Обличение с целию исправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обличение с целию исправления



Кроме наставлений, иногда употребляются строгия обличения. Обличение блаж. Августин называет врачевством души (libr. de morib с. 27), возстановляющим здравие ея. Священник осудится за нечестие народа, если не наставляет невежд или не обличает грешников (libr. de summo bono. с. 46). Но чтобы обличениями не ожесточить кающагося нужно наблюдать следующия правила: 1) редко и только в крайней нужде должно употреблять обличения и делать их ради Господа, а не ради себя, 2) всегда должно обращать внимание а) на лица, которые нужно обличить, б) на грехи, против которых нужно сие врачевство, в) на способ и время, приличные для сего.

а) Не всех должно обличать без разбора, хотя бы они были обременены тяжкими грехами. Неприлично строго обличать старца или облеченного высокою церковною или гражданскою властию, как повелевает Ап. Павел: старца не укоряй, но умоляй, как отца (1Тим. 5, 1); если с такими лицами станем поступать с почтением, то лучше убедим их оставить грех. Часто грешников исправляет снисхождение лучше, нежели строгость, увещание лучше, нежели угрозы, любовь лучше, нежели власть. Не должно сильно обличать и тех, которые показывают признаки истинного сокрушения и пламенное желание исправления; ибо уже достигнута цель обличения. Иисус Христос не сделал строгого обличения блуднице, хотя и великой грешнице; и отец не сделал ни малейшого упрека своему блудному сыну, возвратившемуся к нему, но пал на выю и облобызал его, потому что они обнаружили истинное раскаяние. Не должно также употреблять обличения против тех кающихся, которые имеют робкую, мнительную душу или сильно огорчены и разстроены, чтобы, как о Иисусе Христе пророчествовал Исаия, трости сокрушенной не преломит, и льна внемшася не угасит (Матф. 12, 20), но лучше посредством кроткого убеждения, растворенного искреннею любовию и живым участием и состраданием возставить и утвердить в добродетели. Обличением должно врачевать только сердца грубые и ожесточенныя, невнимающия языку кротости и сострадания.

б) Не должно обличать за все грехи, требующие обличения и за каждый отдельно, но надобно остановиться на двух или на трех тяжких грехах и их обличить сильнейшим образом; ибо обличение в общих выражениях мало полезно, как свидетельствует опыт, а если оно будет касаться многих грехов, то будет очень тяжко, когда же оно будет направлено против грехов более тяжких и гибельных, то будет полезнее.

в) Способ обличения должен быть более краток нежели пространен, более кроток нежели строг, и выражать более любовь отца нежели приговор судии, как прилично ученику Христа, кроткого и милосердаго, понесшого немощи наши. Наконец должно знать и время обличения и выговора т. е. чтобы обличение не было делано в начале исповеди, или тогда как кающийся продолжает исповедываться во грехах, но было отложено к концу ея, чтобы кающийся, убоявшись сильнейшого обличения, не скрыл прочих грехов.

О сокрушении

Понятие о сокрушении

Сокрушение есть сердечная скорбь о сделанных грехах, соединенная с твердою решимостию удаляться от греха. Итак сокрушение заключает в себе две части: а) скорбь о сделанных грехах и б) твердую решимость впредь не делать грехов.

Необходимость сокрушения

Сокрушение есть необходимая существенная часть таинства покаяния. Иные грешники представляют исповедь как будто какою пошлиною, которую церковь положила на грехи. Как привезший из заграницы товары, если взнесет за них пошлину, назначенную правительством, получает разрешение пользоваться свободно товарами; так некоторые люди, исполнив предписанную обязанность исповедаться во грехах и приняв епитимию, свободно предаются прежним грехам и даже делают новые. Они стараются разсказать на исповеди в порядке свои грехи, не заботясь о сокрушении сердца. Таким образом таинство покаяния не только не бывает им на пользу, но иногда даже во вред обращается. Они считают себя омытыми от грехов, а между тем омовение их не касалось.

Без сокрушения таинство покаяния не может принесть пользы. Бог призывает: отвержите от себе вся нечестия ваша, имиже нечествовасте ко Мне и сотворите себе сердце ново и дух нов (Езек. 18, 31). Необходимо для получения прощения во грехах сокрушение сердца. Ибо нельзя обратиться к Богу без ненависти ко греху и отвращения от него и без решимости впредь блюсти себя от грехов. Ибо там, где нет отвращения от греха, остается привязанность ко греху сделанному, где нет решимости блюсти себя от греха, там остается расположение ко греху будущему. Отвращение от греха необходимо производит в душе грешника то, что он начинает сокрушаться об оскорблении, сделанном им Богу, и старается всеми силами истребить в себе привязанность ко греху.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.005 с.)