Абстрактная мотивация не приносит результата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Абстрактная мотивация не приносит результата



Все мы хотим быть здоровыми. Мечтаем терпеливее относиться к детям. Жаждем получать удовольствие от работы. Для нас это не мимолетные цели, а долговременные. Хорошо, не так ли? Определенно так. Цель – прекрасная отправная точка для перемен.

Миллионы людей искренне хотят укрепить здоровье, снизить стресс и научиться радоваться жизни. Но вот в чем проблема: многим кажется, что только большая цель способна привести их к стабильной перемене.

Они делают ставку на мотивацию. И проигрывают.

Эту ошибку можно увидеть всюду. Наверняка вам попадалась на глаза социальная реклама в кабинете врача, придуманная кем-то лишь с самыми добрыми намерениями. На плакате изображена куча разноцветных овощей под заголовком «Ешь радугу!».

Увидев плакат, вы соглашаетесь: да, пора добавить в рацион витамины и клетчатку. Но не знаете, как это сделать и с чего начать. Сколько зеленого, сколько красного есть? Речь же про салат и яблоки, верно? А вдруг все-таки прокатит мятное мороженое или красные карамельки? Даже если у вас появилась мотивация «есть радугу», вы все равно не представляете, как это сделать. Раздражение и самокритика не заставят долго себя ждать. Мечты и цели – это хорошо. Но не стоит мотивировать себя или других на что-то абстрактное.

Мотивация ненадежный инструмент для создания привычек

Люди думают, что изменить свои привычки можно с помощью силы воли и веры в собственный выбор. Они считают, что достаточно найти лишь правильный мотиватор, который заставит их добиться цели (обычно абстрактной).

Эта совершенно не правильная точка зрения перекладывает всю вину на самих людей. Я хочу это изменить.

Поймите, что полагаясь только на мотивацию, вы упускаете два других ключевых компонента, управляющих действием, – способность и подсказку. Допустим, вам предложат миллион долларов, если вы немедленно приведете в норму свой повышенный уровень сахара. Миллион долларов неплохо мотивирует, правда же? Но получится ли у вас так быстро выполнить это задание? Вряд ли.

На одной мотивации далеко не уедешь. Мотивация – самый непредсказуемый и ненадежный из трех компонентов Модели поведения.

Если раньше вы концентрировались только на мотивации, не думайте, что вы одиноки в этом. Надеюсь, вам достаточно, чтобы понять, что ее одной недостаточно для долгосрочных перемен. Энтузиазм, скорее всего, не удастся долго поддерживать на высоком уровне, манипулировать им или придумывать для него дизайн. И это не недостаток вашего характера. Это свойство человеческой природы. Вот почему так важно обходить ловушки Мартышки мотивации.

Как перехитрить мотивацию

Чтобы перехитрить Мартышку мотивации, для начала необходимо кое с чем разобраться. Я имею в виду, нужно придумать заоблачную мечту и визуализировать ее с помощью коллажа. Чем ярче вы представите желаемое, тем лучше. Нужно знать, куда вы идете, чтобы туда попасть. В желании Сандры и Адриана обустроить прекрасный задний двор нет ничего плохого. Наоборот, хорошо, что они полны энтузиазма. То же самое касается и вас, если вы надеетесь открыть собственный бизнес, скопить денег на раннюю пенсию или победить в бесконечной войне с лишним весом.

Мы по своей природе мечтатели, соответственно, у нас всегда есть в запасе что-нибудь несбыточное. Но чаще всего оно таким и остается, потому что нас сбивает с толку ненадежная мотивация.

Как же достичь своих целей, не полагаясь на мотивацию?

Давайте четко обозначим разницу между желаниями, результатами и действиями. В начале мастер-классов по Дизайну поведения я спрашиваю людей, как они хотят изменить свою жизнь. И вот что они отвечают:

 

+ «Я хочу меньше сидеть за компьютером».

+ «Я хочу высыпаться!»

+ «Я хочу снизить содержание жира в теле на 12 %».

+ «Я хочу терпеливее относиться к сыну».

+ «Я хочу стать продуктивнее».

 

И я говорю: «Замечательно, я могу подсказать вам, как воплотить мечты в жизнь. Но все это не поведение. Это ваша абстрактная цель или желаемый результат».

