Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рефлексия и лирическое событиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Лирический субъект в стихотворении находится в состоянии переживания, очерчивающем динамику его кругозора. В произведении развертывается рефлексия переживания, формирующая завершающее событие. В лирике, как правило, две ситуации – предмет осмысления, осознания; и – само отношение говорящего к этому предмету. Каждая из них связана с переживанием. Осмысление переживания, рефлексия, и представляется сюжетом. В основе сюжета – со-бытие двух ситуаций. В исходной ситуации запечатлен внутренний разлад, в финальной – происходит обретение цельности. То есть, лирический сюжет представлен событием «разрушения-восстановления» субъектного «я». Таким образом, «поэтический сюжет – не ряд событий, а процесс «рождения», возникновения единственного события» – когниции (познания) лирического субъекта.
Проблема лирического сюжета Условия возникновения лирического события заданы структурой пространства-времени, особенности которых определяются неотделимостью изображенного мира от воспринимающего сознания. Лирическое событие, как и любое другое в структуре художественного произведения, представляет собой со-бытие лирического субъекта и его мира, который, в свою очередь, предстает со-бытием пространство и времени. Причем, в лирике это «событие» двух форм мира особенно наглядно – они неразделимы, хотя и осознаются как разные параметры. В лирике сохраняется мифическое синкретическое ощущение мира в «здесь и сейчас». Именно такое специфическое мировосприятие формирует лирическую ситуацию, в которую вовлечены, опять же синкретично, авторское и читательское сознание, пребывающие «одновременно» в лирическом субъекте («я»). Лирический мир выстраивается из пространственных и временных координат, в которых пребывает лирический субъект. Их онтологические символические характеристики еще более актуальны, нежели в других художественных произведениях, выстроенных на иных родовых отношениях. Именно их символическая семантика определяет сущность лирической ситуации. В частных эмпирических хронотопных координатах лирического субъекта аккумулируется всеобщая универсальная проблема, которая привела лирическое «я» в эти физические условия. В «здесь и сейчас» лирической ситуации активизируется деятельность авторского сознания, личный опыт трансформируется в общечеловеческую когницию. По мнению Н.Д. Тамарченко, в лирическом стихотворении развивается не фабульное событие (если оно есть), и не событие рассказывания (которое ведется с «фиксированной точки»), а «подвижное соотношение» между ними, которое представляет собою не что иное, как рефлексию. Добавим – такое «подвижное соотношение» возможно трактовать как синкретическое. С точки зрения ученого, логика и закономерность лирического сюжета вытекает из логики и закономерности рефлексии. В доказательство своей позиции Н.Д. Тамарченко приводит суждения о лирическом сюжете Гегеля, который сущность лирики видел в «самосознании», а не просто в «переживании». В ней «доводит себя до сознания душа...»; поэзия «не только освобождает сердце от такого пленения, делая его предметом для него самого, но... превращает его (содержание переживания. — Н. Т.) в объект, очищенный от всякой случайности настроения, объект, в котором освобожденный внутренний мир свободно, в удовлетворенном самосознании, возвращается к себе и пребывает у себя самого» [22, с. 495]. Таким образом, по мнению ученого, в акте самоосознания осуществляется лирический катарсис. Гегель выделяет два способа самоосознания («размыкания души»): углубление в ситуацию, раскрытие ее сущности (всеобщего в ней) и воплощение уже имеющейся «широты взглядов и высказываний» в «ряде» «особенных черт, состояний, настроений, происшествий» [22, с. 493-494]. Н.Д. Тамарченко первый способ трактует как циклический вариант лирического сюжета, а второй – как кумулятивный.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.222 (0.008 с.) |