Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ситуация и конфликт (коллизия)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Как установлено, сюжет представляет собой цепь событий, которые, в свою очередь формируются в результате действия героя – перехода внутренних границ с определенной целью. Но такой подход слишком упрощает понятие сюжета и всего художественного произведения. Как и сама жизнь, с которой коррелирует художественный мир, не состоит из одних динамических событий, так и сюжет представляется образованием более сложным. Нарду с динамичным событием, в нем присутствуют временные статические положения действующих лиц, которые называют ситуациями (положением). Ситуация содержит в себе «некую предпосылку перемен», некое, нуждающееся в разрешении, внутреннее противоречие. Выявление, нагнетание или обострение противоречия свидетельствует о том, что ситуация перешла в коллизию, что неминуемо приведет к «перешагиванию» границы – к событию. Наряду с частными ситуациями существует общая ситуация произведения – она является источником, интенцией движения и развития всего сюжета произведения. В ней, по Гегелю, заложено всеобщее «состояния мира». К примеру, в эпической ситуации сходятся два полюса – хаос и мир, добро и зло. В драматической – человек и мир «других», в лирической – состояние сознания, требующее новых знаний о мире. Как ситуация складывается общая для всего произведения, так и коллизия или конфликт. При этом, коллизия всегда разрешается, а породившая ее ситуация остается. По мнения Гегеля, «коллизия – такое нарушение, «которое не может сохраняться в качестве нарушения, а должно быть устранено. Коллизия является таким изменением гармонического состояния, которое, в свою очередь, должно быть изменено» [58, с. 193].
Сюжет и мотив Чаще всего мотив трактуют как любой повторяющийся смысловой элемент сюжета или фабулы (ситуация, коллизия, событие). Мотивы дифференцируют по родовой природе произведения или жанровой, или выделяют в пределах творчества автора, и даже одного произведения. Как элемент сюжета любая повторяющаяся его единица, т. е. мотив, связана и по содержанию, и по своей функции (роли в развитии сюжета) со всеми другими. Поэтому сюжет представляет собой в этом смысле некий комплекс взаимосвязанных мотивов. Вопрос соотношения мотива и сюжета в русской науке впервые был поставлен А.Н. Веселовским. В его трактовке, сюжет представляет собой «цепь мотивов, разрабатывающих, развертывающих исходную ситуацию» [58, с. 201]. С другой стороны, он трактует сюжет как «сложную схему» с единым содержанием. Постепенно в науке о сюжете сформировалось представление об устойчивых сюжетных схемах и об их содержательности, о «языках» сюжетных схем, которые носят универсальный характер. Одна из них демонстрирует циклический инвариант сюжетных схем (столкновение и уравновешивание мира и хаоса в эпопее, возврат в финале к начальной ситуации в драме, кольцевая композиция в лирике). Такая схема имеет трехчастную структуру: отправка в чужой мир, пребывание в нем, возврат (преодоление кризиса и возрождение). Второй тип сюжетных схем – кумулятивный (от лат. cumulare – накоплять, нагромождать, усиливать), который представляет собой «нанизывание» однородных событий и/или персонажей вплоть до катастрофы (в архаике она, как правило, комическая). Предполагается, что данные типы сюжетных схем коррелируют с двумя архаическими типами героев – «культурный» герой и трикстер. Существует и иное объяснение. Циклическая схема связана с «высоким» космогоническим мифом о созидании мира путем расчленения тела первого существа. Кумулятивная схема травестирует мир творения, что обнаруживается в сказочном сюжете соединения разнообразными способами многих тел в одно. Такое соединение всегда оказывается временным и неустойчивым, в итоге приводит к катастрофе распада. В литературе обе сюжетные схемы могут сочетаться в пределах одного произведения.
«Событие рассказывания»: текст и повествование Событийная природа художественного произведения, как уже отмечалось, обеспечивается «со-бытием» двух аспектов – «события о котором рассказывается, и «событием самого рассказывания». Остановимся на втором аспекте. «Событие рассказывание» формируется в процессе реализации авторской коммуникативной интенции, направленной к воспринимающему субъекту – читателю. В эстетическую деятельность вовлечены два субъекта – автор и читатель, но ни один из них не присутствует в самом эстетическом объекте – художественном произведении. Следовательно, автору как организатору коммуникативного события следует так оформить свой объект, чтобы читатель смог не только «увидеть» «мир героя» и воспринять его непосредственно, но и получить определенные сведения об этом мире, которые самому герою изнутри его мира недоступны. То есть, автор должен дать информацию читателю о художественном мире и скорректировать его восприятие из внехудожественной действительности, в которой они оба находятся. «Событие рассказывания» представляет собой целостное авторское высказывание об изображенном мире, которое адресовано читателю. Поскольку автор как субъект творящий не может находиться в пределах изображаемого объекта, ему приходится свое высказывание о мире и герое делегировать субъекту (или субъектам), способным к функционированию в художественной реальности. Субъекты высказывания, или речи, принимают участие в изображении художественного мира, В то же время они сами могут быть изображенными субъектами. В данном случае речь идет о рассказчике, который одновременно и находится в изображенном мире, и принимает участие в его изображении. С одной стороны, он является изображенным субъектом и входит в геройный план, с другой стороны – он является посредником между авторским и читательским планами, поскольку информацию о «мире героя» передает читателю. Таким образом, рассказчик является и субъектом речи, и субъектом изображения, и еще при этом может быть изображенным субъектом. Герой также наделен способностью говорить. Но его высказывание направлено не читателю, а обращено к собственному миру, поскольку герой не знает о существовании читателя. Следовательно, герой является субъектом изображенным, но в то же время и субъектом речи. В любом произведении, независимо от его родовой природы, существует еще один тип субъекта, который обладает способностью направлять высказывание непосредственно читателю. Этот субъект является изображающим, но не изображенным. Он способен к говорению, но не имеет лица. Понятия субъекта речи и изображения обосновал в своих работах Б.О. Корман. Таким образом, в произведении обнаруживает целая система говорящих и изображающих субъектов, которые своими высказываниями и формируют «событие рассказывание», реализованное на текстовом уровне. По определению Н.Д. Тамарченко, «”событие рассказывания” – такое общение между субъектом высказывания в художественном произведении и его адресатом-читателем, в ходе которого или посредством которого произведение изображает и оценивает свой предмет» [58, с. 206].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.118.7 (0.007 с.) |