Условия истинного покаяния и необходимость чистосердечного раскаяния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия истинного покаяния и необходимость чистосердечного раскаяния



Для того, чтобы приступающий к Таинству покаяния мог действительно получить отпущение грехов, от него требуются, по учению Православной Церкви (См. Православное исповедание. Ч. I. Ответ на вопрос 111 и 113. Пространный катихизис, о покаянии), следующие условия, о которых пастырю Церкви необходимо заблаговременно сказать говеющим – в отдельном поучении или в нескольких словах перед исповедью:

1. Сокрушение о грехах. Это необходимо по самой сути покаяния: кто истинно кается, тот не может не осознавать всей тяжести своих грехов и их гибельных последствий, не может не чувствовать своей виновности перед Богом, своего недостоинства, не может не скорбеть сердцем, не может не сокрушаться. И там, где нет истинного сокрушения о грехах, нет и истинного покаяния, а есть только внешнее. Вот почему Святые Отцы и учителя Церкви единогласно признавали сокрушение о грехах самой существенной и необходимой принадлежностью покаяния.

«Вы, братья возлюбленнейшие, – писал свт. Киприан, – каясь и сокрушаясь, рассмотрите ваши грехи; осознайте тягчайшую вину своей совести, откройте очи сердца для того, чтобы уразуметь ваше преступление. Чем больше мы согрешили, тем более мы должны оплакивать свой грех».

2. Твердое намерение исправить свою жизнь. Святой апостол Петр в речи своей к иудеям сказал: «Покайтесь и обратитесь, чтобы очиститься от грехов ваших» (Деян. 3, 19).

«Не тот исповедует грех свой, – говорит свт. Василий Великий, – кто сказал: «Я согрешил», – и потом остается во грехе, а тот, кто, по слову псалмопевца, осознал грех свой и возненавидел его (см. Пс. 31, 5). Премудрый Домостроитель нашей жизни хочет, чтобы живший во грехах и потом давший обет восстать к здоровой жизни, положил конец прошлому, заложил некоторое начало, как бы обновившись в жизни через покаяние» (Святитель Василий Великий. Толкование книги Исайи, I, ст. 14. Творения Св. Отцов. IV. С. 58, 59). «Кающимся недостаточно для спасения одного удаления от грехов, но необходимы им и достойные плоды покаяния» (Святитель Василий Великий. Нравственные правила. I, гл. 4. Творения Св. Отцов. VII. С. 361).

Святитель Амвросий наставляет: «Кто приносит покаяние, тот не только должен омывать грех свой слезами, но покрывать прежние прегрешения лучшими делами, чтобы грех ему не вменился».

3. Вера во Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

Иисус Христос один примирил нас с Богом Своей крестной смертью (см. Рим. 5:1, 2, 8; 2Кор. 5:18, 19; Еф. 2, 16; Кол. 1:20, 22). Он один – наш Вечный Первосвященник, и поэтому, будучи всегда живым, «может всегда спасать приходящих через Него к Богу, ходатайствуя о нас» (см. Евр. 7, 25).Следовательно, без веры во Христа Спасителя и надежды на Него, как бы ни было глубоко наше сокрушение о грехах и твердо наше намерение исправить свою жизнь, мы никогда не удостоились бы получить от Бога отпущение грехов.

4. Чистосердечное исповедание грехов перед священником. Необходимость этого исповедания становится очевидной из того, что разрешить грехи в Таинстве покаяния должен священник, а что бы разрешить или не разрешить какие-либо грехи, надо сначала узнать их.

В Церкви постоянно существовало и соблюдалось это установление. Святой Ириней повествует, как некие жены, увлеченные в ересь и нечестие гностиками, при своем возвращении в Церковь исповедали свои грехи и заблуждения, а другие, не желающие подвергнуться этому испытанию, впали в отчаяние.

К сожалению, многие от самолюбия, от невнимательности к своему духовному состоянию и от усыпления совести, придя на исповедь, кроме общих выражений: «Грешен во всем», – вовсе не исповедуют своих личных, нередко весьма тяжких, грехов против всех заповедей Божиих. В этом случае священнику остается вопросами вызывать признание в грехах и кратким назиданием раскрывать перед совестью тяжесть грехов, оскорбляющих Бога, и объяснять необходимость отказаться от них.

