Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и основные черты кассационного и надзорного производств по уголовным делам
Правовая природа кассационного и надзорного производств. После вступления приговора в законную силу осужденному предстоит претерпеть все неблагоприятные последствия в связи с официальным признанием его виновным в совершении преступления. Приведение в исполнение неправосудного приговора - непоправимая ошибка судебной системы с точки зрения судьбы человека, однако в процессуальном плане оно не ведет к тому, что цель уголовного судопроизводства никогда уже не будет достигнута. Именно благодаря существованию в российском уголовном судопроизводстве исключительных стадий - пересмотра судебных решений в порядке кассации, надзора и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств - сохраняется возможность устранения нарушений, допущенных на предшествующих стадиях процесса, путем проверки и отмены (изменения) незаконного судебного акта. Кассационное и надзорное производства по своей правовой природе представляют собою дополнительные способы обеспечения реализации конституционного права граждан на судебную защиту и законности судебных решений по уголовным делам путем выявления и устранения допущенных органами предварительного расследования или судом нарушений уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, не являющихся новыми или вновь открывшимися обстоятельствами при пересмотре вступивших в законную силу приговоров, определений, постановлений*(364). Задачи кассационного и надзорного производств по уголовным делам. Исходя из цели уголовного судопроизводства и правовой природы кассации и надзора можно заключить, что уголовно-процессуальная деятельность на этих стадиях направлена на решение следующих задач: - устранение допущенных на предыдущих стадиях судопроизводства ошибок в применении уголовного или уголовно-процессуального закона, которые повлияли на исход дела. Эти нарушения не должны являться новыми или вновь открывшимися обстоятельствами; - защита прав и законных интересов потерпевших, защита личности от незаконного и необоснованного осуждения или ограничения прав и свобод при соблюдении баланса в этих правах и интересах. Однако в российском уголовном процессе наряду с обычными кассационным и надзорным производствами, предназначенными решать указанные выше задачи, можно выделить и иные их виды.
Так, ч. 2 ст. 401.15 УПК предусматривает основание отмены приговора, постановленного в порядке заочного производства, предусмотренного ч. 5 ст. 247 УПК. Суд кассационной инстанции обязан отменить решение на основании ходатайства осужденного или его защитника, даже если при его вынесении были соблюдены все нормы материального и процессуального права. Такое основание отмены приговора по своей природе существенно отличается от указанных в ч. 1 ст. 401.15 УПК. Здесь задачей кассационного производства будет являться не рассмотрение кассационной жалобы (представления) и материалов уголовного дела на предмет наличия судебных ошибок, а только лишь констатация того факта, что приговор вынесен в отсутствии осужденного и что от последнего (его защитника) поступила просьба о его отмене. В данном случае затруднительно говорить об осуществлении судом функции правосудия, так как его действия и решения предопределены желаниями стороны защиты отменить состоявшийся приговор, чего, в принципе, быть не должно. Вторая задача, на разрешение которой направлен традиционный вид кассационного производства, также не находит своей реализации в ходе деятельности кассационной инстанции при отмене заочных судебных решений. Интересы потерпевших в данном случае не защищены. Несмотря на то что в ст. 412.9 УПК в качестве оснований отмены или изменения решений в порядке надзора, подобно ч. 2 ст. 401.15 УПК, не предусмотрено основание отмены заочного приговора, представляется, что на суд надзорной инстанции может быть возложена такая обязанность в следующей ситуации. На основании п. 1 ч. 3 ст. 412.1 УПК в надзорную инстанцию обжалуются вступившие в законную силу судебные решения верховных судов субъектов РФ, если они были предметом апелляционного рассмотрения в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ. Не исключается, что заочный приговор верховного суда субъекта РФ будет обжалован стороной обвинения в апелляционном порядке. В дальнейшем уголовное дело может стать предметом внимания лишь Президиума Верховного Суда РФ. Таким образом, ходатайство осужденного (его защитника) об отмене заочного приговора и апелляционного определения может быть рассмотрено и надзорной инстанцией. Это позволяет, аналогично кассационному производству, говорить о еще одном виде надзорного производства, нацеленного не на исправление ошибок правосудия.
