Художественное время и пространство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественное время и пространство



Пространство и время как литературоведческие категории оформились сравнительно недавно. Основными работами в этой сфере являются работы: П.А. Флоренского «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях» (1924, опубликована в 1993); М.М. Бахтина «Автор и герой в эстетической деятельности» (1924, опубликована в 1979) и «Формы времени и хронотопа в романе» (1930-е годы); Д.С. Лихачева «Поэтика художественного пространства»; труды Ю.М. Лотмана, М.И. Стеблин-Каменского, В.Н. Топорова о пространстве и А.М. Пятигорского о времени и пространстве в мифе. Следует отметить, что, во-первых, художественному пространству уделено больше внимания в научной литературе, чем времени, а во-вторых, обе категории рассматриваются отдельно, тогда как в реальном мире, и, следовательно, в художественном эти формы неотделимы друг от друга. Это обусловлено именно событийным характером мира героя, т.к. герой не может вневременно находиться в определенной точке пространства, и не может существовать во времени без привязки к пространству. Для обозначения такого взаимообусловленного единства М.М. Бахтин ввел категорию хронотопа.

Как уже отмечалось, мир героя в произведении очерчивает его кругозор (в прямом смысле – то, чем герой себя окружает, что он помещает в свой мир, что он в нем видит). А человек, как известно, окружает себя теми вещами, которые ему приятны, «ценны» для него, которые он считает «своими». Следовательно, пространственно-временной континуум выявляет ценностную систему героя. Чтобы ее осмыслить, необходимо учесть все указания на пространство-время в тексте произведения, все номинации места, объектов, их положений и состояний, временных интервалов между ними. Кроме того, пространственные номинации в тексте могут давать информацию о времени происходящего события, а временные маркеры указывать на место, где событие разворачивается. По М. Бахтину, «приметы времени раскрываются в пространстве, а пространство осмысливается и измеряется временем» [цит. по 58, с. 181]. Так, определенный ландшафт, костюм персонажа, интерьер могут указывать на определенное историческое время, или герой окружает себя некими вещами – и переносится в иное время, что характерно, к примеру, фантастическому роману.

 

Классификации форм времени-пространства

Модели, создающие границы между автором и героем (время)

Если за основу дифференциации взять разные художественные действительности – изображенную (событие, о котором рассказывается) и изображающую (событие самого рассказывания) – то время можно рассматривать как «объективное» (данное в восприятии повествователя) и «субъективно-переживаемое» (восприятие героя: сон, временная смерть, «поток сознания»).

Противопоставление времен возможно и из одной и той же точки зрения: «биографическое» время и «время испытаний», «авантюрное» (Бальзак, «Шагреневая кожа»); обычное (историческое или биографическое) время и кризисное (Л. Толстой, «Отец Сергий». «Хаджи-Мурат»).

 

Модели, создающие внутренние границы в мире героя

Наиболее полно данная проблема рассмотрена в статье Ю.М. Лотмана «Художественное пространство в прозе Гоголя».

Пространственные оппозиции формируют внутренние границы, то есть, границы во «внутреннем мире произведения», в «мире героя»: «верх-низ», «свое-чужое», «право-лево», «центр-периферия», «замкнутость-разомкнутости». Временные оппозиции: «настоящее-прошлое», противопоставление возрастных стадий.

 

«Точечное» пространство-время

Наиболее наглядно внутренние границы представлены точечным пространством-временем (Гоголь, «Заколдованное место»; тропинка, порог, лестница)

 

Категория события

Взаимодействие героя со своим миром, или «со-бытие» героя и мира осуществляется в момент перехода героем границ пространственных или временных. Такой переход во внутреннем мире произведения называется событием. Ю.М. Лотман дает такое определения события, но касается оно лирического произведения: «Событием в тексте является перемещение персонажа через границу семантического поля» [38, с. 282]. Под «семантическим полем» ученый, видимо, понимал «тематическое поле» (значения, общие для определенной группы слов). В эпическом и драматическом произведении «семантика» составных частей представляется через «частные хронотопы», которые формируют пространственно-временное измерение художественного мира. Здесь событие будет формироваться в результате пересечения героем пространственных или временных границ.

Гегель в «Лекциях по эстетике» обосновывал понятие события на основании его отличия от происшествия. И событие, и происшествие представляют собой некие действия героя, но происшествие не требует реализации какой-либо конкретной цели, это может быть лишь внешнее изменение облика или явления. Событие же как переход внутренней границы мира осуществляется обязательно с целеполаганием, следовательно, связано с кругозором героя, его ценностной системой. Таким образом, «событие – переход персонажа через границу, разделяющую «семантические поля» в тексте (с точки зрения автора и читателя) или части (сферы) пространства-времени в мире (с точки зрения героя, связанной с его представлениями о цели и о препятствиях к ее достижению). Цепь событий во внутреннем мире произведения формируют его сюжет.

Виды событий

Внутренние границы в мире героя могут быть различными в зависимости от позиции воспринимающего – автора или героя, они могут быть смысловыми (если переход беспроблемный) или же автор создает специальные трудности для перехода, и герою приходится преодолевать препятствие.

В событии, в зависимости от значимости границы, может акцентироваться предметное значение или ценностное (волшебная сказка, предметы на пути героя «туда» и «оттуда»). Относительно персонажа события могут быть внешними (поступки, жесты) и внутренними (мысли и чувства).

События всегда либо ведут к цели, либо препятствуют ее достижению, отчего и зависит их оценка. Но цели героя (оценка изнутри) и автора (оценка извне) во внутреннем мире произведения могут не совпадать (А. Пушкин, «Метель»).

События могут динамизировать сюжет (сюжетное событие) и наоборот, замедлять его. Одни события совершенно необходимы по ходу развития сюжета, иные кажутся избыточными, лишними («внесюжетное» происшествие). Понять значимость событий возможно лишь в контексте всего произведения (Базаров поранил палец). Кроме того, события оцениваются с точки зрения героя, и с точки зрения автора. Для автора любое событие имеет смысл, поскольку оно либо направлено на развертывание сюжета, либо на его замедление, чтобы усилить рефлексивную сферу, или «испытать» героя, дать ему возможность себя всесторонне проявить.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.26.248 (0.06 с.)