Свойства истинного сокрушения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свойства истинного сокрушения



Истинное сокрушение должно быть внутреннее, господствующее, всецелое, благодатное.

1) Истинное сокрушение должно быть внутреннее, а не наружное только. Во многих местах Священного Писания Бог требует обращения сердец, отвергает покаяние, равно как и молитву, произносимые только устами. Слова покаянные должны быть выражением мысли и убеждения. Без сомнения, есть блаженные слезы, которые служат свидетельством искреннего сердечного раскаяния, но сии слезы не всегда служат выражением истинных чувствований души. Иные плачут на исповеди, но не о грехах, а о тех временных неприятностях и бедствиях, которые следуют за грехами. Они представляют себе сии бедствия гораздо живее, нежели оскорбление, нанесенное ими Богу; например, женщина, обливаясь слезами, на коленях исповедуется, что она много раз ссорилась со своим мужем: но она плачет не от скорби о грехе, а от воспоминания о неприятностях и огорчениях, которые она потерпела за это от мужа. Девица не может от слез исповедаться в грехе своем, но потому, что думает о безчестии, с ним соединенном. Бедняк со слезами кается в воровстве, но его слезы текут не от сокрушения во грехе, но от мысли о нищете и крайних нуждах своих. Таковы были слезы Исава; он плакал более о первородстве, которого лишился, нежели о невоздержании, чрез которое лишился; и потому не получил прощения, которого просил со слезами (Евр. 12, 17).

Иные имеют при исповеди только чувственную печаль, которую возбуждают кроткия и мягкия слова духовника. Но эти чувствования сам духовник легко может охладить, если строго возстанет против какой-либо страсти или греховной привычки кающагося. Св. Отцы называют сии слезы ложным и; оне подобны холодному дождю, который приносит безплодие, а не плодородие. Можно и не проливая слез иметь самую глубокую скорбь о грехе, о котором некоторые плачут горько ныне, а завтра забывают.

2) Сокрушение должно быть господствующим чувством. Оно должно быть скорбию более всех скорбей. Кающийся должен сознавать в своей душе, что он скорбит о грехе более, нежели о потере всех благ; что готов лучше лишиться отца, матери, жены, детей, имущества, нежели согрешить смертно. Можно иметь сию господствующую скорбь о грехах без пролития слез. Хотя многие кажутся имеющими скорбь о грехах, но не многие имеют истинную. Таковы многие из тех, которым грехи доставляли какую-либо прибыль или вещественную выгоду. Сии люди не имеют сердечной скорби и ненависти ко греху и не предпринимают решительного намерения отказаться от незаконного прибытка, полученного чрез грехи и добровольно подвергнуться лишениям, которые произойдут чрез удаление от греха. Иные может быть имеют твердое намерение не возвращаться к прежним грехам, но или потому, что достигли своей цели, или потому, что не имеют случая или возможности возвратиться, но не сокрушаются во грехах сердцем. А что есть истинное сокрушение, если не скорбь и раскаяние о сделанных грехах, которое так действует на волю человека, что если бы совершенно было в его воле возвратить прошедшее, то он охотно потерпел бы все бедствия, только бы изгладить все бывшее, даже захотел бы лучше лишиться всех прежних удовольствий и выгод, нежели повторить грехи прежние, или сделать новые.

3) Истинное сокрушение должно быть всецелое, т. е. должно простираться на все грехи смертные, которые сделаны. Все смертные грехи образуют стену, отделяющую Бога и человека. Чтобы примириться с Богом надобно сокрушить всю стену. И можно ли человеку говорить по крайней мере мысленно: я не сокрушаюсь в сем грехе, который сделал меня врагом Божиим? Это вещи не совместимыя. Истинное сокрушение должно простираться на все смертные грехи.

4) Истинное сокрушение должно быть благодатным и по началу и по побуждению своему. Оно бывает благодатным чувством по началу тогда, когда происходит от благодати, без которой не может быть ничего полезного для спасения души. Оно бывает благодатным по своему побуждению, если возбуждается предметами веры Христовой. „Когда согрешишь, говорит св. Златоуст, стенай не о том, что тебя накажут, но о том, что ты оскорбил Бога твоего, так милосердаго, так тебя любящого и так заботящагося о твоем спасении, что Он предал ради тебя Сына Своего на смерть» (на Кор. Бесед. 4. Т. 6).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.004 с.)