Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Герой, персонаж, характер и типСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Героя является ценностным центром художественного мира, форма произведения очерчивает его границы, которые создаются как результат его собственного самоопределения, так и путем его ограничения (завершения) автором. Героем не может быть любой персонаж, он должен обладать целостностью, полнотой и завершенностью. Для называния действующих лиц в произведении используют такие номинации, как герой, персонаж, тип, характер, которые часто взаимозаменяемы. Необходимо четко различать их понятийную сущность. Прежде всего необходимо оговорить одну важное положение. Любое действующее лицо в произведении является образом. Но образную природу имеет не только субъектная сфера. Как уже установлено, художественным образом является любой элемент созданной виртуальной действительности, как и само целое художественного произведения. Поэтому к понятию героя не следует добавлять понятие образ, и так понятно, что он им является. Понятия героя, характера и типа целесообразно соотносить с понятием «персонаж» как действующим лицом, выполняющим определенные сюжетные функции.
Литературный герой как персонаж Любой герой в литературном произведении является персонажем, но не всякого персонажа признают «героем». Герой – это главное действующее лицо, «носитель основного события» (М.М. Бахтин) в литературном произведении, а также «значимой для автора-творца точки зрения на действительность, на самого себя и других персонажей» [58, с. 249]. Герой является для автора-творца «Другим», его сознание и поступи отражают сущность создаваемого им мира. Герой играет в сюжете ведущую роль, без него не могут произойти решающие сюжетные события, его высказывания доминируют в «событии рассказывания». Номинация «герой» сохраняет свою мифологическую семантику – «полубожества», призванного восстановить равновесие между силами Мира и Хаоса. В эпической ситуации герой уже в литературе эпохи модальности также уравновешивает полюса мира «других» в авторском понимании. В силу своей архаической семантики, героя отличает инициатива (активно-боевая или пассивно-страдательная) и способность преодолевать препятствия (непреодолимые для других), а также совершать выбор и брать на себя ответственность за него.
Персонаж, не являющийся героем У персонажей, которые не являются литературными героями, инициатива или служебная (помощники, ловкие слуги), или имеет отрицательный характер (вредители, злодеи). Кроме того, персонаж может быть лишен личной инициативы, становится персонификацией обстоятельств или частью предметного окружения. Действия таких персонажей не являются результатом их выбора. Это «второстепенные» персонажи. Такие персонажи отождествляются с устойчивым набором функций («амплуа»): воин-хвастун, плут, инженю, ученый чудак. Иногда функции могут быть взаимопротиворечащими: благородный разбойник, наделенная душевной чистотой проститутка, что как бы обеспечивает возможность выбора. Таким образом, персонаж – это «действующее лицо произведения, которое выполняет в нем заданные (традицией или автором) функции, т.е. совершает поступки, претерпевает невзгоды, перемещается в пространстве и времени изображенного мира» [58, с. 253].
Персонаж-характер Персонаж-характер – это самоопределяющаяся личность, которая сама выбирает роль и в жизни в целом, и в отдельном сюжетном событии. Самоопределение такого персонажа-характера обусловлено его системой ценностей и демонстрирует определенную жизненную позицию.
Персонаж-тип Понятие «тип» в персонажной сфере – это «готовая форма личности» («маленький человек», «лишние люди»). Следует различать типы, презентующие художественную традицию (фольклорные и литературные), и жизненные типы, относящиеся к исторической действительности (психологические, социальные). Фольклорные типы – плут, шут, дурак; литературные – парвеню (выскочка), «лишние», «маленькие» и «новые» люди, «люди из народа». Жизненные типы – психологические (скупец, ревнивец, ханжа); социальные (бедный рыцарь, монах, разбойник); социально-исторические (чиновники, купцы, промотавшиеся дворяне); национальные (цыгане у романтиков, евреи, французы, поляки). Персонаж-тип, таком образом, является функцией мироустройства или «среды» (но не сюжета), что позволяет человеку играть определенные роли. В ходе развития литературного процесса готовые типы постепенно заменяются непредопределенными характерами. Так формируется образ литературного героя. Заданный тип трансформируется в силу самоопределения героя и превращается в характер.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.216 (0.007 с.) |