Что значит «простить человека»? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что значит «простить человека»?



ПРОЩЕНИЕ. Не будем, друг мой, никого унижать, ни перед кем не будем возноситься, будем помнить, что мы хуже всех и потому на каждое укоризненное слово будем искренно говорить: «Прости». Это слово отгоняет смущение от души, подавляет гнев, истребляет несогласие, водворяет мир, так что злая сила не имеет возможности вредить тому, кто от сердца говорит: «Виноват я, прости меня». (Источник: Схиигумен Савва (Остапенко). «Согрей свою душу Христовой любовью»: Азбука духовного утешения.)

Из книги преподобного Иоанна Лествичника «Лествица»:

СЛОВО 30, 7: Любовь собственно есть отложение всякого противного помышления; ибо любы не мыслит зла (Библия. 1 Кор. 13, 5).

СЛОВО 30, 10: По мере оскудения любви бывает в нас страх; ибо в ком нет страха, тот или исполнен любви, или умер душою.

СЛОВО 30, 26: Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня.

СЛОВО 4, 47: Тогда всякий из нас познает, что в нем есть братолюбие, когда увидит, что плачет о согрешениях брата и радуется о его преуспеяниях и дарованиях.

СЛОВО 9, 5: Кто приобрел любовь, тот устранился от вражды; враждующий же собирает себе безвременные труды.

СЛОВО 10, 4: Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о злословимом. Но я сказал им: «Оставьте такую любовь, чтобы не оказалось ложным сказанное: оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях (Пс. 100, 5)». Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу. Станешь остерегаться осуждать согрешающих, если всегда будешь помнить, что Иуда был в соборе учеников Христовых, а разбойник в числе убийц; но в одно мгновение произошла с ними чудная перемена.

Псатрирь 100, 5: Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.

СЛОВО 22, 16: Великое дело отвергнуть от души похвалу человеческую, но большее — отвратить от себя похвалу бесовскую.

СЛОВО 23, 42: Когда хвалители наши, или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу.

СЛОВО 23, 43: Бывают из тщеславных такие, коих некоторые прошения должны бы быть услышаны Богом; но Бог предваряет их молитвы и прошения, чтобы они, получив чрез молитву просимое, не впали в большее самомнение.

СЛОВО 23, 46: Не имеющий сего недуга (гордости и тщеславия) весьма близок ко спасению; а одержимый оным далек явиться от славы святых.

Кого не уловило тщеславие, тот не впадет в безумную гордость, враждующую на Бога.

*** *** ***

О лицемерно кающихся

· Лицемерно кается тот, кто во вражде пребывает и примириться с врагом своим не хочет.

· Злодей, который перед духовным отцом злодеяния исповедует, но на суде таится.

· Всякий, кто перед духовным отцом беззаконие утаивает.

· Всякий, кто, уже восприяв Истину, не хочет от привычки греховной — блуда, пьянства, лихоимства и других пороков — отстать, даже после длительного увещевания духовным отцом.

Если борющийся с грехом часто раскаивается Богу в своих грехах и от них воздерживается, то злые духи, приставленные к нему от сатаны, мучатся.

После раскаяния перед Богом в грехах во время исповеди духовному отцу сатана употребляет все усилия, чтобы опять склонить человека к греху, и когда в том успеет, то входит в человека с большею силою и начинает его мучить скорбями и приводит в уныние, и это продолжается до тех пор, пока человек в сделанном грехе опять не раскается перед духовным отцом.

Хотя и согрешит кто, не надо отчаиваться в милосердии Божием, но должно после каждого согрешения тотчас раскаиваться с сокрушенным сердцем: сила греха будет слабеть, ибо злые духи в покаянии и исповедании поражаются небесною силою.

Борющийся с грехом скорее успеет одолеть его, если будет находиться под управлением опытного в духовной жизни человека, которому он мог бы открывать все свои помыслы, чтобы благовременно получать нужный совет.

Исповедь есть скорбное исповедание постыдных слов и чувств. Исповедание может и огонь вечный погасить, ведь помыслы, когда скрываются, рождают страсти, а когда исповедоваются, становятся богоугодными. Открой же рану свою твоему врачу, скажи и не стыдись пойти к твоему духовному отцу; с верою, с незлобливой простотою и как бы из уст Божиих принимай его советы (преподобный Феодор Студит).

Согрешив по немощи в чем-либо, не смущайся и не унывай, а укори себя и с сокрушением принеси исповедь (скажи грех священнику на исповеди) — и будешь мирен в душе.

Священник на духу (во время исповеди) нехорошо поступил, что не дал (все) высказать, но и вам можно было попросить его подождать минутку... В другой раз не поблажайте ему и расскажите, всё расскажите, и то, что хотели сказать и не могли.

