Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прозаический словесный образСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Формирование художественной прозы в русской литературе приходится на постромантическую эпоху, реализм постепенно отказывается от риторических ограничений. Процесс этот был длительным, растянулся почти на столетие, а осознание специфики прозаического слова состоялось уже в XX в. благодаря работам М.М. Бахтина. Ученый выделяет в прозаической художественной речи два противоположных вида слова – «прямое авторское» слово, в котором заключены прямые авторские интенции, и «объектное» слово, изображенное автором и выражающее интенции персонажа. Но существует еще третий тип слова, в котором «сливаются» «изображающее» авторское слово и «изображенное» «чужое» слово персонажа. М. Бахтин назвал его «двуголосым словом». Его вариантами являются – сказ, стилизация и пародия; «отраженное чужое слово» в реплике диалога; несобственно-прямая речь. Сказ. Изначально термин «сказ» использовался как сокращенная форма «сказания» – эпического фольклорного произведения, повествующего о значимых для определенной культуры событиях, где речь велась от первого лица. Впоследствии данную номинацию стали привлекать для обозначения речи рассказчика в литературном произведении, если она сориентирована на нелитературную, неписьменную традицию. Эта речь ближе к устной, разговорной, и на уровне синтаксиса и интонации, и на уровне лексико-грамматическом. Социальная природа такого рассказчика приближается к геройной сфере, что на уровне нарратологическом отделяет его от авторского плана: Зачем человек явился? Зачем как судьбу толкает два колеса, и в праздники плачет, и лихо с улыбкой терпит, и радуется не к месту: я видел сам, как он с оркестром рядом шёл похоронным и, обнажая дёсны, беззубым ртом весь ликовал, смеялся беззвучным смехом, вот, мол, кыё, смотрите, кыё-кыё – что с него взять! Пришёл незнамо откуда, и неизвестно, где сгинет… (О. Чухонцев «– Кыё! Кыё!..»). Стилизацией в широком смысле слова является имитация какого-либо стиля, воспроизведение его основных характеристик. В узком смысле – это авторская речь, которая сознательно структурирована по законам определенного литературного стиля – эпохи, национальной культуры, литературного направления, индивидуального авторского стиля. В качестве примера можно рассматривать поэзию Серебряного века, которая часто привлекала античные и фольклорные образцы не только в качестве источника тем и сюжетов, но и речевых форм. К стилизации близка пародия. И в стилизации, и в пародии, которая также является имитацией «другого слова», имеется два плана – источник стилизации или пародии, и собственно стилизованное и спародированное произведение. В стилизации между ними будет притяжение, в пародии – отталкивание. В качестве примера стилизации можно привести творчество Черубины де Габриак (литературная мистификация Елизаветы Дмитриевой), пародии – «Батрахомиомахию» («Война мышей и лягушек»). Разновидностями стилизации являются – фольклорная, «историческая», авторской манеры. Присутствие форм несобственно-прямой речи характеризует литературу эпохи модальности, когда автор сознательно создает условия для размывания речевых потоков, лишает собственное слово «авторитетности». В данном типе повествования чужая речь включается в авторскую, но между ними нет четких текстовых разграничений. Автор в собственной речи передает речь персонажа, то есть, излагает информацию, которой владеет персонаж, от своего лица, но при этом использует особенности речи самого персонажа. Таким образом, в одном речевом потоке совмещаются точки зрения двух субъектов высказывания: «Но вот его комната. Ничего и никого, никто не заглядывал. Даже Настасья не притрагивалась. Но, господи! Как мог он оставить давеча все эти вещи в этой дыре? Он бросился в угол, запустил руку под обои и стал вытаскивать вещи и нагружать ими карманы» (Ф. Достоевский). Чаще всего несобственно-прямая речь проявляется в форме вопросительных и восклицательных предложений, которые эмоционально и интонационно выделяются на фоне нейтрального авторского повествования. С помощью такого типа «двуголосого» слова передается «внутренняя речь» – поток сознания, который не предназначен для прямого высказывания. Еще одним типом «двуголосого» слова является «отраженное чужое слово», реализующееся через скрытую полемику; полемически окрашенную исповедь; слово с оглядкой на чужое слово; реплику диалога; скрытый диалог. Здесь «чужое слово» не входит в авторскую речь, но она его учитывает, с ним соотносится. «Чужое слово» влияет на авторскую речь, хотя и остается за ее пределами. Наиболее иллюстративным в этом смысле может быть названо творчество Ф.М. Достоевского. К примеру, в «Бедных людях» исповедальные высказывания героев проникнуты напряженным отношением к предвосхищаемому чужому слову о них, чужой реакции на их слово о себе: «Я (Девушкин) живу на кухне, или гораздо правильнее было бы сказать вот как: тут подле кухни есть одна комната (а у нас, нужно вам заметить, кухня чистая, светлая, очень хорошая), комнатка небольшая, уголок такой скромный...» [цит. по 58, с. 276] Почти после каждого слова Девушкин оглядывается на своего отсутствующего собеседника. Здесь отраженным словом является возможное слово адресата – Вареньки Доброселовой.
