Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повествование, описание и характеристика

Поиск

Рассмотрим повествование, описание и характеристику как особые речевые структуры, которые свойственны высказываниям изображающих субъектов, выполняющих «посреднические» функции (повествователь, рассказчик). Одна из точек зрения на повествование как тип высказывания состоит в акцентуации его информативной функции, описание же в данном контексте отличается функцией изобразительной. Традиционно к описанию относили портрет, интерьер, пейзаж. Но если рассмотреть фрагмент текста, который по определенным свойствам считается пейзажем, то в нем можно обнаружить и сообщение, и изображение, и даже характеристику.

Традиционно характеристика рассматривается в тексте как образ-рассуждение, целью которого является объяснение читателю характера персонажа. Характером при этом называют «сложившийся и проявляющийся в поведении человека стереотип его внутренней жизни: комплекс привычных реакций на различные обстоятельства, устоявшихся отношений к себе и к другим» [58, с. 228]. «Внутренняя жизнь», как правило, обусловлена определенной системой ценностей. Нравственные ориентиры соотносят «внутреннюю жизнь» персонажа с внешними обстоятельствами. А это, в свою очередь, сближает характеристику с повествованием-сообщением и описанием-изображением.

В научной литературе описание как тип речевой структуры связывают с приостановкой действия, представляют его как «статическую картину». Но описание может быть и «динамическим». Кроме того, «картина» может быть воспринята глазами как «посреднического» субъекта, так и глазами субъекта изображенного, тогда динамичность их будет располагаться в различным пространственно-временных измерениях.

Таким образом, возникает необходимость согласования повествовательных форм с субъектом восприятия и речи. Высказывания повествователя и персонажей преследуют «жизненно-практические цели: наблюдения, объяснения, сообщения и оценки» [58, с. 280]. Цель автора-творца, располагающая различные речевые потоки в определенном порядке (месте), состоит «в создании различных образов художественного пространства-времени или персонажа и для перехода от них к изображению событий» [58, с. 280].

Исходя из существующих научных концепций, Н.Д. Тамарченко предлагает определение повествования в узком смысле, т.е. «в соотнесенности с описанием и характеристикой» как «совокупность всех речевых фрагментов произведения, содержащих разнообразные сообщения: о событиях и поступках персонажей; о пространственных и временных условиях, в которых развертывается сюжет; о взаимоотношениях действующих лиц и мотивах их поведения; и т.п.» [58, с. 280]

Далее следует выяснить, какую роль выполняет повествование в системе композиционных форм речи. При этом, под «композиционными формами речи» понимают, по В.В. Виноградову, ««композиционно-речевые категории», или, по М.М. Бахтину, «формы речи», «формы передачи речей»; «типические формы высказывания», «речевые жанры». К ним относятся: 1) высказывания «вторичных» субъектов изображения – повествователя, рассказчика, персонажа, выполняющие «изображающие» задачи (повествование-сообщение, описание, характеристика), а также «изображенные» – монологи, диалоги, вставные фрагменты текста, принадлежащие персонажам (рассказы, письма, стихи); 2) высказывания, принадлежащие другим авторам (эпиграфы, цитаты) или никому не приписанные (названия произведений). Таким образом, в осмыслении понятия композиционных формы речи следует учитывать ракурс их восприятия – с точки зрения субъекта высказывания, или с точки зрения авторского замысла относительно такого субъекта. Поскольку композиционные формы речи являются производными от речевых жанров (М.М. Бахтин), то они выражают «общий авторский замысел об изображенном мире» [58, с. 234].

Кроме композиционных форм, имеющих предметное значение (высказывание самого автора (названия) или других авторов (эпиграф), субъектов изображения и субъектов изображенных), есть еще и такие, которые служат для соединения различных речевых форм («он сказал», «между тем как…»).

На основании всех имеющихся в литературоведении точек зрения на повествование Н.Д. Тамарченко дает свое итоговое определение понятию: «повествование – совокупность фрагментов текста эпического произведения, приписанных автором-творцом «вторичному» субъекту изображения и речи (повествователю, рассказчику) и выполняющих «посреднические» (связывающие читателя с художественным миром) функции, а именно: во-первых, представляющих собой разнообразные адресованные читателю сообщения этих лиц; во-вторых, специально предназначенных для присоединения друг к другу и соотнесения всех предметно направленных высказываний персонажей и повествователя-рассказчика, т. е. для создания в произведении единой системы различных композиционных форм речи» [58, с. 235].

