Семиотическая природа слова в языке как средстве общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семиотическая природа слова в языке как средстве общения



Без лингвистических основ литературоведению не обойтись. Обе науки имеют один предмет изучения – слово, хоть и в разных его ипостасях. Чтобы адекватно воспринимать слово как художественный феномен, необходимо осознать его природу как элемента национального языка. Сло́во имеет духовную (нематериальную) природу. В виде мыслеформы слово служит заместителем, или знаком, фактов физического, психического и духовного мира в сознании человеческой личности. Благодаря работе речевого аппарата, который приводится в действие импульсами, исходящими от головного мозга, эти мыслеформы вербализуются. Слова-знаки формируют сложную семиотическую (греч. sema – знак) систему, призванную обеспечить взаимопонимание тех, кто этой системой владеет. Так формируется язык – знаковая, или семиотическая, система, выполняющая коммуникативную функцию.

Вопрос о происхождении языка как средстве общения в науке остается открытым, существует множество гипотез на этот счет. Одна из них состоит в том, что слово как элемент языка сформировалось из звуков, которые изначально имели определенную семантику. Если учитывать сакральную природу слова, то в такой гипотезе актуализируется его энергетическая природа. Слово, или логос как творящий импульс, является энергетической эманацией. Когда человек произносит звук, работает весь речевой аппарат, на образование звука тратится определенная энергия, как физическая, так и духовная, что и делает его энергетичным. Древний человек знал семантику звуков, и соединение звуков в слова было не спонтанным, а осмысленным. Позже эти знания были человечеством утрачены. Этот процесс отражен в мифе о Вавилонской башне. Но понятие энергетичности слова человеком постигнуто вполне, о чем свидетельствует его функционирование особенно в современном мире. Слово несет информацию, формирует языковую картину мира, то есть понятийный аппарат, который присущ определенному этносу. Язык является отражением, образом когнитивной (познавательной) картины мира определенного этнического сообщества. Слово в современном мире приобрело небывалую силу, которой оно обладало, вероятно, в мифологический период истории цивилизации. В этом весомую роль сыграли средства массовой информации. Слово стало способом формирования общественного мнения и, по сути, человеческого сознания. На филолога как профессионала, деятельность которого напрямую связана со словом, это накладывает  особую ответственность. От филолога в большой степени зависит, каким слово предстает перед реципиентом.

Таким образом, слово как духовная субстанция формирует сознание человека, его картину мира, и является образом мира реального, посредником между миром и человеком. В силу своей знаковой природы слово в языке выполняет одновременно три функции – конвенциональную, референтную, концептуальную. Знак в языке имеет имя (сигнал), значение и смысл.

Слово как знак «сигнализирует» о том, что некое явление «условились», «договорились» именовать определенным образом в пределах некоей системы (языка). Этот «договор» («конвенция») известен всем, кто владеет данным языком (системой). Знака без языка не существует (сигналы светофора). Знак должен соотноситься с определенной реальностью – физической или метафизической – «сообщать» (от лат. referre – сообщать) о ней. Слово-знак при этом получает значение и предстает моделью некоего явления, а не самим явлением. Когда знак входит в отношения с другими знаками, попадая в определенный контекст, и может быть распознан воспринимающим сознанием не как единичное явление, а во всей совокупности своих связей, он наполняется смыслом, т.е. концептуальностью. 

Любой носитель языка автоматически обладает способностью за именем-сигналом знака распознать его значение, которое известно изначально, а затем определить смысл, которым он наполняется в определенном контексте. Такую картину можно наблюдать в языке, который называют знаковой системой. Слово как знак в лингвистике получило еще именование «образ». Слово в широком смысле, или язык как знаковую систему называют «образом мира» (А.А. Потебня) («И образ мира, в слове явленный…» Б. Пастернак.) Поскольку слово является «посредником» между миром и человеком, язык получил номинацию «опосредованная» картина мира, или первичная знаковая система (реальность). На последней номинации следует сфокусировать внимание, разговор о ней еще впереди.

Таким образом, установлено, что слово как предмет изучения филологии имеет семиотическую природу. Это обосновано с точки зрения лингвистики. Знаковая природа слова как предмета изучения в литературоведении требует иных объяснений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.146.154.243 (0.007 с.)