Выбор судьбы: свобода выбора и необходимость 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор судьбы: свобода выбора и необходимость



Еще одна характерная особенность драмы – поступок героя, осуществленный по собственному выбору, который предопределяет его судьбу («Гроза», свидание Катерины с Борисом). В момент выбора герой свободен в его осуществлении, но как только выбор сделан, все дальнейшие события становятся последствиями этого выбора, он определяет всю последующую жизнь героя. События становятся неизбежными, они подчинены внеличной необходимости (независящей уже от героя), она может быть предчувствована, но предотвратить ее уже нельзя.

В героическом эпосе тоже есть понятие необходимости, но герой ее осуществлял по собственному выбору. В драме необходимость осуществляется вопреки воле героя, хотя и вызвана его поступком (реализованным выбором). Драме характерно «противоречие между намерением, волевой инициативой и их результатом: это и есть судьба, комическая или трагическая» [58, с. 314]. Драматический герой пожинает плоды своих поступков, получает возмездие за свой личный выбор.

 

Понятия, описывающие драматический сюжет

Структура драмы в поэтике описывается следующими понятиями: «действие», «сюжет», «фабула», «перипетия», «развязка», «завязка».

Действие в драме описывается через понятия завязки – с этого момента в драме нарастает напряжение (завязка совпадает с выбором героя: после рокового поступка события будут разворачиваться в «необходимом» направлении); и развязки – снижает напряжение или окончательно его «снимает». Переход от восходящей линии действия к нисходящей получил название перипетии.

В русском литературоведении после разгрома формализма утвердилась универсальная схема драматического сюжета, созданная в конце XIX в. писателем и теоретиком драмы Густавом Фрайтагом: «экспозиция – завязка – нарастание напряжения – кульминация – развязка». К сожалению, она не отражает истинной специфики ни драматического сюжета, ни какого-либо иного, хотя ее некорректно используют и для характеристики сюжета любого произведения.

Специфику же драматического сюжета следует искать в его корреляции со структурой мира (хронотопа) в драме, что неизбежно ведет к необходимости осмысления источника драматического действия – конфликта.

 

Хронотоп драмы и конфликт

В эпике характер сюжета обусловлен структурой пространства-времени. В основе эпического сюжета лежит ситуация, в которой сходятся противоположные силы, в равной степени необходимые для изображаемого бытия. Ситуация может напрягаться, переходить в фазу коллизии, что заставит героя преодолеть какие-либо пространственные или временные границы, сформируется таким образом эпическое сюжетное событие, а из их набора выстраивается и сам эпический сюжет. Противоположные силы в эпике не конфликтуют одна с другой, они лишь провоцируют героя на «переступление» границы. В эпике пространственные и временные параметры не имеют жестких ограничений, событийный смысл приобретает момент перехода героем из одного пространственно-временного локуса в другой.

В драме пространство и время имеют определенную ограниченность – пространство сцены и время действия, равное непрерывному зрительскому восприятию (продолжительность пьесы). Сущность сюжета драмы зависит от единственного поворотного события, которое разделяет его на две части. В драматическом событии ключевая роль принадлежит конфликту, который формируется из ситуации, где противостоят друг другу не мировые силы (Хаос и Порядок), а личности, эти силы представляющие. Коллизия в эпической ситуации не снимает противостояния сил, но провоцирует героя на «переход границы», конфликт, или обострение драматической ситуации требует разрешения. В конфликте сталкиваются человеческие позиции, сформировавшиеся в результате самоопределения (выбора) личности (принадлежность к мировым силам). Драматический герой, совершая выбор, принимает и дальнейшую ответственность за его последствия, именно эта жизненная позиция личности будет испытываться всем ходом драматического сюжета.

Между ограничением драматического пространства-времени и выбором героя устанавливается необходимая связь. Пространство и время в драме концентрируются в «здесь и сейчас», что вынуждает героев обнаружить свои позиции, проявить себя в ситуации, чем вызвать ее обострение и открытое столкновение. Классическая драма сформировала, и долгое время соблюдала правило трех единств – «места, времени и действия», где «действие» (выбор) обусловлено пространством-временем. Драматический герой не совершает «подвиг», не уравновешивает противоположные силы, как это делает эпический герой. Драматический герой, в силу своего выбора занимающий определенную позицию, противопоставляет себя другой силе, представленной иными персонажами. Но и эта другая сила направлена против героя. Поэтому герою предстоит либо ее преодолеть, либо погибнуть под ее воздействием. Таким образом, драматический герой пожинает плоды своего собственного выбора.

 

«Обрамляющие» ситуации и мир драмы

Если специфика драматического пространства-времени состоит в их ограниченности, то следует выяснить, как действие в локальном хронотопе наполняется эстетическим смыслом. Другими словами, что экзистенциально важное может вынести зритель от соприкосновения с героем, действующим в ограниченном, хронологически и этически далеком от зрителя, мире.

Классическая драма, как правило, снабжена так называемыми «обрамляющими» ситуациями – начальной и конечной. В начальной определяются взаимоотношения персонажей друг с другом и с миром, то есть представлена сюжетная ситуация, в которой заложены предпосылки дальнейшего «обострения», но это еще не сама «завязка». Конечная ситуация формируется уже после катастрофы, которая не обязательно совпадает с финалом. В ней представлена расстановка сил уже после решающего события, что способствует переживанию катарсиса читателем-зрителем.

Таким образом, ограниченность пространства-времени в драме компенсируется наличием «рамки», размыкающей границы драматического конфликтного действия в безграничный мир.

«Рамочность» ограниченного хронотопа драмы позволяет соотнести «исключительный» момент пьесы с обычным временем, а «замкнутый мирок» – с широким миром. Это позволяет читателю-зрителю уяснить сущность конфликта: «на фоне сохранения или восстановления равновесия героя с миром обнаруживаются причины и смысл нарушения этого равновесия» [58, с. 318].

Таким образом, конфликт в драме проявляется в столкновении противоположных позиций главных персонажей, презентующих правду и ложь мира, или разные этические нормы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.006 с.)