Устное исповедание грехов должно быть, повторяем, чистосердечным, искренним, без утайки, без самооправдания.

Остановимся теперь несколько подробнее на дивном примере покаяния одной грешницы. В св. Евангелии можно прочитать повествование о милосердии Господа Иисуса Христа к покаявшейся грешнице, которая получила прощение. В то время, как Господь возлежал в доме фарисея Симона, одна женщина, грешница, подошла к Нему с сосудом драгоценного мира и начала омывать слезами ноги Его и отирать волосами головы своей, а потом мазать их миром. Такое обращение грешницы с Мужем Праведным возбудило в хозяине дома подозрение, сомнение в Его праведности, но, будучи свидетельством веры и любви ее, низвело на нее благодать прощения грехов.

Предложенной для решения хозяину дома притчей о двух должниках, которым заимодавец простил долги: одному – в 500 динариев, другому – в 50, Господь Иисус показал, что вера женщины во столько раз выше почтения Симона к Нему, во сколько долг одного превышал долг другого. Если Симон, когда Он пришел в его дом, не омыл Ему ног и не возлил на Него масла, то он мало любит своего Гостя; а эта женщина не пожалела для Него ни слез, ни мира и как более любящая получит и больше милости (см. Лк. 7, 37–50).

Пример раскаявшейся грешницы показывает, как мы должны вести себя при покаянии, чтобы получить от Бога прощение грехов.

Поучительна и достойна подражания та готовность, с которой грешница последовала голосу призывающей благодати. Как только она узнала, что милующий грешников Господь пришел в дом Симона, поспешила прибегнуть к Его помощи. Между тем сколько было препятствий и затруднений для совершения такого подвига! Время вечери могло показаться неподходящим для сокрушенного раскаяния; не место ему было, по-видимому, и в доме фарисея, на глазах людей, относившихся к грешникам с неприязнью. Наконец, иной на ее месте не решился бы прийти в чужой дом без приглашения.

Но ни ложный стыд перед людьми, ни возможные трудности, ожидающие ее на пути добродетели, ни обычная во многих грешниках склонность откладывать со дня на день свое обращение, – ничто не остановило благоразумную жену в ее твердом намерении принести покаяние. В душе ее была одна мысль, одно пламенное желание – пасть к стопам Небесного Врача и излить пред Ним свое сокрушенное сердце.

Если луч небесного света во время молитвы или в каких-либо особых случаях, происходящих с нами, коснется нас, озарит перед нами наше бедственное положение, возжжет в нас желание лучшей жизни, – не ожесточим нашего сердца, и на зов благодати отзовемся немедленно истинным обращением к Богу и покаянием.

Все, угодившие Богу, именно таким образом сподобились Его благодати. Так, апостолы пошли за Господом по первому слову Его. Ниневитяне, Закхей поспешили раскаяться и были помилованы. Корнилий и евнух царицы Кандакийской не медлили с обращением ко Христу и получили благодать (см. Деян. 10:1–48, 8:27–39). Медлительность, раздумье, отлагательства гибельны в деле спасения: вначале живое и сильное расположение к покаянию с течением времени легко может охладеть, снова могут усилиться старые привязанности. Грешник снова возвращается на пути мира, и скоро ли опять посетит, и посетит ли вообще душу, блуждающую в земных помыслах, светлый луч благодати?

Грешница – в доме Симона, у ног Спасителя. Каждое движение ее поучительно, каждое действие исполнено глубокого смысла и значения. Не напрасно св. евангелист изображает ее покаяние с такими подробностями: принеся сосуд мира и став у ног Господа сзади, плача, она начала омывать Его ноги слезами, и волосами головы своей отирала их, и целовала их, и мазала миром.

Какое глубокое сокрушение видно в самом ее состоянии, в позе и во всех действиях! Обремененная грехами, она не смеет явиться перед лицом Господа, но становится позади и повергается к ногам Его. В этом положении рассыпаются волосы ее и слезы льются из очей ее такими обильными струями, что их хватает на омовение ног Спасителя. Она ничего не говорит в оправдание своих преступлений, не говорит об увлечении молодости, недостатках воспитания, дурных примерах, не ссылается на других жен в Иудее, живших не лучше ее, не оправдывается незнанием предписаний закона, признает себя во всем виновной, молчит и рыдает.