Представляется также возможным выделение видов кассационного и надзорного производств на основании целей, выражающих направленность уголовно-процессуальной деятельности судов в системе стадий процесса, т.е. на основании так называемых функциональных целей*(365). На досудебных стадиях процесса функциональной целью деятельности судов в кассационном и надзорном производствах является проверка законности действий (бездействий) и решений должностных лиц, производящих расследование уголовного дела. На судебных стадиях процесса - правильное разрешение вопроса о виновности и ответственности лица, совершившего преступление, кассационная и надзорная инстанции для достижения этой функциональной цели производят корректировку незаконных, необоснованных и несправедливых решений, приводя их в соответствие с нормами материального и процессуального права. Представляются разумными предложения некоторых ученых о закреплении своеобразного механизма пересмотра судебных постановлений и определений, вынесенных в ходе досудебного пересмотра*(366), поскольку деятельность судов, осуществляющих функцию процессуального контроля, специфична. В частности, подчиненный характер контрольной функции суда по отношению к функции правосудия выражается в действии следующего общего правила: после передачи уголовного дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу, производство по пересмотру решений, постановленных в рамках осуществления контрольных полномочий суда за деятельностью органов предварительного расследования, завершается. Исключение составляют случаи обжалования и пересмотра постановлений об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или о продлении срока их действия либо о помещении лица в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы; а также ситуации, когда на разрешение суда ставятся вопросы, не связанные с "ядром" (существом) уголовного дела и не затрагивающие права участвующих в деле лиц (например, может продолжаться производство по кассационной жалобе лица о возврате имущества, изъятого в ходе обыска, но доказательством не признанного). Основные черты кассационного и надзорного производств. Основными чертами исключительных производств, позволяющими охарактеризовать их как особые виды уголовно-процессуальной деятельности и отграничить от других производств, являются особенности объекта и предмета проверки, специфика действия принципа свободы обжалования, недопустимость поворота к худшему, инстанционность, ревизионный порядок*(367). 1) Особый объект пересмотра судебных решений в порядке кассации и надзора. Объект и предмет производства - основные критерии отграничения исключительных стадий процесса от производства в судах второй инстанции и производства ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств: вступившие в силу судебные решения подвергаются проверке с целью выявления и устранения допущенных при отправлении правосудия существенных нарушений уголовно-процессуального и уголовного законов, не подпадающих под признаки новых и вновь открывшихся обстоятельств.
После вступления приговора в законную силу правила его проверки и пересмотра существенным образом меняются. Обусловлено это действием принципа правовой определенности (res judicata), согласно которому: если решение вступило в законную силу, то оно не должно ставиться под сомнение и пересматриваться, если только при его постановлении не были допущены фундаментальные судебные нарушения. В порядке рассматриваемых исключительных производств могут быть обжалованы итоговые и промежуточные судебные решения, вступившие в законную силу. При этом промежуточные судебные решения по общему правилу подлежат обжалованию совместно с итоговыми, за исключением постановлений и определений, указанных в ч. 3 ст. 389.2 УПК, а также постановлений (определений) о наложении денежного взыскания. В целом перечень промежуточных решений, подлежащих самостоятельному обжалованию в кассационном и надзорном порядках, совпадает с перечнем решений, обжалуемых отдельно от итогового в апелляционном порядке. Проверке также могут быть подвергнуты заключения судов о наличии признаков преступления в действиях лиц, в отношении которых гл. 52 УПК предусмотрен особый порядок производства по уголовному делу*(368), постановления судов о применении к лицу принудительных мер медицинского характера, постановления судей верховных судов субъектов РФ и Верховного Суда РФ об изменении территориальной подсудности (ч.ч. 3, 5 ст. 35 УПК). Законодатель впервые закрепил давно выработанное на практике право Президиума Верховного Суда РФ пересматривать в порядке надзора свои же решения. 2) Свобода обжалования и недопустимость поворота к худшему. Свобода обжалования судебных решений в суды кассационной и надзорной инстанций, в отличие от апелляционного производства, ограничена процедурой предварительной проверки судьей принесенных жалоб и представлений, т.е. сам факт обжалования не влечет за собой автоматически проверку приговора, постановления или определения судом кассационной или надзорной инстанций. Такая процедура предварительного установления обоснованности жалоб и представлений наилучшим образом согласует в себе одновременно требования принципов правовой определенности и стабильности вступившего в силу судебного решения и права его обжалования с целью восстановления законности. Именно особенности объекта проверки и процедуры возбуждения кассационного и надзорного производств и являются основными критериями для определения исследуемых стадий уголовного процесса как исключительных.
