как с него начинается разговор, который помогает всем лучше закрепить знания.

Глава 2
 Мотивация: Как подобрать себе подходящее действие

Сандра и Адриан только что купили дом. При первом осмотре они стояли с риелтором на террасе за домом и оценивали единственный недостаток участка – задний двор.

Там царил полный бардак. Каменная изгородь раскрошилась, все заросло травой по пояс, а за гаражом пряталась огромная компостная куча. Но Сандре и Адриану было все равно. Сбывалась их американская мечта, и они видели перед собой только возможности. Уютный огород и цветочные клумбы. Гамак, подвешенный между двумя корявыми дубами. Птицы, сидящие рядком на лимонном дереве.

Убирая знак «продано» перед домом, супруги были на седьмом небе от счастья. Они составили список дел и «взяли быка за рога». Несколько недель они шкурили, красили и оттирали каждый квадратный дюйм нового дома. И вот в списке дел остался только задний двор. Сандра и Адриан вышли на террасу, чтобы оценить обстановку, и их энтузиазм резко угас. Работы было настолько много, что супруги не знали, с чего начать. В юности Сандра подстригала родительский газон, на этом ее познания в ландшафтном дизайне заканчивались. Адриан всю жизнь прожил в квартире, поэтому знал еще меньше. У пары даже не было садовых инструментов. Может ли вообще в Нью-Гемпшире вырасти лимон?

Мечтой Сандры и Адриана был прекрасный задний двор, на котором можно отдыхать с друзьями и любоваться, как будущие дети бегают по газону, обливая друг друга водой, или строят крепости из песка. Но это казалось недостижимой фантазией, неподъемной кучей работы.

В такой миг большинство людей возвращаются в дом и обещают себе разобраться с проблемой позже. Или бросаются в омут с головой и изводят себя работой. Через три часа они надрываются, сдаются и опускают руки. В обоих случаях мечта пропадает, сменяясь виной, разочарованием или раздражением.

В чем же дело?

Сандра и Адриан не стали заниматься задним двором своей мечты, потому что положились на мотивацию.

Мотивация ненадежна

Не стоит рассчитывать на мотивацию, если вам нужно отремонтировать дом, похудеть, заняться спортом, завершить творческий проект, заполнить налоговую декларацию, открыть свой бизнес, найти работу или распланировать совещания, в общем, если вам предстоит длительное и трудное дело.

Мартышка мотивации ставит многочисленные незаметные ловушки. Можно попасть в одну из них в любой момент.

Вот что грустно: большинство людей ставит мотивацию главным двигателем прогресса. Все вокруг говорят о наградах и стимулах, кажется, что можно привить любую привычку, помахав у себя перед носом подходящим «пряником». Это вроде бы разумно, но неправильно.

Мотивация действительно является одним из трех элементов контроля поведения. Но нужно помнить, что она непостоянна. В данной главе мы подробно рассмотрим связанные с этим проблемы.

Мотивация похожа на друга-тусовщика. С ним весело ходить по клубам, но не стоит ждать, что он откликнется на просьбу встретить вас в аэропорту.

Сперва нужно осознать роль мотивации и выявить ее ограничения, а потом действовать так, чтобы не зависеть от столь ненадежного товарища.

Для этого сначала изучим все капканы Мартышки мотивации. А затем научимся получать желаемое, не попадаясь в них. Тогда нам не понадобятся ни «пряник», ни самокритика.

Мотивация сложна

Начнем с основ.

Что такое мотивация?

Мотивация – это желание выполнить определенное действие (съесть шпинат сегодня на ужин) или класс действий в целом (есть овощи и другие полезные продукты по вечерам).

Некоторые психологи утверждают, что мотивация бывает внешней и внутренней. Не хочу их обидеть, но мне кажется, что разница между этими видами мала и незначительна. Сам я выделяю три источника мотивации: человек (его желание), награда или наказание за выполнение действия (пряник или кнут) и контекст (например, это действие выполняют все ваши друзья). Для наглядности я придумал человечка по имени Чедек. Он будет встречаться вам снова и снова, потому что Человек, Действие и Контекст составляют фундамент понимания человеческого поведения.