Сочувствуя ее печали, разделяя спасительный плач ее, великий проповедник покаянного сокрушения св. Ефрем Сирин вкладывает в уста ее следующие умилительные слова: «Господи! Неправда и лукавство сокрушили меня. Гнойный струп неправд раскрылся у меня, и множество всяких нечистот покрыло меня. Исцели меня, Величайший из врачей, умоляю Тебя. Войдя в бедную, болящую душу мою, смятенную лютыми страстями, и изгнав их, освободи меня. Мир, это море, унес меня на волнах своих. Ты, Господи – пристань жизни, спаси меня от потопления» (Преподобный Ефрем Сирин. С. 215 – 216). О если бы Господь каждому из нас дал плакать о грехах своих слезами покаявшейся грешницы!

Далее: между тем как Симон и другие фарисеи, бывшие у него в это время, колебались в своих мнениях о достоинстве Иисуса Христа и лучшие из них соглашались признать Его не более, чем пророком, в душе женщины-блудницы не было никаких сомнений в Его Божественном величии. В доме Симона она не рассуждает, не справляется о мнении почетных гостей, учителей народа, сидевших вокруг Иисуса Христа: точно ли Он – Господь и Спаситель. Сильно и твердо идет она наперекор наиболее известному их мнению о Нем и, не колеблясь ни минуты, повергается к ногам Его. Сын Божий, пришедший спасти людей, – один имеющий власть отпускать грехи; и потому она прибегла к Нему с мольбой об оставлении ее грехов.

Глубоко сознавая всю гнусность своих прегрешений, она, подкрепляемая верой в неизреченное милосердие Господа Иисуса, не приходит в отчаяние, не теряет отрадной надежды на то, что Он может исцелить ее и возвратить ей утраченную душевную красоту. Кающаяся не смущается тем, что Господь не вдруг обратил к ней Свой милостивый взор, не тотчас сказал ей кроткое и ободрительное слово. Она ждала довольно долго Его сладчайшего гласа и не усомнилась, не предалась унынию и нетерпению, но, с дерзновением держась за ноги Спасителя, не переставала целовать их и омывать слезами.

Святой Ефрем изумляется этому дерзновению кающейся блудницы и великому милосердию к ней Владыки. «Что хотела, то и делала она. Омывала слезами ноги Его, и Он не возгнушался бедной. В горьком сокрушении, со слезами целовала она Его, и не отогнал Он от Себя блудницу. Едва приблизилась к Нему, дерзновенно стала прикасаться к членам Его». (Преподобный Ефрем Сирин. С. 220)

Горячая и совершенная любовь к Господу, Врачу и Спасителю, венчала покаяние грешницы и руководила ее действиями. Что могла сделать для Господа женщина, отверженная всеми и смущенная грехами своими? Но любовь изобретательна. У иудеев был обычай омывать водой ноги наиболее уважаемым гостям (см. Быт. 18, 4), отирать их полотенцем (см. Ин. 13, 4) и в знак радости умащать голову елеем (см. Мф. 6, 17). Симон, по причине недостатка любви и уважения к Иисусу Христу, не оказал Ему этой преимущественной чести перед другими гостями. Сердце женщины как будто чувствовало это, и она спешила с избытком восполнить этот недостаток любви и почтения.

По дороге в дом Симона она купила дорогое миро, может быть, на последние свои деньги, для того, чтобы помазать не голову, а ноги Спасителя. Придя в дом, она омыла их не водой, а слезами; вместо полотенца отерла их своими волосами; с любовью непрестанно лобызала их и мазала драгоценным и благовонным миром.

Но, кроме желания почтить перед всеми возлюбленного Господа, в этих действиях кающейся выразилась еще другая мысль: до сих пор глаза, волосы, благовония служили ей поводом и орудием к соблазну, теперь же она свидетельствовала, что отныне всю себя: и душу, и тело свое – она посвящает на служение одному Господу.