Вам нечего рассказывать на исповеди? Это оттого, что вы праведны (то есть в самообольщении и слепоте духовной считаете себя праведным). Будем молиться: «Даруй ми, Господи, зрети моя прегрешения». Не дело только есть грех, но и мысли, чувства и желания бывают грешные (святитель Феофан Затворник).

Надо записывать для покаяния даже маленький грех, как вспомнишь. (преподобный Амвросий Оптинский).

Когда исповедаетесь в грехах и священник скажет: «Прощаю и разрешаю», - вот вы уже и прощены. Есть такие, которые пренебрегают исповедью. Какого же дара великого они лишаются!

Покаянием отвращается гнев Божий.

Покаяние и причащение суть большие из всех даров Божиих.

Кающиеся грешники отстают от грехов, скорбят о том, что прежде согрешили, досадуют сами на себя и уже уклоняются от не кающихся грешников, чтобы вновь не обратиться на грехи свои.

Когда случится впасть в грех, не должно дозволять ему долго держаться в душе, но скорее прибегнуть к покаянию.

Некоторые думают, что не обязательно на исповеди все грехи говорить священнику — достаточно только упомянуть важные грехи, но такие забывают, что не исповеданный духовнику грех и им не разрешенныйне прощается.

Весьма полезна частая исповедь, потому что мы скоро забываем грехи свои, а если говорим духовнику, то тогда они с корнем вырываются.

Покаяние открывает глаза, открывает зрение на грехи. Покаявшись в одних грехах, человек начинает видеть и другие, и третьи, и т. д., начинает считать грехом то, что прежде не считал, вспоминает нераскаянные грехи, давно забытые.

Обратите внимание на сии слова: корень покаяния есть доброе намерение исповедать грехи, листья — это самое исповедание грехов Богу перед лицом отца духовного и обещание исправления, а плоды покаяния — это добродетельная жизнь и труды покаяния. По сим-то трудам и узнается истинное покаяние (святитель Григорий Двоеслов).

Ø Мы еще не приступили к исповеди, а душа наша слышит искушающие голоса: «Не отложить ли? Достаточно ли я приготовлен? Не слишком ли часто говею?» Нужно дать твердый отпор этим сомнениям. В Священном Писании мы читаем: «Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок» (Библия. Сир. 2, 1-3). Если ты решил говеть, явится множество препятствий, внутренних и внешних, но они исчезают, как только проявишь твердость в своих намерениях.

Третий момент исповеди — словесное исповедание грехов. Не нужно ждать вопросов, надо самому сделать усилия; ведь исповедь — это подвиг и самопринуждение. Говорить надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями (например, «грешен против VII заповеди»). Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, трудно отказаться от попыток объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства», от ссылок на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния, продолжающегося коснения в грехе. Иногда на исповеди ссылаются на слабую память, не дающую будто бы вспомнить грехи. Действительно, часто бывает, что мы легко и быстро забываем наши грехопадения. Но происходит ли это только по слабости памяти? Ведь, например, случаи, когда особенно больно было задето наше самолюбие, когда нас незаслуженно обидели, или, наоборот, все то, что льстит нашему тщеславию: наши удачи, наши добрые дела, похвалы и благодарности нам — мы помним долгие годы. Все то в нашей мирской жизни, что производит на нас сильное впечатление, мы долго и отчетливо помним. Не значит ли это, что мы забываем наши грехи потому, что не придаем им серьезного значения?

Знак совершённого покаяния — чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется также труден и невозможен, как только что далека была эта радость.

Раскаяние наше не будет полным, если мы, каясь, не утвердимся внутренне в решимости не возвращаться к испове́данному греху. Но спрашивают, как это возможно, как я могу обещать себе и своему духовнику, что я не повторю своего греха? Не будет ли ближе к истине как раз обратное — уверенность в том, что грех повторяется? Ведь на опыте своем каждый знает, что через некоторое время неизбежно возвращаешься к тем же грехам; наблюдая за собой из года в год, не замечаешь никакого улучшения. Было бы ужасно, если бы это было так. Но, к счастью, - это не так. Не бывает случая, чтобы, при наличии искреннего покаяния и доброго желания исправиться, с верой принятое Святое Причастие не произвело бы в душе благих перемен. Дело в том, что, прежде всего, мы не судьи самим себе; человек не может правильно судить о себе, стал ли он хуже или лучше, поскольку и он сам, и то, что он судит, - величины меняющиеся. Возросшая строгость к себе, усилившееся духовное зрение могут дать иллюзию, что грехи умножились и усилились. На самом деле они остались те же, может быть, даже ослабели, но раньше мы их не так замечали. Кроме того, Бог, по особому Промышлению Своему, часто закрывает нам глаза на наши успехи, чтобы защитить нас от злейшего греха — тщеславия и гордости. Часто бывает, что грех еще остался, но частые исповеди и Причащение Святых Тайн расшатали и ослабили его корни. Да и сама борьба с грехом, страдание о своих грехах — разве это не приобретение?! «Не устрашайся, хотя бы ты падал каждый день и отходил от путей Божиих, стой мужественно, и Ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение», - говорит святой Иоанн Лествичник.

