Универсальная модель жанровой структуры



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Универсальная модель жанровой структуры



Как известно, инвариантной структурой традиционного жанра является канон, который А.Ф. Лосев определил как «совокупность законов и правил, которые являются нормой и образцом для всех художественных произведений данного рода» [58, с. 364]. Канон был известен и автору, и читателю. Автор указывал вместе с названием жанр, и читатель понимал, чего ему ждать от художественного произведения. В задачи автора входило воспроизведение образца (канона) и «украшение» его для доказательства своего мастерства в приближении к «божественному» (прецедентному) совершенству.

В формирующихся неканонических жанрах (роман, романтическая поэма), «порождающая модель» нового, продолжающего традицию произведения не была тождественна структурной основе произведения-образца, выделенной путем наблюдения и описания. В.М. Жирмунский приводит пример байроновской и пушкинской романтических поэм и приходит к выводу о несовпадении жанровой структуры.

В поисках инварианта для неканонических жанровых форм в начале XIX века возникла тенденция «накладывать» на реальную жанровую структуру произведения модель литературного рода или видеть в ней сочетание признаков разных родов. На рубеже XIX – XX вв. возникли попытки синтеза философско-эстетической концепции произведения с историческим изучением жанров.

Но только в поэтике XX в. были синтезированы плодотворные тенденции эйдетической жанрологии и новые направления развития художественного творчества, на основании чего и сформировалась универсальная теоретическая модель жанровой структуры.

В современном литературоведении сформировалось несколько жанровых концепций:

1) жанр предстает в неразрывной связи с жизненной ситуацией, в которой он функционирует (ср. с ритуалом); ориентирован на аудиторию, что определяет объем произведения, стилистическую тональность, устойчивую тематику и композиционную структуру; такой подход актуален преимущественно в изучении канонических жанров;

2) литературный жанр – образ мира (картина мира), запечатлевший определенное миросозерцание: традиционально-общее или индивидуально-авторское;

3) исходя из теории трагедии (от Аристотеля до Шиллера и Ницше) формируется представление об особом аспекте структуры художественного произведения – границе между эстетической реальностью и внеэстетической действительностью, в которой находится читатель-зритель, и о специфическом пространстве-времени взаимодействия двух миров.

Ф. Ницше в трактате «Рождение трагедии из духа музыки» высказал идею своеобразного равновесия дионисийской стихии и аполлонического порядка ограничивающей ее формы. В России новый взгляд на структуру произведения через эстетику символизма (полемика Вяч. Иванова с Ницше) перешел в концепцию «зоны построения образа» как определяющего аспекта художественного целого у M. M. Бахтина.

Таким образом, форма эстетического целого понимается как результат взаимодействия эстетической активности автора-творца и внеэстетической закономерности сознания и поступка героя.

Синтезируя три традиции европейской поэтики, М.М. Бахтин разработал теорию жанра как «трехмерного конструктивного целого». Бахтинская идея «двоякой ориентации жанра» – в «тематической действительности» и в действительности читателя – позволяет сформулировать два взаимосвязанных определения «типического целого художественного высказывания»: 1) «сложная система средств и способов понимающего овладения действительностью»; 2) «все разновидности драматических, лирических и эпических жанров» определяются «непосредственной ориентацией слова как факта, точнее, как исторического свершения в окружающей действительности». Оба аспекта объединяются установкой на завершение: «Распадение отдельных искусств на жанры в значительной степени определяется именно типами завершения целого произведения. Каждый жанр — особый тип строить и завершать целое» [39, с. 144-151].

Таким образом, жанр как трехмерное художественное целое является способом видения любого конкретного произведения в качестве типического целого, своего рода оптика, необходимая для «рентгеновского снимка» его константной структуры. Каждый из трех выделяемых ученым аспектов жанровой структуры содержит и позволяет увидеть всю его целостность, но взятую в одном из своих важнейших ракурсов или измерений.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.38.244 (0.006 с.)