Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Повествование, описание и характеристикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассмотрим повествование, описание и характеристику как особые речевые структуры, которые свойственны высказываниям изображающих субъектов, выполняющих «посреднические» функции (повествователь, рассказчик). Одна из точек зрения на повествование как тип высказывания состоит в акцентуации его информативной функции, описание же в данном контексте отличается функцией изобразительной. Традиционно к описанию относили портрет, интерьер, пейзаж. Но если рассмотреть фрагмент текста, который по определенным свойствам считается пейзажем, то в нем можно обнаружить и сообщение, и изображение, и даже характеристику. Традиционно характеристика рассматривается в тексте как образ-рассуждение, целью которого является объяснение читателю характера персонажа. Характером при этом называют «сложившийся и проявляющийся в поведении человека стереотип его внутренней жизни: комплекс привычных реакций на различные обстоятельства, устоявшихся отношений к себе и к другим» [58, с. 228]. «Внутренняя жизнь», как правило, обусловлена определенной системой ценностей. Нравственные ориентиры соотносят «внутреннюю жизнь» персонажа с внешними обстоятельствами. А это, в свою очередь, сближает характеристику с повествованием-сообщением и описанием-изображением. В научной литературе описание как тип речевой структуры связывают с приостановкой действия, представляют его как «статическую картину». Но описание может быть и «динамическим». Кроме того, «картина» может быть воспринята глазами как «посреднического» субъекта, так и глазами субъекта изображенного, тогда динамичность их будет располагаться в различным пространственно-временных измерениях. Таким образом, возникает необходимость согласования повествовательных форм с субъектом восприятия и речи. Высказывания повествователя и персонажей преследуют «жизненно-практические цели: наблюдения, объяснения, сообщения и оценки» [58, с. 280]. Цель автора-творца, располагающая различные речевые потоки в определенном порядке (месте), состоит «в создании различных образов художественного пространства-времени или персонажа и для перехода от них к изображению событий» [58, с. 280]. Исходя из существующих научных концепций, Н.Д. Тамарченко предлагает определение повествования в узком смысле, т.е. «в соотнесенности с описанием и характеристикой» как «совокупность всех речевых фрагментов произведения, содержащих разнообразные сообщения: о событиях и поступках персонажей; о пространственных и временных условиях, в которых развертывается сюжет; о взаимоотношениях действующих лиц и мотивах их поведения; и т.п.» [58, с. 280] Далее следует выяснить, какую роль выполняет повествование в системе композиционных форм речи. При этом, под «композиционными формами речи» понимают, по В.В. Виноградову, ««композиционно-речевые категории», или, по М.М. Бахтину, «формы речи», «формы передачи речей»; «типические формы высказывания», «речевые жанры». К ним относятся: 1) высказывания «вторичных» субъектов изображения – повествователя, рассказчика, персонажа, выполняющие «изображающие» задачи (повествование-сообщение, описание, характеристика), а также «изображенные» – монологи, диалоги, вставные фрагменты текста, принадлежащие персонажам (рассказы, письма, стихи); 2) высказывания, принадлежащие другим авторам (эпиграфы, цитаты) или никому не приписанные (названия произведений). Таким образом, в осмыслении понятия композиционных формы речи следует учитывать ракурс их восприятия – с точки зрения субъекта высказывания, или с точки зрения авторского замысла относительно такого субъекта. Поскольку композиционные формы речи являются производными от речевых жанров (М.М. Бахтин), то они выражают «общий авторский замысел об изображенном мире» [58, с. 234]. Кроме композиционных форм, имеющих предметное значение (высказывание самого автора (названия) или других авторов (эпиграф), субъектов изображения и субъектов изображенных), есть еще и такие, которые служат для соединения различных речевых форм («он сказал», «между тем как…»). На основании всех имеющихся в литературоведении точек зрения на повествование Н.Д. Тамарченко дает свое итоговое определение понятию: «повествование – совокупность фрагментов текста эпического произведения, приписанных автором-творцом «вторичному» субъекту изображения и речи (повествователю, рассказчику) и выполняющих «посреднические» (связывающие читателя с художественным миром) функции, а именно: во-первых, представляющих собой разнообразные адресованные читателю сообщения этих лиц; во-вторых, специально предназначенных для присоединения друг к другу и соотнесения всех предметно направленных высказываний персонажей и повествователя-рассказчика, т. е. для создания в произведении единой системы различных композиционных форм речи» [58, с. 235].