Рисунок с Чедеком показывает, что у мотивации бывает три источника. Во-первых, она может исходить от самого человека: вы хотите выполнить действие. Например, многие из нас стремятся выглядеть привлекательно. Это заложено природой. Еще мотивация может появиться из-за награды или наказания за действие. Возьмем, к примеру, налоги. Мало кто горит желанием их платить, но за неуплату следует наказание: можно сесть в тюрьму. Это мотивирует не нарушать закон. Наконец, мотивация может исходить из контекста (окружения). Допустим, вы пришли на благотворительный аукцион, на котором продают произведения искусства. Если цель мероприятия серьезная, то на нем подают выпивку, ведущий умело заводит публику, весь этот тщательно продуманный контекст заставит вас заплатить большую сумму за картину, которая не представляет собой никакой ценности.

У мотивации может быть несколько источников. Я воспринимаю их как силы, подталкивающие вас к действию или, наоборот, отталкивающие от него. Например, вы хотите стать «своим» в группе или боитесь физической боли. Мотивы могут приближать вас к поступку, а могут и уводить от него, но мотивация работает всегда. Она поднимает вас над Линией действия или опускает под нее. Все зависит от вектора силы в конкретный момент.

 


Иногда мотивация похожа на психологическое перетягивание каната.

Например, у Сандры и Адриана могли быть полярные мотивы. Супруги мечтали отдохнуть и насладиться отремонтированным домом, одновременно с этим им хотелось убраться на заднем дворе и вычеркнуть его из списка дел. Противоположные мотивы толкали пару к разным действиям.

 

 


Противоположные мотивы

Мотивы Сандры и Адриана также могли конфликтовать, представляя собой полярные стимулы, связанные с одним и тем же действием. Противоположные мотивы могут причинять психическую боль: «Я собираюсь отказаться от рафинированного сахара, но, черт побери, как же хочется съесть шоколадный кекс». Такие конфликты работают, как качели, зависящие от обстоятельств, и понижают наши шансы добиться устойчивых перемен.

 


 

Собственные мотивы запутывают нас еще больше, потому что о некоторых мы даже не подозреваем. Иногда нам становится непонятно, откуда берется желание съесть определенный продукт. Мне правда настолько нравится попкорн или я ем его каждый день из-за ностальгии по тем временам, когда мы всей семьей ходили в кино? Переменчивые, невидимые, противоположные и конфликтующие мотивы мешают нам обнаружить и проконтролировать этот элемент поведения. В итоге мы еще больше разочаровываемся, когда наши попытки изменить себя и других терпят неудачу.

Волна мотивации

Всплески мотивации прекрасны, когда нужно сделать что-то один раз.

Спасти ребенка.

Уволиться с работы.

Выбросить вредную еду.

Пробежать через весь аэропорт, чтобы успеть на самолет.

Прийти на первую встречу Анонимных алкоголиков.

Написать письмо редактору.

Сдержать все свои новогодние обещания… за один день.

Но всплески мотивации редки и кратковременны. Сандра и Адриан не покупают каждый день по дому. Когда они получили ключи, у них была сильная мотивация взяться за ремонт. Они чувствовали, что справятся с этой трудной задачей. Именно тогда они действительно могли это сделать, некоторое время мотивация их поддерживала. Она позволила им отремонтировать дом изнутри, а это отняло у них немало сил и времени. Но при составлении списка дел Сандра и Адриан не учли, что будут чувствовать через день, через неделю или через месяц, когда мотивация иссякнет.

В Дизайне поведения мы называем временный прилив энтузиазма Волной мотивации. Вы наверняка такое испытывали: мотивация вдруг накатила, а потом стремительно сползла. Может быть, вы даже винили себя за то, что не сумели ее удержать. Но вы не виноваты. Так уж это устроено.

 

 


Каждый год почти сто миллионов человек записывается на онлайн-курсы, но преобладающее большинство бросает их. Исследования показали, что менее 10 % студентов доходят до конца обучения.