По мере того, как в действиях глубокого сокрушения, твердой, живой и дерзновенной веры и горячей, полной самоотвержения любви видимо совершалось покаяние жены, невидимо совершалось примирение ее с Господом и внутреннее обновление. Господь вначале ничего не говорил ей, но возлежащим на вечере не трудно было заметить, что Он милостиво внимал ее скорбным воздыханиям и утешался покаянием ее несравненно более, чем вечерей Симона. «Вздохи, которые Он услышал в доме Симона, и слезы, истекшие из очей блудницы, стали желаннее приготовленного Ему пиршества» (Преподобный Ефрем Сирин. С. 222 – 233).

Ни одна слеза жены-блудницы не оставлена Господом без внимания, ни один вздох ее сокрушенного сердца не утаился от всевидящих очей любви Его – все заметил, сделал явным, оправдал и прославил Милосердный! С каким утешением, с какою радостью грешница должна была внимать сладчайшему голосу Спасителя, Который сказал Симону: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7, 47). Господь так милостиво принял и так высоко оценил знаки ее раскаяния и любви к Нему, между тем как люди презирали и отталкивали ее от себя! Но к еще большей ее радости этот голос небесной любви обращается к ней самой и возвещает ей полное прощение грехов и блаженное примирение с Богом: «Прощаются тебе грехи; вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7:48, 50) (См. Душеполезное чтение. 1860. Ч. I).

Таково, братья, утешительное и величественное повествование о жене, покаявшейся и помилованной Господом! Да будут благословенны милосердие и любовь Господа, потому что благодеяния Его бесконечны. Не иссякает никогда море щедрот Его, богато и преизобильно сокровище Его.

Итак, приступите, кающиеся, и примите оставление грехов своих. Дверь открыта умоляющим; Иисус никому не отказывает в исполнении прошения. Стучите в дверь Милосердного, не отходите от порога Его, приближайтесь к Нему с упованием, – и даст вам оставление грехов.

Примеры истинного покаяния из Церковной истории

Примеры благотворности покаянных слез

Мы не только должны перестать грешить, но еще должны загладить свои грехи противоположными им добрыми делами.

Еще задолго до Великого поста, времени (особого подвига покаяния, Святая Церковь начинает понемногу готовить нас к нему. И в неделю тридцать вторую по Пятидесятнице, или неделю о Закхее, она определила читать такое Евангелие, из которого мы могли бы научиться, как должно каяться в грехах. В этом Евангелии описывается следующее.

Однажды Христос проходил через город Иерихон. В Иерихоне был некий богатый человек, по имени Закхей. Закхею очень хотелось посмотреть на Иисуса Христа, но, будучи мал ростом, он не мог Его видеть из-за народа, и потому, забежав вперед, влез на смоковницу, мимо которой должен был проходить Господь. Как только Господь подошел к смоковнице, тотчас взглянул вверх и, увидев Закхея, сказал ему: «Закхей, сойди скорее: сегодня Мне надо быть у тебя в доме» (Лк. 19, 5).

Закхей поспешно слез и с радостью принял Господа в свой дом. Народ, увидев это, стал роптать на Иисуса: почему Он вошел в дом к человеку грешному. Закхей же, став перед Иисусом, сказал: «Господи, половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо». Господь сказал ему: «Ныне пришло спасение дому этому, потому что и он сын Авраама» (см. Лк. 19, 2–9).

Вот как должно каяться в грехах: мало того, что должно перестать грешить, должно еще заглаживать грехи свои добрыми делами, в противном случае наше покаяние будет неполно и мало полезно. И в самом деле, как мы можем надеяться, что Бог простит нам грехи, если мы не загладим зла, которое произошло от наших грехов? Или что Бог оставит нам наши неправды, если мы все еще будем пользоваться тем, что приобрели неправдой? Или что Бог забудет обиды, причиненные нами ближним, если обиженные нами все еще будут терпеть от нас зло? Или что Бог будет к нам милостив, если от нашей жестокости все еще будут страдать другие? Промышлявшие лживой мерой, неправильным весом, излишней ценой как могут ожидать себе прощения от Бога, если все еще будут владеть тем, что ими таким образом нажито?