И даже если нет этого чувства облегчения, возрождения, надо иметь силы вернуться опять к исповеди, до конца освободить свою душу от нечистоты, слезами омыть ее от черноты и скверны. Стремящийся к этому всегда достигнет того, чего ищет.

Только не будем приписывать себе свои успехи, рассчитывать на свои силы, надеяться на свои усилия. Этим можно погубить все приобретенное. - Во всем нужно уповать на Бога и приписывать все свои успехи — Богу!!!

- Источник: Настольная книга священнослужителя. Таинства и обряды Православной Церкви. Глава 3. Таинство Покаяния. Беседа перед исповедью. https://HYPERLINK "https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/nastolnaja-kniga-svjashennoaluzhitelja/17"azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/nastolnaja-kniga-svjashennoaluzhitelja/17

Ø Покаяниеесть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.

- Источник: www.azbyka.ru Православный катихизис. Настольная книга священнослужителя. Таинства и обряды Православной Церкви. Глава 3. Таинство Покаяния.

Ø Невидимое действие благодати Божией состоит в том, что кающийся, при видимом свидетельстве прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. В результате этого исповедник примиряется с Богом, Церковью и собственной совестью и освобождается от наказаний за исповеданные грехи в вечности.

- Источник: www.azbyka.ru Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви. Таинство покаяния. Вячеслав Пономарев.

Ø Знать свои грехи, это еще не значит — каяться в них. Правда, Господь принимает испове́дание — искреннее и добросовестное — даже если оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния, если и этот грех — окамененное нечувствие — мы исповедуем мужественно и откровенно, без лицемерия. И все же сокрушение сердца, скорбь о грехах своих, есть важнейшее из того, что мы можем принести на исповедь. Наше бесчувствие на исповеди большей частью коренится в отсутствии у нас страха Божия.

- Источник: Настольная книга священнослужителя. Таинства и обряды Православной Церкви. Глава 3. Таинство Покаяния. Беседа перед исповедью. https:// HYPERLINK " http:// www. azbyka. ru /" azbyka. ru /otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/nastolnaja-kniga-svjashennoaluzhitelja/17

Ø При этом не надо бояться называть вещи своими именами: прелюбодеяние, блуд, убийство зачатого плода — смертные грехи, нераскаянность в них лишает спасения, обрекает на вечные муки. Об этом надо говорить прямо. «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» (Библия. 1Кор. 6, 9-10).

- Источник: Настольная книга священнослужителя. Таинства и обряды Православной Церкви. Глава 3. Таинство Покаяния. Практические советы пастырю при совершении Таинства Покаяния. https://HYPERLINK "https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/nastolnaja-kniga-svjashennoaluzhitelja/17"azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/nastolnaja-kniga-svjashennoaluzhitelja/17

Ø Не меньший грех совершают и те, кто лишают чести, невинности молодые души, растлевая их физически или нравственно, толкая их на путь разврата и греха. Блаженный Августин говорит: «Не думай, что ты не убийцы, если ты наставил ближнего твоего на грех. Ты растлеваешь душу соблазненного и похищаешь у него то, что принадлежит вечности». Приглашать на пьяное сборище юношу или девушку, подстрекать к отмщению обид, соблазнять развратными зрелищами или рассказами, отговаривать соблюдать пост, заниматься сводничеством, предоставлять свое жилище для пьянства и развратных сборищ — все это соучастие в нравственном убийстве ближнего.

- Источник: Настольная книга священнослужителя. Таинства и обряды Православной Церкви. Глава 3. Таинство Покаяния. Грехи. https:// HYPERLINK " http:// www. azbyka. ru /" azbyka. ru /otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/nastolnaja-kniga-svjashennoaluzhitelja/17

Ø Кроме того, отцы-аскеты различают страсти, происходящие непосредственно от пороков, от зла: гнев, чревоугодие, блуд, сребролюбие; и другие — ведущие свое начало от добродетели (что особенно опасно!). Освободившись от старой греховной привычки, совершив хотя бы незначительное дело любви, человек может возгордиться, предаться тщеславию. И наоборот — в стремлении к духовному совершенству, к очищению, подавлению греховных помыслов и привычек человек употребляет большие усилия, борется с собой, но грех побеждает его, ему не удается победить свою страсть, и человек впадает в печаль, которая переходит в еще более греховное состояние — уныние, отчаяние, безнадежность, после чего наступает неверие.

