Особенности возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемого в отношении отдельных категорий лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемого в отношении отдельных категорий лиц



 

Часть 1 ст. 448 УПК устанавливает, что решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы - Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 448 УПК при рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или

Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы;

2) в отношении Генерального прокурора РФ - Председателем Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления;

3) в отношении Председателя Следственного комитета РФ - исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления.

Представление Президента РФ о наличии в действиях Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в 10-дневный срок после поступления в суд соответствующего представления с участием Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета РФ и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов (ч. 2 ст. 448 УПК).

По результатам рассмотрения представления Президента РФ суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления (ч. 3 ст. 448 УПК).

Заключение суда представляет собой вывод о наличии или об отсутствии в действиях лица, в отношении которого применяется особый порядок производства по уголовному делу, признаков преступления (п. 11.1 ст. 5 УПК), а его отсутствие является основанием к отказу в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК);

4) в отношении судьи Конституционного Суда РФ - Председателем Следственного комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ;

5) в отношении судьи Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда - Председателем Следственного комитета РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

6) в отношении иных судей - Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

7) в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ - Председателем Следственного комитета РФ. Кроме того, ч. 4 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате РФ"*(403) установлены дополнительные процессуальные гарантии для отдельных сотрудников данного высшего органа внешнего государственного аудита (контроля). Так, инспектор Счетной палаты при выполнении им служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Коллегии Счетной палаты;

8) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - Председателем Следственного комитета РФ. Следует отметить, что это положение УПК противоречит ст. 12 ФКЗ от 26.02.1997*(404), которая запрещает привлекать Уполномоченного по правам человека к уголовной ответственности без согласия Государственной Думы;

9) в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ - Председателем Следственного комитета РФ;

10) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ - руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ;

11) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката - руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов - Председателем Следственного комитета РФ или его заместителем. При этом,

Федеральным законом от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете РФ"*(405) установлены дополнительные процессуальные гарантии для сотрудников Следственного комитета, к которым, помимо руководителей следственного органа и следователей, также относятся другие должностные лица Следственного комитета, имеющие специальные или воинские звания либо замещающие должности, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий.

Так, проверка сообщения о совершенном сотрудником Следственного комитета преступлении, возбуждение в отношении его уголовного дела (за исключением случаев, когда он застигнут при совершении преступления) и производство расследования являются исключительной компетенцией следственных органов Следственного комитета.

Сотрудник Следственного комитета, в отношении которого возбуждено уголовное дело, на период производства расследования отстраняется от должности. За время отстранения от должности указанному сотруднику Следственного комитета выплачивается денежное содержание (денежное довольствие) в размере должностного оклада (оклада по должности), доплаты за специальное звание (оклада по воинскому званию) и доплаты (надбавки) за выслугу лет.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя, досмотр их вещей и используемых ими транспортных средств, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления;

12) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления - руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ;

13) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса - руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ - Председателем Следственного комитета РФ;

14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы - в соответствии со ст.ст. 146 и 171 УПК с согласия Председателя Следственного комитета РФ;

15) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ - в соответствии со ст.ст. 146 и 171 УПК РФ с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ.

В перечень отдельных категорий лиц не включено высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Особенность его процессуального статуса состоит только в том, что к нему может быть применена Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ такая мера уголовно-процессуального принуждения, как временное отстранение от должности (ч. 5 ст. 114 УПК).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.005 с.)