Статья 401.2 УПК очерчивает круг субъектов, наделенных правом обжалования судебных решений в кассационном производстве, в который входят: осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, частный обвинитель, их законные представители и представители. Кроме того, правом на обращение в суд кассационной инстанции наделяются обвиняемый, подсудимый, лицо, уголовное дело в отношении которого прекращено, лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, лицо, в отношении которого применена принудительная мера воспитательного воздействия, и лицо, в отношении которого принято решение о выдаче для уголовного преследования или исполнения приговора. Право обжаловать судебные решения в части затрагиваемых интересов принадлежит также: гражданскому истцу, гражданскому ответчику; лицам, не признанным в установленном законом порядке участниками судопроизводства, но исходя из своего фактического положения нуждающимся в судебной защите (заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела, залогодатель, лицо, на имущество которого наложен арест, родственники умершего осужденного, стремящиеся к оправданию и восстановлению его доброго имени и т.д.). За Уполномоченным по правам человека в РФ положениями п. 3 ч. 1 ст. 29 ФКЗ от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ"*(369) также закрепляется правомочие обращаться в суд кассационной инстанции с ходатайством о проверке и пересмотре вступившего в законную силу приговора, определения, постановления суда. Вышеперечисленные лица также наделяются правом обжаловать судебные решения в порядке надзорного производства с соблюдением принципа инстанционности. Вместе с тем получившая распространение практика оспаривания судебных решений следователями, а также дознавателями, начальниками органа дознания, руководителями следственного органа, представителями учреждения или органа, исполняющего наказание в суде кассационной инстанции пресекается: п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 2 "О применении норм гл. 47.1 УПК РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"*(370) предписывает возвращать кассационные жалобы указанных лиц без рассмотрения, если только в них не ставится вопрос о пересмотре частного определения (постановления), влекущего за собою возбуждение дисциплинарного производства или применение иных мер, затрагивающих личные интересы этих лиц. С представлением о пересмотре судебных решений в порядке кассационного производства в президиум суда субъекта РФ и в президиум окружного (флотского) военного суда вправе обратиться прокурор субъекта РФ, приравненный к нему военный прокурор и их заместители. За Генеральным прокурором РФ и его заместителями закрепляется правомочие обращаться в любой суд кассационной и надзорной инстанций.
Свобода обжалования судебных решений ограничена: - во-первых, требованиями, предъявляемыми законом к кассационной и надзорной жалобе, и представлению, в случае несоответствия которым ходатайство о пересмотре возвращается без рассмотрения; - во-вторых, правилом о недопустимости поворота к худшему. Его смысл состоит в том, что при пересмотре уголовного дела кассационная и надзорная инстанции могут лишь смягчить наказание осужденному или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить меру ответственности. Положение осужденного (оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено) может быть ухудшено нижестоящей инстанцией, в которую дело направляется на новое рассмотрение после отмены решения кассационным судом в результате наличия совокупности следующих условий: а) наличие соответствующего ходатайства от представителей стороны обвинения, поскольку ухудшение положения осужденного (оправданного) возможно лишь по тому правовому основанию и по тем доводам, которые изложены в жалобе или представлении; б) совершение судом при отправлении правосудия таких нарушений закона, которые не просто повлияли на исход дела, но исказили саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия; - в-третьих, широкая свобода обжалования ограничена правилом инстанционности и запретом вносить повторные или новые кассационные жалобы и представления в отношении одного и того же лица в одну и ту же кассационную инстанцию (ст. 401.17 УПК). 3) Правило инстанционности. УПК РФ не упоминает о правиле инстанционности, но, устанавливая круг судебных решений, которые могут быть пересмотрены той или иной судебной инстанцией, предполагает его соблюдение. Часть 2 ст. 401.3 УПК и ч. 3 ст. 412.1 УПК в системном единстве устанавливают трехзвенную систему судебных инстанций, осуществляющих пересмотр ступивших в законную силу судебных решений. В ее состав входят суды кассационной инстанции - президиумы судов субъектов РФ и окружных (флотских) военных судов, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ и Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, и надзорная инстанция - Президиум Верховного Суда РФ. В соответствии с правилом инстанционности уголовное дело последовательно проверяется указанными судами, поступательно двигаясь от нижестоящей инстанции к вышестоящей. Из смысла п. 2 и 5 ч. 2 ст. 401.3 УПК следует, что правило инстанционности действует не только в отношении этапа пересмотра судебных решений кассационными инстанциями, но и в отношении этапа предварительного производства по кассационным жалобе и представлению. Например, кассационная жалоба на приговор районного суда сначала подлежит направлению в президиум суда субъекта РФ, а в случае принятия судьей этого суда постановления об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции приговор может быть обжалован в вышестоящую кассационную инстанцию - Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ. Вертикаль судей, осуществляющих проверку приемлемости кассационной жалобы, возглавляется Председателем Верховного Суда РФ (его заместителем), который вправе не согласиться с постановлением судьи Верховного Суда РФ об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и вынести постановление об отмене такого постановления и о передаче кассационной жалобы с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании того суда кассационной инстанции, который уполномочен ее рассматривать в