Краткие правила о том, как спасти душу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие правила о том, как спасти душу



(Из сочинений епископа Рязанского и Зарайского Иустина. T. IX)

1. Покайся и обратись ко Господу, познай свои грехи и оплачь их в сокрушении сердца.

2. Пребывай в Боге умом и сердцем, а телом трудись, исполняя свои обязанности.

3. Береги сердце свое от худых помыслов и чувств: гордости, гнева, осуждения, пристрастия и проч.

4. Всю жизнь свою принеси в жертву Богу и живи уже не для себя, а для Бога, творя только угодное Ему.

5. Смиренно предай себя в волю Божию и терпеливо и твердо стой в законах спасительной жизни.

6. Опорой для этого пусть будет у тебя постоянная забота о приобретении живой веры, надежды и любви.

7. Орудия такой жизни – молитва, пост, бдение, уединение, труд, частое говение, чтение слова Божия и проч.

8. Огради себя страхом Божиим, «помни конец» (Сир. 7, 39): смерть, Суд, ад, царство небесное.

9. Больше всего внимай себе: храни ум трезвым и сердце несмущенным.

10. Стяжи духовный огонь благодати Божией,чтобы он попалил терния страстей и грехов твоих и насадил в сердце твоем семена добродетелей. Так устройся, и благодатью Божией спасешься!

Кто хочет спастись, тот должен, хоть понемногу, но часто молиться Богу. В будни, если дела житейские и служба не позволяют отправиться в храм Божий, молись Богу дома: утром, пробудившись от сна, на ночь, отходя ко сну, перед обедом и перед ужином. В праздничные и воскресные дни должно принимать участие в общественном церковном богослужении.

Святые Отцы называют молитву матерью всех добродетелей, потому что ею можно испросить у Милосердного Господа все прочие добродетели, все блага временные и вечные, как засвидетельствовал Сам Господь. "Просите, – сказал Он, – и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам» (Мф. 7, 7).

Кто хочет спастись, тот должен по силе своей творить милостыню душевную и телесную и вообще любить ближних, как самого себя. Душевная милостыня состоит в прощении ближним их согрешений, т.е. оскорблений и обид, нанесенных нам ближними, а также в нашей заботе о спасении душ ближних, например, о научении их истине и добру. Милостыня телесная состоит в посильной помощи ближнему хлебом, одеждой, деньгами и странноприимством. Господь сказал: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7), то есть спасутся. Напротив, «суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13), то есть немилостивым не спастись.

Кто хочет спастись, тот должен приносить Богу, Которого нужно любить превыше всего, тщательное раскаяние в своих согрешениях как в ежедневных молитвах своих, так в особенности перед отцом духовным в Таинстве исповеди. Боговдохновенный пророк возвещает: Беззаконие мое я познал и греха моего не скрыл. Сказал: " Исповедую беззаконие мое Господу, и Ты простил нечестие сердца моего» (см. Пс. 31, 5).

Вникните в порядок слов, изреченных Святым Духом. Сначала человек познает свои грехи, что достигается благочестивым исследованием самого себя; потом он отвергает те оправдания, которыми лукавая совесть обыкновенно старается извинить свой грех; наконец, становится обвинителем самого себя и высказывает Господу при свидетеле-духовнике все согрешения свои, нисколько не щадя своего самолюбия. Тогда он получает от Бога прощение беззаконий своих. Апостол сказал: «Если исповедаем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1, 9).

После очищения себя исповедью перед отцом духовным, положив крепкое намерение впредь не грешить и при каждом случае сильно бороться с искушениями ко греху, должно со страхом Божиим, верой и любовью приобщиться Всесвятого Тела Христова и Всесвятой Крови Его, что необходимо для спасения.

Господь заповедал нам: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). «Претерпевший до конца, – сказал Он, – спасется " (Мф. 24, 13). Посылаемые Богом скорби – верный признак того, что человек избран Богом, возлюблен Им. «Кого Я люблю, – засвидетельствовал Господь, – того обличаю и наказую» (Апок. 3, 19). По этой причине Апостол так утешает скорбящего и страждущего: «Сын мой, не пренебрегай наказанием Господним и не ослабевай, будучи от Него обличаем. Господь кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает. Если наказание терпите, становитесь сынами Богу» (Евр. 12, 5 – 7).

Ум наш, омраченный грехом, никак не может в том, что касается спасения, удовлетвориться собственными помыслами, немощными, колеблющимися, обманчивыми. Ему необходимо посредством внимательного чтения или тщательного слушания слова Божия заимствовать из него помышления божественные и вразумляться ими.