Остальные с интересом берутся за учебу, но потом энтузиазм пропадает, и даже потеря денег недостаточно мотивирует их закончить курс. Это происходит повсеместно. Может быть, вы приобрели массажер для плеч (точно такой же, как в телемагазине). Когда вы им в последний раз пользовались? А помните соковыжималку, которую вы купили у подтянутого спортивного парня в супермаркете? Да-да, ту самую, пригодившуюся вам всего пару раз. В таких случаях вы попали в распространенную ловушку человеческого разума – переоценили будущую мотивацию. Это происходит с каждым из нас. И не из-за того, что мы глупые, легкомысленные или доверчивые. Просто мы – люди. Нам свойственно ошибаться.

Так почему нас сбивает с ног волна энтузиазма, даже если мы знаем, что переоцениваем свои силы? Когда вы получаете подсказку к действию, и оно кажется вам хорошим или нужным, вы что-то чувствуете. Не важно что именно: желание, интерес или страх – мозг найдет объяснение любому стимулу и заставит вас поверить в логичность дорогостоящего, сложного или нерационального поступка.

Время от времени все мы действуем на эмоциях, а потом придумываем оправдания этим нашим действиям.

В древние времена, когда мы жили в саванне, это шло нам на пользу. Всплески мотивации помогали нам выживать и процветать. В конце концов, лучше испугаться и рефлекторно удрать при виде льва. Будь логика дана нам сразу, мы больше походили бы на мистера Спока из сериала «Звездный путь». Как вы думаете, у Спока в подвале есть позабытая соковыжималка? Нет. Спок неподвластен Волне мотивации. Он не дает ей захлестнуть себя с головой и знает, что ему расхочется пить свежевыжатый сок, когда он увидит, сколько времени уходит на чистку проклятого аппарата.

Колебания мотивации

Нужно также понимать, что мотивация меняется и в меньшем масштабе. Она колеблется изо дня в день, даже из минуты в минуту, и вам, вероятно, уже знакомы некоторые из ее предсказуемых перемен. Вы когда-нибудь покупали колпак Санта-Клауса после Рождества?

Продавцы давно изучили этот механизм, поэтому подстраиваются и снижают цены на колпаки Санты в последующую неделю, когда мотивация сходит на нет, людям уже не хочется их покупать. Или вот вам менее очевидные и предсказуемые перепады: утром воля сильнее, чем вечером. К концу дня тяжело принимать трудные решения. К вечеру пятницы пропадает желание работать над собой. Отчасти из-за таких перепадов вам не удается контролировать мотивацию.

Особое внимание этому уделяют люди, работающие в сфере красоты и здоровья. Много лет назад я обучал Дизайну поведения команду разработчиков из Weight Watchers[5], которые должны были оптимизировать свою глобальную программу, чтобы помогать каждому клиенту меняться индивидуально. Генеральный директор компании того времени Дэвид Киршхофф рассказал о сезонности их бизнеса. Предсказуемые всплески онлайн-регистраций и поисков по ключевым словам отмечались в определенное время года, особенно – в январе. Да здравствуют новогодние обещания. Еще Weight Watchers наблюдали приток новых пользователей после Дня труда[6]: люди пытались вернуться в колею, из которой их выбило лето, проведенное с хот-догами и мороженым. Также компания постоянно наблюдала за спадом мотивации. В начале ноября число худеющих стремительно уменьшалось, когда они понимали, что не смогут отказаться от пеканового пирога тетушки Бев на День благодарения и Рождество. Ноябрь и декабрь – время штиля в море похудения, никаких волн мотивации на горизонте не видно, поэтому на них и не стоит полагаться.

 

 


 

Существуют еще непредсказуемые волны. Например, девочка-подросток, которая неделю упрашивала отпустить ее на концерт Арианы Гранде, за день до самого события может заявить, что расхотела туда идти. Откуда же вы знали, что ее лучшая подруга лишит вашу дочь всякого желания пойти на концерт, отказавшись туда идти в последнюю минуту…

Перемены в мотивации очень стремительны. Проголодавшись и решив поесть, вы плотно пообедали в 12:15. Теперь, если кто-то скажет, что в конференц-зале в 13:30 появится пицца, вы не почувствуете особого энтузиазма, потому что наелись. Тем не менее существует и стабильная мотивация.

Например, стабильная мотивация проявляется у некоторых бабушек, которые всегда рады провести время со своими внуками. Или у подростков, постоянно стремящихся хорошо выглядеть в глазах друзей. Такую мотивацию я зову целью, и именно о ней пойдет речь далее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.021 с.)