Нет, не так поступил Закхей. Он был человеком богатым; богатство, очевидно, нажил неправдой, ибо был начальником над сборщиками податей. Жил, по всей вероятности, порочно, ибо богатство давало ему средства предаваться порокам. Но вот он, наконец, раскаялся в своих грехах. И что же он сделал? Дал обещание половину имения отдать бедным, вчетверо возвратить тем, кого обидел. Вот истинное и полное покаяние, и за это – истинное и полное прощение: «Ныне пришло спасение дому сему», – сказал Господь Закхею. (См. поучения прот. Романа Путятина)

Итак, одно из двух: или принеси такое покаяние, какое принес Закхей, или страшись той участи, которая определена нераскаянным грешникам. Аминь.

Как должно каяться

(Из слова свт. Феофана Затворника)

Целью нашего говения является приготовление к достойному принятию Св. Христовых Тайн, к принятию Самого Господа, Который говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и И в нем» (Ин. 6, 56). Так как Господь пречист, а мы нечисты, то приобщению Св. Пречистых Христовых Таин у нас предшествует очищение совести и получение прощения в Таинстве покаяния.

Кто чист, с тем уж несомненно соединится Христос Спаситель: Он любвеобилен, Сам ищет общения с нами, и если не общается, причина этому – наша нечистота. Поэтому, главное наше дело – это очищение совести и получение прощения в Таинстве покаяния. Об этом отныне да будет вся наша забота и попечение.

Очистит совесть и получит прощение тот, кто как должно покается. Кто же покается, как должно? Тот, кто познает свои грехи и искренно в них сознается; а сознавшись, будет сокрушаться о них и оплакивать их. Оплакав же, положит твердое намерение больше не оскорблять Бога своими грехами. И наконец, в таком расположении души смиренно исповедует все грехи свои перед духовником, чтобы получить прощение и приступить к Чаше Господней оправданным и чистым перед очами Божиими.

Итак, позаботьтесь о том, чтобы познать свои грехи и сознаться в них. Познать свои грехи – значит сказать, что такие-то грехи совершены нами; а сознаться в них – значит осудить себя за них, сказать: «Виноват», не допуская никаких оправданий и извинений. «Согрешил, виноват», – эти два слова надо произнести прежде всего и произнести искренно.

Останется только прибавить к этому осуждение себя и осознание своей виновности. Это придет, когда откажемся от всякого самооправдания: не будем оправдывать себя ни обстоятельствами жизни, ни родом служения, ни условностями отношений, ни увлечениями, ни неведением – словом, ничем. А как только заметим грех, искренне скажем: «Виноват, безответно виноват».

Осознав грехи, надо оплакать их, сокрушаясь о том, что они сделаны. Кто искренне сказал: «Виноват», – тому не далеко до того, чтобы сказать: «Зачем же я все это сделал?» Не далеко и до того, чтобы пожалеть об этом, устыдить себя, поскорбеть перед Господом, устрашиться суда Его и беды, ожидающей того, кто останется неоправданным в грехах своих! Недалеко до этого, однако это требует труда над собой, самоконтроля и самопринуждения. Ибо бывает окаменение сердца, при котором, и осознавая грехи, и не имея оправдания в них, говорят: «Что же такого?»

Вспомни, сколько раз ты говорил: «Не буду, не буду», – и все равно грешил, и грешил еще больше и упорнее, чем прежде; вспомни, что никто тебя к этому не принуждал. Ты по причине злого нрава своего грешил и оскорблял Бога, Который все видит, и отталкивал руку Его, которой Он останавливал тебя. Вспомни смерть, Суд, ад; вспомни и все прочее, чем ты надеешься сокрушить свое упорное сердце. Всячески тревожь его, возбуждай и приводи в движение.

К этим размышлениям присоедини молитву к Господу, чтобы Владыка всех дал тебе возобладать над сердцем своим. Что за покаяние, в котором нет печали и сокрушения! Вслед за скорбью о грехах придет намерение отказаться от них, не оскорблять ими больше Господа и не губить себя. А за этим последует исповедание грехов самое искреннее, и прощение их самое действенное. И совершится покаяние воистину спасительное.