силу ч. 2 ст. 401.3 УПК. Таким образом, движение кассационной жалобы по инстанциям при изучении ее судьями никак не влияет на последовательность кассационных инстанций, пересматривающих дело. Анализ ст. 401.17 УПК позволяет заключить, что лицо, намеренное обратиться в суд кассационной инстанции и обладающее информацией о ранее состоявшемся рассмотрении кассационного ходатайства, адресованного в президиум суда субъекта РФ, может сразу жаловаться в вышестоящую кассационную инстанцию. Положения упомянутой статьи запрещают вносить в одну и ту же кассационную инстанцию повторные или новые кассационные жалобы (представления) по уголовному делу в отношении одного и того же лица, если ранее эта инстанция в судебном заседании пересматривала оспариваемое решение или ходатайство о пересмотре было оставлено без удовлетворения постановлением судьи на этапе проверки его обоснованности. Однако законодатель не продумал механизма извещения всех заинтересованных участников уголовного судопроизводства о принесении кассационных жалоб (представлений) и не предусмотрел обязанности вручать им постановление судьи об их отклонении. Вместе с тем при обращении в вышестоящую кассационную инстанцию необходимо представить доказательство того, что для нижестоящего кассационного суда внесенная жалоба (представление) является повторной (или новой), в противном случае она подлежит возвращению как поданная с нарушением правил подсудности (п. 5 ч. 1 ст. 401.5 УПК). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 абз. 3 п. 3 устанавливает исключение из общего правила инстанционности: кассационные жалоба, представление, в которых одновременно обжалуются приговор и постановление судьи, вынесенное в порядке исполнения приговора, подлежат рассмотрению судом кассационной инстанции, правомочным пересматривать приговор, независимо от того, судьей какого районного суда (этого же или другого субъекта РФ) выносилось решение в порядке исполнения приговора. Уголовное дело станет предметом внимания Президиума ВС РФ в надзорном порядке не ранее, чем оно пройдет кассационную стадию. Исключение составляют ситуации обжалования: - приговоров (или иных решений) судов субъектов РФ, окружных (флотских) военных судов, постановленных по первой инстанции, которые являлись предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ; - апелляционных решений Апелляционной коллегии ВС РФ, Судебной коллегии по уголовным делам или Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ. Указанные решения пересматриваются в надзорном порядке, минуя кассацию. 4) Части 1 и 2 ст. 401.16 УПК и ч. 1 ст. 412.12 УПК закрепили ревизионный порядок рассмотрения дел, т.е. право кассационных и надзорной инстанций проверять все производство в полном объеме и в отношении всех осужденных, даже если доводы жалобы (представления) затрагивают интересы лишь некоторых из них. Пересмотр уголовного дела в ревизионном порядке может быть инициирован судьей, принимающим участие в рассмотрении уголовного дела в кассационной или надзорной инстанции, судьей-докладчиком, прокурором, осужденным, потерпевшим или иным участником процесса, присутствующим в судебном заседании. Вместе с тем судья на этапе предварительной проверки может принять решение о передаче кассационных жалобы (представления) с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции по основаниям, не указанным в жалобе (представлении), лишь относительно лица, в отношении которого ставится вопрос о пересмотре судебного решения, если изменение или отмена этого решения улучшает его положение (п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014). Асимметрия правила ревизии проявляет себя в том, что в полном объеме и в отношении всех осужденных дело пересматривается только в их пользу. Проверочные производства, инициированные ходатайством стороны обвинения по мотивам мягкости назначенного наказания, будут осуществляться исключительно в рамках доводов жалобы (представления). В случае обнаружения безосновательности жалобы (представления) стороны обвинения, суд кассационной или надзорной инстанции вправе улучшить положение осужденного (осужденных, даже если в отношении них ходатайство о пересмотре не приносилось), воспользовавшись своими ревизионными полномочиями. Выводы. Кассационное производство по уголовным делам - это исключительная стадия уголовного процесса, предназначенная для выявления и устранения допущенных органами предварительного расследования или судом в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений уголовного и уголовно-процессуального законов, повлиявших на исход дела. Надзорное производство по уголовным делам - это исключительная стадия уголовного процесса, в ходе которой Президиум Верховного Суда РФ осуществляет проверку вступивших в законную силу приговоров, определений, постановлений в целях выявления и устранения допущенных судами первой, второй, кассационной и надзорной инстанций нарушений уголовного и уголовно-процессуального законов, не являющихся новыми или вновь открывшимися обстоятельствами. Исключительность указанных стадий обусловливается особым объектом пересмотра (вступившие в силу судебные решения) и особым порядком их возбуждения - по постановлению судьи, осуществляющего предварительную проверку доводов кассационных или надзорных жалобы или представления. Современные институты кассационного и надзорного производств характеризуются существованием нескольких их видов. В зависимости от задач уголовно-процессуальной деятельности наряду с обычными кассационными и надзорными производствами, в ходе которых осуществляется проверка судебных решений на предмет совершения нарушений уголовного и уголовно-процессуального законов при отправлении правосудия и защита прав участников судопроизводства, можно выделить исключительные производства по отмене заочных судебных решений. Основными чертами кассационного и надзорного производств, отграничивающими их от иных стадий уголовного процесса, являются не только особенности объекта и предмета проверки, но и специфика действия правила свободы обжалования, недопустимости поворота к худшему, инстанционности, ревизионного порядка.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.023 с.) |