Повествователь и рассказчик С категорией повествования напрямую связаны субъекты изображения и речи – повествователь и рассказчик. Они являются посредниками между авторским планом и читательским в художественном произведении и между ними имеются существенные отличия. Первым критерием дифференциации повествователя и рассказчика может быть личное присутствие в освещении изображаемого события – «Он-повествование» («Er-Erzählung») и «Я-повествование» («Ich-Erzählung»). В первом случае безличный субъект дистанцированно изображает персонажа, именуя его в третьем лице. Во втором – событие освещается субъектом от первого лица, притом он сам принимает участие в изображаемом событии. Но такое разграничение не является обязательным. Иногда повествование от третьего лица может вестись и «всезнающим автором», и «анонимным рассказчиком», равно как и повествование от первого лица. То есть, данный критерий не является достаточным для разграничения повествователя и рассказчика. Понятия «скрытый автор» и «рассказывающий персонаж» отдаленно соотносимы с понятиями «он-повествователь» и «я-повествователь», или повествователь и рассказчик, но они нуждаются в пояснениях. «Скрытый автор» или «недостоверный рассказчик» презентует самого автора в тексте, а персонаж, организующий своей личностью весь текст, получил название «рассказывающего персонажа». Формы повествования – «я» или «он» – не станут здесь критерием дифференциации субъектов высказывания. Кроме того, существуют тексты, которые презентуют взгляд на мир одного сознания – авторского, но есть и другие – где взаимодействуют два разных сознания (авторское и персонажа), притом персонажная позиция может доминировать, даже если она не совпадает с авторской. Еще один путь дифференциации повествовательных субъектов основывается на способах изображения мира героя – извне или изнутри. Представлен он наиболее полно в исследованиях Ф.К. Штанцеля. Ученый противопоставляет «повествование» как «посредничество» (извне) и как «изображение» (изнутри). Второй способ формирует у читателя впечатление «непосредственности его наблюдения за вымышленным миром». Ф.К. Штанцель использует термины «повествователь» (аукториальный повествователь) и «я-повествователь». Первый тип повествователя – находится «вне вымышленного мира», второй – живет в том же мире, что и персонажи произведения. Такое понимание ученого наиболее соотносимо с понятиями «повествователь» и «рассказчик», принятыми в русском литературоведении. Таким образом, в сферу деятельности повествователя входит сообщение читателю о событиях, произошедших во времени и пространстве с персонажами, изображает действующих лиц, обстановку, анализирует внутреннее состояние героя и др., но при этом не является участником изображаемых событий и сам не является объектом изображения кого-либо из персонажей. Повествователь обладает «всеобъемлющим» кругозором (его границы совпадают с границами изображенного мира), а речь его адресована за границы изображенного мира – читателю. То есть, он находится «на границе» вымышленной действительности, и является не лицом, а функцией (хотя она может быть прикреплена к персонажу, если не будет совпадать с ним как с действующим лицом). Ему присуще «невидимое присутствие». Рассказчик находится целиком внутри изображенной реальности и является личность с определенным лицом. Он может быть связан биографически с персонажами, о которых рассказывает, имеет не «всеобъемлющий кругозор», ограничен рамками виртуальной реальности «мира героя», имеет специфическую речевую манеру, и главное – является «образом», «изображенным», как и любой персонаж произведения. Таким образом, «рассказчик – персонифицированный субъект изображения и/или «объективированный» носитель речи; он связан с определенной социально-культурной и языковой средой, с позиций которой и ведется изображение других персонажей» [58, с. 241]. Существует еще один тип повествователя – особый персонаж, «двойник» автора в изображенном мире. В сознании читателя он может отождествляться с автором-творцом, и в то же время с персонажем текста. Тогда создается иллюзия непосредственного присутствия автора в художественном мире. Но это лишь иллюзия. Такой повествователь называется «образом автора». Это «вторичный автор» (М. Бахтин), как и другие образы, созданный автором-творцом, но способный к творчеству в пределах изображенной реальности. То есть, он является одним из изображающих субъектов, и в то же время – субъектом изображенным. Субъектом изображенным, но не способным к творчеству является герой, о типологии которого и пойдет речь далее.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.139.164 (0.008 с.) |