Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мир лирического произведения: пространство-время, событие и сюжетСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В лирике, как правило, отмечают отсутствие сюжета и фабулы. К примеру, В.М. Жирмунский считает, что лирика — «несюжетный жанр», Б.В. Томашевский не так категоричен в выводах: он допускает в лирике «действие, поступок, событие», но «мотив этого действия не вплетается в причинно-временную цепь и лишен фабульной напряженности, требующей фабульного разрешения» [цит. по 58, с. 348]. Причина неразработанности понятия лирического сюжета состоит в том, что лирику связывают не с изображением события, а с переживанием и с созданием в ней «образа переживания». Хотя такие образы можно найти и в эпике, и в драме. В 1970-е годы проблема лирического сюжета активно обсуждалась в литературоведении, но все участники дискуссии, независимо от своих позиций, были едины в одном – исходили из субъект-объектных отношений, презентованных в лирике, и ее субъективности как родовой черты. Так, А. М. Гаркави под сюжетом понимает «движение эмоций», которые соединяют «отдельные звенья» текста (событийные и несобытийные) [21], а В. А. Грехнев видит в нем «повествовательные фрагменты», скрепленные «ходом лирической эмоции», ограничивая его, таким образом, сферой объекта [24]. Как видим, в одном случае актуализируется субъектный слой текста, в другом – объектный. Трактовка лирического сюжета А. М. Гаркави представляется более продуктивной в отношении родовой природы лирики. На объединении субъектного и объектного планов текста строит свое видение сюжета Б. О. Корман. В широкое понятие сюжета у него входит «последовательность отрывков текста, объединенных либо общим субъектом (тем, кто воспринимает и изображает), либо общим объектом (тем, что воспринимается и изображается)» [29, с. 184]. Сюжет, по Б. О. Корману, фиксирует изменения в лирическом сознании, происходящие на пути движения от одного представления о некоем явлении к другому. Проблема сюжета в лирике решается в работах Ю.М.Лотмана («Анализ поэтического текста»), Т.И. Сильман («Семантическая структура лирического стихотворения»), Л.Н. Синельниковой «Лирический сюжет». Ю.М. Лотман признает наличие в лирике и события, и сюжета (правда, сюжет при этом приравнивается к повествованию). Главной особенностью изображенного в лирике События (с большой буквы) Ю.М. Лотман считает его единственность и непосредственную проявленность в нем «сущности лирического мира». В концепции Т.И. Сильман выделяется три аспекта. Главным в лирическом стихотворении она считает «момент постижения» субъектом высказывания «того или иного явления или события, составляющего определенную веху в поэтической биографии». Здесь смещается акцент с события, о котором говорится, на событие самого рассказывания. Последовательность развертывания события рассказывания определяет динамику «явления или события», о котором рассказывается. Сюжет, с точки зрения Т.И. Сильман, «развертывается не своим естественным путем, не первично, а отраженно, через переживания героя». Кроме того, ученый разделяет две сферы: положение лирического субъекта в некоей пространственно-временной точке и его психологическое состояние в момент «лирической концентрации». То есть, Т.И. Сильман описывает две лирические ситуации – фиксированную (точка отсчета, пространственно-временные координаты) и меняющуюся (психологические состояния). Событие (когниция, постижение) становится итогом их «подвижного соотношения». Исходя из идей Ю.М. Лотмана и Т.И. Сильман, по отношению к лирике следует говорить не об отсутствии фабулы как события, о котором рассказывается, а о «взаимной обособленности и автономности его и события самого рассказывания», с одной стороны, и их особом синкретизме – с другой, а также об отсутствии в лирике фигуры нарратора-посредника (повествователя, рассказчика). Как на субъектном уровне наблюдаем синкретизм авторского-геройных отношений, так на структурном уровне нераздельно-неслиянными являются событие, о котором рассказывается, и самого рассказывания. Притом, сами термины «рассказывание», «изображение» – требует специальной оговорки – лирика не рассказывает, не изображает, не повествует, а «эмоционально рефлексирует» переживаемое событие, в результате чего авторское сознание получает когнитивный опыт, транслируемый сознанию читателя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.5 (0.005 с.) |