Случаи, в которых нельзя требовать полной и подробной исповеди 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Случаи, в которых нельзя требовать полной и подробной исповеди



1) Нельзя требовать полной и подробной исповеди при невольном забвении какого-либо греха или какого-либо обстоятельства, изменяющого вид онаго. Бог не требует невозможнаго. Не всегда зависит от человека, чтобы не забывать. Но забвение невольным надобно признавать только тогда, когда исповеди предшествовало внимательное испытание совести. Обязанность каяться во всех грехах, которые помним, требует тщательного и подробного испытания совести пред исповедию.

2) Невозможность физическая и нравственная избавляет от обязанности делать полную и подробную исповедь.

Избавляются от сей обязанности:

а) Лишенные употребления слова. Достаточно при исповеди, чтобы они объяснили грехи какими-либо знаками или написали, если умеют писать.

б) Глухонемые, которые не могут ни изъяснить вида своих грехов, ни слышать вопросов духовника. Но если умеют читать, то духовник может спрашивать их письменно, как это делается при исповеди глухонемых, получивших особенное образование и воспитание.

в) Те, которых языка не знает духовник. Они могут получить разрешение, если обнаружат какими-либо знаками свое сокрушение в грехах, ими сделанных. Они не обязаны исповедываться чрез переводчика. Иисус Христос, установляя таинство покаяния, не возложил обязанности прибегать к посредникам для исповеди наших грехов пред пастырями церкви. Но в случае сомнения о нравственном состоянии кающагося, и особенно в смертной опасности, должен обязать его взять переводчика для пособия при исповеди. Переводчик обязан также хранить тайну исповеди, как и сам духовник.

г) Умирающие, которые, потеряв употребление чувств, не могут исповедываться. Им можно давать разрешение, если сами они велели призвать духовника, или если нравственное состояние их известно духовнику по неоднократной прежней исповеди.

д) Равным образом освобождаются от полной исповеди те больные, которые изъясняются с крайним трудом и те, которые по причине тяжести болезни и страданий или ослабления сил своих, не могут окончить своей исповеди, без опасности для жизни. Не должно отлагать разрешения больного до утра по предположению, что больной, может быть, поправится.

Спасения души не должно подвергать опасности по человеческим гаданиям и предположениям.

е) При особых крайних случаях, например в день или накануне сражения, когда всех, которые должны в нем принять участие, нельзя исповедывать во всех грехах; также во время кораблекрушения, при падении зданий, – достаточно, чтобы те, которым угрожает близкая опасность смерти, изъявили свое сокрушение какими-либо внешними знаками; и они могут быть разрешены священником. Но кроме подобных случаев крайности, большое стечение исповедующихся не избавляет от обязанности делать полную и подробную исповедь. Ибо ничто не препятствует исповедаться за два или за три дня или за целую неделю до приобщения Святых Таин, только бы священник приказал исповедывавшимся в первые дни приходить к нему вторично на исповедь если совесть будет их в чем еще обличать, или в случае нового греха (о должност. приход. пресвитеров, о покаянии). Но для скорости или других причин никак не должен священник допускать на исповедь по нескольку человек вместе, хотя бы и детей, но всегда надобно исповедывать по одному.

Грехи, которые не открыты на исповеди, в следствие или невольного забвения, или по причине физической или нравственной невозможности, в какой находился кающийся, разрешаются. Но если после исповеди кающиеся вспомнят грехи забытые, или если уже не существует причина (болезнь и проч.), по которой они освобождались от обязанности подробно исповедываться, то они должны вознаградить новою подробною исповедию прежнее опущение.

б) Простота

Кающийся должен говорить только то, что необходимо духовнику знать о числе, виде, тяжести грехов, не примешивая ничего посторонняго; открывать только свои собственные грехи, а не других людей, не должен называть и указывать ясно лиц, участвовавших во грехе, кроме тех случаев, в которых нельзя исповедать греха, не указав ясно лица, с которым грешил, (например если кто покается, что он согрешил с родною сестрою). Если же кающийся будет говорить о посторонних вещах, то духовник должен с кротостию остановить его, внушить ему, что разсказ его не относится к исповеди, и с любовию указать, как надобно исповедываться. Если кающийся попросит у духовника советов о том, что не относится к исповеди, то духовник, если находит себя в состоянии дать советы, должен дать их после разрешения.

  в) Смирение

Исповедь должна быть смиренная. Кающийся должен быть проникнут глубоким сознанием своей греховности, своего окаянства и страшной ответственности за грехи свои пред Богом, и являться на исповедь в самом смиренном виде, как тот должник, который просил прощения пад на нозе, глаголя; потерпи на мне и вся ти воздам (Матф. 18, 29). Ибо только чрез сердечное смирение привлекается милость Божия. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Псал. 50, 19). Кающийся является на исповедь для обвинения, а не для оправдания себя. Это осужденный преступник, ожидающий милости. Он может получить ее, только смиряясь пред Богом и посредником Его. Кающийся не должен стараться уменьшать своих грехов и проступков, и приписывать другим то, что произошло только от его немощей, небрежения или испорченности. Смиренным исповеданием своих грехов он не потеряет уважения к себе духовника своего, который знает немощь человеческую, и утешается и назидается чувствами смирения и сокрушения кающагося. Не должен кающийся хвалиться и своими добродетелями пред духовником как хвалился фарисей пред Богом (Лук. гл. 18), но должен усвоить себе стыдливость мытаря, который от стыда не смел и очей возвести на небо, а только бил в перси вопия: Боже милостив буди мне грешному.

г) Искренность

Исповедь должна быть искренна, т. е. она должна быть чужда всех изворотов, двусмысленностей, лукавства, притворства. Бог не требует, чтобы грешник имел в таинстве покаяния другого обвинителя, кроме себя самого, но требует, чтобы он со всею искренностию открыл состояние души своей, ничего не скрывая. Кающийся на исповеди не должен себе приписывать грехов, которых он не сделал, а сделанные им грехи обязан исповедать такими, какими знает и отвечать чистосердечно на все вопросы, не скрывая и не утаивая, не приискивая пустых извинений, не прибегая к изворотам и лукавству; ибо в таинстве покаяния ложь пред служителем Божиим есть ложь пред Самим Богом. Однако ж недостаток искренности при исповеди не всегда служит доказательством совершенного отсутствия сокрушения и не всегда составляет тяжкий грех. Хотя кающийся старается извинить себя, не открывает некоторых вещей с надлежащею простотою и искренностию, но не всегда следует заключать из этого, что он не имеет доброго расположения. Это иногда может происходить от робости, от страха, одним словом от слабости греховной, но не тяжко преступной, и, может быть, не смея назвать вещи своим именем, кающийся ожидает, что сам духовник спросит его подробнее.

И так, прежде чем произносить суждение о недостатке искренности кающагося, должно разсмотреть от чего произошел этот недостаток. Ложь, какую кающийся позволяет себе на исповеди, – не всегда есть смертный грех. Именно он согрешает простительно, когда обвиняет себя в простительном грехе, которого не сделал, или не кается в простительном грехе, который им сделан.

д) Доброе намерение

Исповедь должна быть делана с добрым намерением, т. е. с намерением исправить себя, изгладить грехи искренним раскаянием и получить благодать Божию, даруемую чрез сие таинство. Согрешают против сего те, которые исповедуются только по привычке, иногда по самолюбию и по другим своекорыстным видам. Великое злоупотребление врачеством данным для освящения души делают раскольники, исповедуясь только для того, чтобы получить выгоды, и преимущества, даруемые православным чадам церкви.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.009 с.)