 

Повествователь и рассказчик

С категорией повествования напрямую связаны субъекты изображения и речи – повествователь и рассказчик. Они являются посредниками между авторским планом и читательским в художественном произведении и между ними имеются существенные отличия.

Первым критерием дифференциации повествователя и рассказчика может быть личное присутствие в освещении изображаемого события – «Он-повествование» («Er-Erzählung») и «Я-повествование» («Ich-Erzählung»). В первом случае безличный субъект дистанцированно изображает персонажа, именуя его в третьем лице. Во втором – событие освещается субъектом от первого лица, притом он сам принимает участие в изображаемом событии. Но такое разграничение не является обязательным. Иногда повествование от третьего лица может вестись и «всезнающим автором», и «анонимным рассказчиком», равно как и повествование от первого лица. То есть, данный критерий не является достаточным для разграничения повествователя и рассказчика.

Понятия «скрытый автор» и «рассказывающий персонаж» отдаленно соотносимы с понятиями «он-повествователь» и «я-повествователь», или повествователь и рассказчик, но они нуждаются в пояснениях. «Скрытый автор» или «недостоверный рассказчик» презентует самого автора в тексте, а персонаж, организующий своей личностью весь текст, получил название «рассказывающего персонажа». Формы повествования – «я» или «он» – не станут здесь критерием дифференциации субъектов высказывания. Кроме того, существуют тексты, которые презентуют взгляд на мир одного сознания – авторского, но есть и другие – где взаимодействуют два разных сознания (авторское и персонажа), притом персонажная позиция может доминировать, даже если она не совпадает с авторской.

Еще один путь дифференциации повествовательных субъектов основывается на способах изображения мира героя – извне или изнутри. Представлен он наиболее полно в исследованиях Ф.К. Штанцеля.

Ученый противопоставляет «повествование» как «посредничество» (извне) и как «изображение» (изнутри). Второй способ формирует у читателя впечатление «непосредственности его наблюдения за вымышленным миром». Ф.К. Штанцель использует термины «повествователь» (аукториальный повествователь) и «я-повествователь». Первый тип повествователя – находится «вне вымышленного мира», второй – живет в том же мире, что и персонажи произведения. Такое понимание ученого наиболее соотносимо с понятиями «повествователь» и «рассказчик», принятыми в русском литературоведении.

Таким образом, в сферу деятельности повествователя входит сообщение читателю о событиях, произошедших во времени и пространстве с персонажами, изображает действующих лиц, обстановку, анализирует внутреннее состояние героя и др., но при этом не является участником изображаемых событий и сам не является объектом изображения кого-либо из персонажей. Повествователь обладает «всеобъемлющим» кругозором (его границы совпадают с границами изображенного мира), а речь его адресована за границы изображенного мира – читателю. То есть, он находится «на границе» вымышленной действительности, и является не лицом, а функцией (хотя она может быть прикреплена к персонажу, если не будет совпадать с ним как с действующим лицом). Ему присуще «невидимое присутствие».

Рассказчик находится целиком внутри изображенной реальности и является личность с определенным лицом. Он может быть связан биографически с персонажами, о которых рассказывает, имеет не «всеобъемлющий кругозор», ограничен рамками виртуальной реальности «мира героя», имеет специфическую речевую манеру, и главное – является «образом», «изображенным», как и любой персонаж произведения. Таким образом, «рассказчик – персонифицированный субъект изображения и/или «объективированный» носитель речи; он связан с определенной социально-культурной и языковой средой, с позиций которой и ведется изображение других персонажей» [58, с. 241].

Существует еще один тип повествователя – особый персонаж, «двойник» автора в изображенном мире. В сознании читателя он может отождествляться с автором-творцом, и в то же время с персонажем текста. Тогда создается иллюзия непосредственного присутствия автора в художественном мире. Но это лишь иллюзия. Такой повествователь называется «образом автора». Это «вторичный автор» (М. Бахтин), как и другие образы, созданный автором-творцом, но способный к творчеству в пределах изображенной реальности. То есть, он является одним из изображающих субъектов, и в то же время – субъектом изображенным.

Субъектом изображенным, но не способным к творчеству является герой, о типологии которого и пойдет речь далее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.139.164 (0.008 с.)