*** *** ***

О значении исповеди вообще

Архимандрит Киприан (Керн)

(Отрывки из статьи: Православное пастырское служение. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Душепопечение. О значении исповеди вообще. Полностью статью на сайте источника: https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/pravoslavnoe-pastyrskoe-sluzhenie/2)

Посему, приступая к исповеднической деятельности вообще, и к каждому грешнику в отдельности, пастырь должен помнить, сколь ответственно это служение. Помнить, что в его руках возможность и застращать и тем погубить слабого и грешного, а также и поднять, возродить и спасти. «Дар прощать выше дара исправлять наказанием», – писал митр. Филарет (Письма к архим. Антонию, наместнику Лавры, том I, стр. 28).

Внешние подробности исповеди (некоторые):

д) Решительно избегать так наз. «общих исповедей», когда люди, стыдящиеся признаваться в своих грехах, пытаются нечувствительно для себя, без душевной боли и самообличения, а следовательно и без пользы, исполнить формальную сторону исповедного тайнодействия.

е) Перед исповедью прочитывать положенные молитвы. Не забывать читать и поучение, напечатанное в Требнике: «Се, чадо, Христос невидимо стоит пред тобою».

ж) Прослушав кающегося и внушив ему то, что пастырская совесть найдет нужным, прочитать непременно ту из «разрешительных молитв», которая в Требнике напечатана первой: " Господи Боже спасения рабов твоих...», ибо в ней то и содержится прошение Богу о примирении грешника с Церковью, о прощении ему грехов и даровании ему «образа покаяния». Вторая молитва «Господь и Бог наш Иисус Христос» есть молитва по существу своему даже и не православная. Она неизвестна ни грекам, ни единоверцам и в наших требниках ее не было в старое время. Проникла к нам она от Петра Могилы и носит на себе латинский отпечаток, приписывая прощение грехов священнику: «и аз недостойный иерей, прощаю и разрешаю». К сожалению большинство священников ее-то и читают, опуская существенно важную молитву первую.

Духовная прелесть существенно отличается от всех других видов греха против Бога и Церкви. Подобно тому, как в аскетике одни страсти исходят из зла и укореняются в нем, тогда как другие имеют своим обоснованием добро (гордость и самомнение при, якобы, побежденном каком-то грехе); точно также и все перечисленные виды греха имели своим источником недостаток того или иного духовного дара или состояния, как напр.: Неверие, НЕДОСТАТОК веры, НЕПРАВАЯ вера, НЕмолитвенность, НЕцерковность и пр., тогда как существует еще и особое духовное состояние, источником коего является кажущийся избыток духовных дарований. Это так называемая «духовная прелесть» или «прельщение», – грех, особенно известный в аскетической литературе, в монашеской среде, у людей, склонных к повышенной духовной чувствительности.

Состоит он обыкновенно в том, что эти люди себя мнят уже достигшими каких-то особых плодов духовной жизни, доказательством чего для них являются разные сновидения, или видимые, таинственные голоса, раздающиеся в ночной тишине, зовы куда-то и пр. Эти люди часто бывают весьма одаренными мистически, но благодаря отсутствию богословско-церковного образования, отсутствию хорошего опытного духовника и благодаря легкой склонности окружающей среды слушать их россказни и поддаваться их влиянию они легко приобретают многочисленных сторонников, распространяют на них свое вредное настроение и легко создают сектантские течения. Начинается это с рассказов о снах, почти всегда невероятно сумбурных и обязательно с претензией на пророческие откровения. Также часто это переходит в следующую фазу, – видения наяву или какого-либо сияния, или же даже и различных небожителей: ангелов, св. Иоанна Крестителя, Богоматери или же и Самого Господа Спасителя. Все они сообщают такому визионеру самые невероятные откровения, к тому же зачастую совершенно бессмысленные. Это все может иметь место и при наличии самых хороших побуждений у таких несчастных, но при отсутствии надлежащего духовного руководства пастыря строгого, трезвого и вдумчивого. Неоднократно это приходилось замечать у людей, отдавшихся «умному деланию», творящих Иисусову молитву с увлечением, но без руководства. Вся аскетическая литература полна рассказов о лицах, впадавших в прелесть именно при практике умного трезвения. Характерно, что отдающиеся этому умному трезвению, именно и впадают легко в духовную нетрезвость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.006 с.)