А иначе какая польза без чувств, со скукой или рассеянно стоять на службах, досадуя на то, что они долго тянутся; время, свободное от служб, проводить в полусне и бездействии; затем холодно говорить на исповеди: «Грешен», – про грехи, о которых спросят, и помышления не имея о том, что главной нашей целью должно быть совершенное исправление жизни. Какая в этом польза? Это значит исполнить обычай говения, а не говение во спасение.

«Смотрите, поступайте осторожно» (Еф. 5, 15), особенно в эти дни, когда враг, не искушая грехами, ухитряется делать бесполезными дарованные нам благодатью Божией средства к очищению от грехов и этим продолжать владычествовать над нами.

Библейские изречения о покаянии

Покаяние заповедано для всех Богом, «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17, 30). «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет. 3, 9).

Покаяние заповедано Иисусом Христом. «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» (Мф. 4, 17).

«Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Апок. 2, 5). «Кого И люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Апок. 3, 19).

Покаяние необходимо для спасения: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13, 3).

Иисус Христос пришел призвать грешников к покаянию: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я, – говорит Иисус Христос, – пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13).

Покаяние производится действием Святого Духа: «на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью Дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12, 10). "И Он (т.е. Дух Святой), придя, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде» (Ин. 16, 8).

Покаяние названо покаянием ради спасения: «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ради спасения; а печаль мирская производит смерть» (2Кор. 7, 10).

Познание греха необходимо для покаяния: «Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя; яко беззакония мои аз сознаю и грех мой предо мной есть выну» (Пс. 50, 4, 5). «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш пусть обратится в плач, и радость – в печаль» (Иак. 4, 9).

Покаяние необходимо для отпущения грехов: «явился Иоанн, крестя в пустыне, и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1, 4). «Петр же сказал им: Покайтесь, и пусть крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2, 38).

Покаяние должно сопровождаться:

1. Смирением. «И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих; И услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их» (2Пар. 7, 14). «Смиритесь перед Господом и вознесет вас» (Иак. 4, 10).

2. Искренней печалью. «И ныне еще говорит Господь: Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему, ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив, и сожалеет о бедствии» (Иоил. 2, 12–13). «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: Прежде чем пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И, выйдя вон, плакал горько» (Мф. 26, 75).

3. Стыдом. «Слышу Ефрема плачущего: «Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Бог мой. Когда я был обращен, я каялся, и когда был вразумлен, бил себя по бедрам; я был постыжен, я был смущен; потому что нес бесславие юности моей» (Иер. 31, 18–19). «Господи! У нас на лицах стыд: у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили перед Тобой» (Дан. 9, 8).

4. Исповеданием греха. «И сказал Господь Моисею: скажи сынам Израилевым, если мужчина и женщина совершит какой-либо грех против человека, и через это совершит преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедуются во грехе своем, который они совершили, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили» (Чис. 5:5–7). «Тогда признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления против Меня» (Лев. 26, 40). Беззаконие мое я сознал и греха моего я не скрыл, сказал: «Исповедуюсь Господу в беззаконии моем», – и Ты простил нечестие сердца моего (см. Пс. 31, 5).

5. Обращением. «Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу; вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах: мы отпали и упорствовали» (Плач. 3, 40–42). «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3, 19).

6. Оставлением греха. «Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: Вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши» (Иер. 18, 11). «Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог, покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением» (Иез. 18, 30).

7. Молитвой. «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему, ибо ты упал от нечестия твоего» (Ос. 14, 2). «Итак, покайся в этом грехе твоем и молись Богу; может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего» (Деян. 8, 22).

8. Удовлетворением обиженных. «Пусть исповедуются в грехе своем, который они совершили, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к нему пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили» (Чис. 5, 7).

9. Верой. «Исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15).

10. Ненавистью ко греху. «И вспомните там о путях ваших и обо всех делах ваших, которыми вы оскверняли себя, и возгнушаетесь самими собой за все злодеяния ваши, какие вы делали» (Иез. 20, 43).

11. Делами, достойными покаяния. «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3, 8). «Сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедовал апостол Павел, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния» (Деян. 26, 20).

Ø Иоанн Креститель: Сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3, 8)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.056 с.)