Система персонажей и авторская позиция



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система персонажей и авторская позиция



В конкретном художественном произведении не всегда встречаются все названные виды персонажей, но присутствующие соотнесены друг с другом иерархически. Каждый из персонажей по-своему выражает авторское представление о человеке. Все вместе они формируют «систему персонажей» как «художественно целенаправленную соотнесенность всех "ведущих" героев и всех так называемых "второстепенных" действующих лиц в литературном произведении. Через систему персонажей выражается единое авторское представление о человеке в его взаимоотношениях с природой, обществом и историей, а также о типах человека — в связи с различиями рас, национальностей, сословий, профессий, темпераментов, характеров, социальных ролей, психологических установок и идеологических позиций» [58, с. 260]. Осмысляя данное определение, необходимо учитывать, что в системе литературных персонажей может отражаться не только высокая, сакральная традиция, но и изнаночная, карнавальная.

 

Типологии героя в фольклоре и литературе

Системы главных героев: «пары», «треугольники», «четырехугольники». Фольклорная пара «ара» – «культурный герой» и «трикстер». В литературе двойники-аптиподы – Дон Кихот и Санчо (духовность и телесность); художник и филистер (Гофман «Жизнеописание кота Мура»).

«Четырехугольник» чаще складывается из двух пар – основной (серьезной) и дублирующей (комической): любовники-господа и любовники-слуги в классической комедии. «Треугольник» складывается из противостояния одного и пары («Евгений Онегин»).

Соотношения главных и второстепенных персонажей (центростремительная (иерархическая) и центробежная («демократическая» тенденции). Иерархическая – герой занимает центральное место а все остальные персонажи создают фон (средневековые романы, романтические моногеройные романы). Демократическая тенденция формируется, когда главному герою противостоит равноценный оппонент, занимающий, однако, место на втором плане изображения («Цыганы», «Рудин», «Обломов»).

 

Практическое занятие 3.1.

Структура произведения.

Событие, о котором рассказывается в произведении

1. Со-бытие автора и читателя в эстетическом объекте.

2. Два аспекта «событийной полноты» художественного произведения: событие, о котором рассказывается и событие самого рассказывания.

3. Понятия сюжетологии и понятия нарратологии.

4. Событие, о котором рассказывается: «мир героя».

5. Художественное время и пространство.

6. Классификации форм времени-пространства:

- модели, создающие границы между автором и героем (время);

- модели, создающие внутренние границы в мире героя (пространственные);

- «точечное» пространство-время.

7. Понятие события в «мире героя».

8. Виды событий в «мире героя».

9. Последовательности событий: разграничение сюжета и фабулы.

10. Понятия ситуации и коллизии.

11. Понятие мотива.

12. Сюжет как комплекс мотивов. Циклический сюжет. Кумулятивный сюжет.

 

Литература

1. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.

2. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб, заведений: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 512 с.

 

Практическое занятие 3.2.

Структура текста. «Событие рассказывания».

Типология персонажей

1. «Событие рассказывания»: текст и повествование.

2. Субъект речи и носитель точки зрения.

3. Понятие композиции и компонента.

4. Понятие «точка зрения».

5. Классификация «точек зрения» по Б.А.Успенскому и Б.О.Корману.

6. Понятие композиции.

7. Понятие повествования. Происхождение термина. Определение повествования по Н.Д.Тамарченко.

8. Корреляция повествования, описания, рассуждения.

9. Характеристика повествователя.

10.Характеристика рассказчика.

11. Понятие автора-творца.

12. Понятие образа автора.

13. Литературный герой как персонаж. Отличительные черты.

14. Понятие персонажа в художественном произведении.

15. Понятие персонажа-характера.

16. Понятие персонажа-типа.

17. Система персонажей и авторская позиция.

18. Типологии героя в фольклоре и литературе.

Литература

1. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.

2. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб, заведений: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 512 с.

 

 

Лекция 4.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.76.226 (0.007 с.)