Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпическая «зона построения образа»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В малых жанрах персонаж-рассказчик и в больших жанрах герой-созерцатель находятся в позиции «внутринаходимости». Субъект изображения в большой форме деперсонифицирован, воспринимает «событие не изнутри изображенного мира», но и из действительности автора и читателя, он находится на границе изображенного мира. Родовое качество эпики, сложившееся в античной поэтике – дистанцированность «времени рассказывания и рассказываемого времени», – подвергнуто сомнению в «новой критике». Ф. Штанцель, создатель теории «повествовательных ситуаций», полагает, что в романе эпическое («сообщающее») повествование дополняется сценическим изображением, то есть, читатель становится современником совершающихся событий, нивелируется дистанция между происходящим событием и рассказом о нем, как это происходит в драме (автобиографические произведения). Хотя такие ситуации встречались и в эпопее. Повествователь мог становиться наблюдателем происходящего события. Таким образом, эпическому изображению присуща «взаимодополнительность двух противоположных позиций: максимально дистанцированной и максимально «приближенной» к событию» [58, с. 300]. «Сообщающую» позицию в событии рассказывания занимает, как правило, повествователь (хотя может быть и особый рассказчик), он находится на границе между реальностью изображенного мира и реальностью автора/читателя. Чем ближе рассказывающий субъект к границе изображенного мира, тем сильнее степень его деперсонификации – рассказчик превращается в безличного повествователя. «Сценическую» позицию занимает рассказчик, он приближается к персонажному плану, поскольку сам принимает участие в рассказываемом событии, что сближает его с действующим лицом в драме. М. Бахтин выделяет еще одно родовое эпическое качество – «эстетически-творческое отношение к герою и его миру», которое он обнаруживает изначально в эпопее. Смерть героя в эпопее равна его величию и славе (в соответствии в этимологией понятия – герой имеет божественное происхождение). Автор-творец, в бахтинском понимании, причастен жизни героя, что обусловливает его «божественность» и объясняет «высшую вненаходимость». Постепенно акцент из события изображенного переносился на событие рассказывания (роман), что актуализировало тип завершения, присущий малым жанрам – «творческое взаимодействие точек зрения разных субъектов» [58, с. 301]. Двойственная позиция изображающего субъекта («сообщающая» и «сценическая») коррелирует с эпической ситуацией (столкновение полюсов мира или ценностных позиций, которое не получает разрешения). В эпическом изображении для героя значимо вневременное содержание его жизни, а для вечности значима жизнь героя. Внутренняя точка зрения (персонажа) восполняется позицией «вненаходимости», свойственной повествователю, что делает ее «внежизненно активной». Это объясняет тяготение «сообщающей» позиции в эпике к пределу «вненаходимости». «Сообщающая» позиция обеспечивает «эпическое миросозерцание», присущее эпопее и роману, который к ней тяготеет (но не современному роману). «Вненаходимость» эпического субъекта проявляется и в больших, и в малых формах. Таким образом, для эпики характерен такой рассказывающий субъект, который одновременно «ограниченно причастен к изображаемому событию» и «безгранично от него отстранен», пребывает «между «частной» заинтересованностью и безразличной всеобщностью» [58, с. 303].
Эпический герой Типология эпического героя на сегодняшний день в литературоведении не сформировалась. К данной теме имеют некоторое отношение исследование Нортропа Фрая, а также Е.М. Мелетинского и Ю.М. Лотмана, которые типологизировали мифологических и фольклорных персонажей (культурный герой и трикстер). Проблема эпического героя может быть решена через установление сюжетных функций героя в различных эпических жанрах и связана с основной эпической ситуацией. Действие героя или нарушает, или восстанавливает объективное мировое равновесие. Исходя из этого, можно различать героя поступка и героя сознания; связь героя с мотивами духа и тела; героя воплощенного (эпопейного) и невоплощенного (романного). Данная научная проблема находится в стадии изучения.
Практическое занятие 4.1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.0 (0.009 с.) |