Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Универсальная модель жанровой структурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как известно, инвариантной структурой традиционного жанра является канон, который А.Ф. Лосев определил как «совокупность законов и правил, которые являются нормой и образцом для всех художественных произведений данного рода» [58, с. 364]. Канон был известен и автору, и читателю. Автор указывал вместе с названием жанр, и читатель понимал, чего ему ждать от художественного произведения. В задачи автора входило воспроизведение образца (канона) и «украшение» его для доказательства своего мастерства в приближении к «божественному» (прецедентному) совершенству. В формирующихся неканонических жанрах (роман, романтическая поэма), «порождающая модель» нового, продолжающего традицию произведения не была тождественна структурной основе произведения-образца, выделенной путем наблюдения и описания. В.М. Жирмунский приводит пример байроновской и пушкинской романтических поэм и приходит к выводу о несовпадении жанровой структуры. В поисках инварианта для неканонических жанровых форм в начале XIX века возникла тенденция «накладывать» на реальную жанровую структуру произведения модель литературного рода или видеть в ней сочетание признаков разных родов. На рубеже XIX – XX вв. возникли попытки синтеза философско-эстетической концепции произведения с историческим изучением жанров. Но только в поэтике XX в. были синтезированы плодотворные тенденции эйдетической жанрологии и новые направления развития художественного творчества, на основании чего и сформировалась универсальная теоретическая модель жанровой структуры. В современном литературоведении сформировалось несколько жанровых концепций: 1) жанр предстает в неразрывной связи с жизненной ситуацией, в которой он функционирует (ср. с ритуалом); ориентирован на аудиторию, что определяет объем произведения, стилистическую тональность, устойчивую тематику и композиционную структуру; такой подход актуален преимущественно в изучении канонических жанров; 2) литературный жанр – образ мира (картина мира), запечатлевший определенное миросозерцание: традиционально-общее или индивидуально-авторское; 3) исходя из теории трагедии (от Аристотеля до Шиллера и Ницше) формируется представление об особом аспекте структуры художественного произведения – границе между эстетической реальностью и внеэстетической действительностью, в которой находится читатель-зритель, и о специфическом пространстве-времени взаимодействия двух миров. Ф. Ницше в трактате «Рождение трагедии из духа музыки» высказал идею своеобразного равновесия дионисийской стихии и аполлонического порядка ограничивающей ее формы. В России новый взгляд на структуру произведения через эстетику символизма (полемика Вяч. Иванова с Ницше) перешел в концепцию «зоны построения образа» как определяющего аспекта художественного целого у M. M. Бахтина. Таким образом, форма эстетического целого понимается как результат взаимодействия эстетической активности автора-творца и внеэстетической закономерности сознания и поступка героя. Синтезируя три традиции европейской поэтики, М.М. Бахтин разработал теорию жанра как «трехмерного конструктивного целого». Бахтинская идея «двоякой ориентации жанра» – в «тематической действительности» и в действительности читателя – позволяет сформулировать два взаимосвязанных определения «типического целого художественного высказывания»: 1) «сложная система средств и способов понимающего овладения действительностью»; 2) «все разновидности драматических, лирических и эпических жанров» определяются «непосредственной ориентацией слова как факта, точнее, как исторического свершения в окружающей действительности». Оба аспекта объединяются установкой на завершение: «Распадение отдельных искусств на жанры в значительной степени определяется именно типами завершения целого произведения. Каждый жанр — особый тип строить и завершать целое» [39, с. 144-151]. Таким образом, жанр как трехмерное художественное целое является способом видения любого конкретного произведения в качестве типического целого, своего рода оптика, необходимая для «рентгеновского снимка» его константной структуры. Каждый из трех выделяемых ученым аспектов жанровой структуры содержит и позволяет увидеть всю его целостность, но взятую в одном из своих важнейших ракурсов или измерений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.41.6 (0.007 с.) |