Целью, например, может быть успешная учеба ваших детей. Желаемым результатом (его контролировать проще) – окончание ими второго полугодия на одни пятерки. И то и другое – прекрасные отправные точки для Дизайна поведения.

Но цели и результаты – это не действия.

Вот простой способ отличить одно от другого: Действие – это то, что можно выполнить прямо сейчас или в любой конкретный момент.

Можно выключить компьютер. Можно съесть морковку. Можно открыть учебник и прочитать пять страниц. Все это можно сделать в любой момент. А вот мгновенно достичь цели или сразу получить результат не выйдет. Нельзя взять и начать высыпаться. Нельзя похудеть на шесть килограммов за вечер. Цели и результаты достигаются постепенно.

Люди редко думают о конкретных действиях, многим это очень мешает.

Все любят говорить о «стремлениях». Но значение слова «стремление» расплывчато, поэтому невозможно с уверенностью сказать, о чем идет речь. В Дизайне поведения мы выражаемся точнее и говорим «цель» или «результат».

Как-то раз я помогал одному крупному банку составить сберегательную программу, призванную стимулировать клиентов создавать резервные фонды в размере пятисот долларов. На сайтах банка публиковались статьи, мнения экспертов и сводки данных, суть которых сводилась к тому, что нужно откладывать деньги на случай внезапных проблем. Это могли быть, например, лопнувшая шина или засор унитаза.

– Какого действия вы ждете от клиентов? – спросил я.

– Мы хотим, чтобы они отложили пятьсот долларов на черный день, – ответил лидер проекта.

Группе образованных, умных и замечательных людей казалось, что задача сформулирована очень четко. Но обратите внимание: они говорили о результате, а не о самом действии.

Я хотел, чтобы они это поняли, и предложил им в шутливой манере:

– Пусть каждый из вас сэкономит пятьсот долларов прямо сейчас.

Они засмеялись. Мое объяснение сработало.

Тогда мы взялись за дело. Я посвятил занятие поиску конкретного действия, которое могли выполнить клиенты, чтобы создать вклад на черный день. Вот несколько вариантов, которые мы придумали:

 

+ Позвонить провайдеру кабельного телевидения и переключиться на самый дешевый тарифный план.

+ Каждый вечер вытряхивать мелочь в копилку на экстренный случай.

+ Распродать ненужный хлам из кладовки и всю выручку положить на резервный счет.

 

В итоге мы придумали более тридцати конкретных действий. Одни были лучше, другие хуже, но все они могли реально подтолкнуть людей к накоплению денег.

Руководители банка поняли, что с мотивацией у них все в порядке. Просто нужно было предлагать клиентам простые эффективные действия и писать на сайтах не «зачем», а «каким образом».

Медицинским компаниям тоже следует переключиться на конкретику. Наверняка врач советовал вам правильно питаться и заниматься спортом, а вы терялись в догадках, что такое «правильно» и как это сделать.

В начале пути я даю и профессионалам и людям, которые занимаются Нанопривычками, одни и те же советы. Надеюсь, они помогут и вам.

ШАГ 1: ВЫЯСНИТЕ СВОИ ЦЕЛИ


 

Первый шаг в Дизайне поведения – определить свои цели (или желаемые результаты). Чего вы жаждете? О чем мечтаете? Какого результата хотите добиться?

Запишите это так, чтобы потом легко было подкорректировать.

Если вы написали «похудеть», задайтесь вопросом: «Я правда этого хочу?» Может, и да. А может, вы хотите, чтобы на вас лучше сидела одежда. Или у вас диабет. Или вы мечтаете заняться серфингом, но вам кажется, что вы слишком много весите.

Четкая цель позволит вам придумать эффективный дизайн для того, к чему вы действительно стремитесь.

Может быть, ваша цель – осознанность. Но хорошенько подумав, вы поймете, что на самом деле хотите уменьшить стресс. А для этого необходимо практиковать осознанность. Можно начать гулять каждый день, играть по десять минут на музыкальном инструменте или перестать смотреть новости по телевизору. Пересматривайте свою цель или желаемый результат до тех пор, пока не убедитесь, что они действительно важны.

(Я советую начинать с целей, потому что они легче поддаются изменениям и не так пугают, как конкретные результаты.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.007 с.)