Практическое занятие 2.1. Автор и авторское сознание. 1. Корреляция понятий «автор», «образ автора», «эмпирический автор» в современном литературоведении. 2. Лингвистическая трактовка «образа автора» (В. Виноградов). 3. Концепция автора в работах М. Бахтина. 4. Трактовка понятия «автор» в работах Б.О. Кормана. 5. Соотношение понятий «авторское сознание» и «автор-творец» в литературоведении.
Литература 1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. М. Бахтин. – М.: Худож. лит., 1975. – 504 с. 2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 424 с. 3. Большакова А. Ю. Теории автора в современном литературоведении // Известия АН. Серия литературы и языка. – 1998. – Т. 57. – № 5. – С. 15-24. 4. Бройтман С. Н. Историческая поэтика. Учебное пособие / С. Н. Бройтман. – М.: РГГУ, 2001. – 320 с. 5. Виноградов В. В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. – М.: Высшая школа, 1971. – 240 с. 6. Виноградов В. В. О задачах стилистики. Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума // Виноградов В. В. О языке художественной прозы: Избр. тр. / В. В. Виноградов; [Послесл. А. П. Чудакова, [с. 285-315]. – М.: Наука, 1980. – С. 3-41. 7. Кальной И. И. Философия: учебник / И. И. Кальной. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2004. – 448 с. 8. Корман Б. О. Избранные труды по теории и истории литературы / Б.О. Корман. – Ижевск: изд-во Удм. ун-та, 1992. – 236 с. 9. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения / Б. О. Корман. – М.: Просвещение, 1972. – 110 с. 10. Літературознавчий словник-довідник / [упоряд.: Р. Т. Гром’як, Ю. І. Ковалів та ін.]. – К.: Академія, 1997. – 752 с. 11. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко]. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с. 12. Степанова И. А. Проблемы поэтики И.Л.Сельвинского: лирический субъект, портрет, пейзаж: дис... канд. филол. наук: 10.01.02 / Таврический национальный ун-т им. В.И.Вернадского. – Симф., 2007. — 229 с. 13. Фаустов А. А. К вопросу о концепции автора в работах М. М. Бахтина // http://dustyattic.ru/culture/aafaustov_aa 14. Хайдеггер М. Время картины мира / Мартин Хайдеггер // Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: Республика 1993. – С. 41-63. 15. Мирошниченко Н.М. Эволюция авторского сознания в ранней лирике М.Волошина: Дис.... канд. филол. наук: 10.01.02 / Н.М. Мирошниченко. – Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского.– Симферополь, 2014. – 233 с. Практическое занятие 2.2. Словесный образ (К каждому словесному образу – поэтическому и прозаическому – подобрать пример и объяснить его художественную природу) 1. Дифференциация понятий «поэзия» и «проза». 2. Понятие словесного художественного образа. 3. «Готовые» поэтические образы. 4. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, перифраз, олицетворение, гипербола, литота. 5. Фигуры речи: анаколуф, эллипсис, инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение, антитеза, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, градация. 6. Топосы. 7. Эмблема. 8. Семантически «открытый» поэтический образ. 9. Концепция параллелизма у В.Н. Веселовского. 10. Концепция метафоры по В.Н. Веселовскому. 11. Трактовка символа у В.Н. Веселовского. 12. «Простое» или «нестилевое» слово в поэзии. 13. Понятие прозаического словесного образа. 14. Прямое авторское слово. 15. «Чужое» или «объектное» слово. 16. «Двуголосое» слово. 17. Сказ. 18. Стилизация и пародия. 19. «Отраженное чужое слово» в реплике диалога. 20. Несобственно-прямая речь.
Литература 1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2004. – 680 с. 2. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с. 3. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб, заведений: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 512 с. 4. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие/Вступ. статья Н. Д. Тамарченко; Комм. С. Н. Бройтмана при участии Н. Д. Тамарченко. — М.: Аспект Пресс, 2002.— 334 с.
Лекция 3. Структура произведения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.192.248 (0.009 с.) |