- Источник: Настольная книга священнослужителя. Таинства и обряды Православной Церкви. Глава 3. Таинство Покаяния. Элементы аскетики и нравственного богословия. https://HYPERLINK "https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/nastolnaja-kniga-svjashennoaluzhitelja/17"azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/nastolnaja-kniga-svjashennoaluzhitelja/17

Ø Хотя и желательно иметь своего духовника, но это не обязательное условие для истинного покаяния. Для человека, действительно страдающего от своего греха, безразлично, у кого он исповедует его; лишь бы как можно скорее покаяться в нем и получить отпущение. Покаяние должно быть совершенно свободным, никак не вынужденным лицом исповедующим.

- Источник: Настольная книга священнослужителя. Таинства и обряды Православной Церкви. Глава 3. Таинство Покаяния. Беседа перед исповедью. https://HYPERLINK "https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/nastolnaja-kniga-svjashennoaluzhitelja/17"azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/nastolnaja-kniga-svjashennoaluzhitelja/17

Ø Первым действием готовящегося к исповеди должно быть испытание сердца. Для этого и положены дни подготовки к Таинству — говение. Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят ни множественности своих грехов, ни их гнусности. Они говорят: «ничего особенного я не совершал», «у меня только мелкие грехи, как у всех», «не украл, не убивал», - так часто многие начинают исповедь. А самолюбие, неперенесение укоров, черствость, человекоугодие, слабость веры, отсутствие любви к ближнему, малодушие, духовная леность — разве это не важные грехи?

Разве можно утверждать, что мы достаточно любим Бога, что вера наша действенна и горяча? Разве каждого человека мы любим как брата своего во Христе? Разве достигли мы кротости, безгневия, смирения? Чем объяснить нашу безучастность на исповеди, наше самомнение, как не окамененным нечувствием, как не «мертвостью сердечной, душевной смертью, телесную предваряющей». Почему святые отцы и учители наши, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников, с искренней убежденностью взывали к Иисусу Сладчайшему: «Никто же согреши́х на земли́ от века, я́коже согреших аз, окаянный и блудный!» А мы убеждены, что у нас все благополучно! Чем ярче свет Христов озаряет сердца, тем яснее сознаются все недостатки, язвы и раны. И наоборот: люди, погруженные в мрак греховный, ничего не видят в своем сердце, а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнивать, ибо Христос для них закрыт пеленой их грехов.

- Источник: Настольная книга священнослужителя. Таинства и обряды Православной Церкви. Глава 3. Таинство Покаяния. Беседа перед исповедью. https:// HYPERLINK " http:// www. azbyka. ru /" azbyka. ru /otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/nastolnaja-kniga-svjashennoaluzhitelja/17

Что такое покаяние? - Это есть ''охаивание'' (поругание) себя, самая строгая и придирчивая самокритика и самооценка всех своих заблуждений, пороков, страстей, не только явных, но и тайных, никому не ведомых и не знаемых. Покаяться — значит ''охаять'' себя так, как мог бы охаять нас самый закоренелый и самый беспощадный враг наш, всю нашу «подноготную» вынести на свет Божий, все, о чем даже страшно и глаголати... Если трудно покаяться, то еще труднее «принести достойные труды покаяния»... Это потребует еще большего напряжения воли и мужества. Ведь что значит принести эти плоды? Это значит, что нужно сделаться совсем другим человеком, чем был ранее, а именно: из блудника и прелюбодея — целомудренным; из пьяницы — трезвенником; из чревоугодника, лакомки и сластолюбца — воздержанным постником; из скупца и сребролюбца — щедрым и бессребреником; из лентяя — трудолюбцем; из завистливого и недоброжелательного — доброжелательным и добрым; из непослушливого — послушливым; из ропотника — благодарным Богу за всё; из малодушного — мужественным; из злого — благостным и добрым; из болтуна — молчаливым; из злорадного — доброрадостным; из лжеца — твердым и верным в своем слове; из злопамятного — молящимся о врагах и недоброжелателях своих; из самомнительного — думающим о себе как о последнем из верующих и первом из грешников; из беспечного — заботящимся более всего о спасении своем; из любящего удобства — в смиряющего себя добровольной суровостью жизни и добровольными лишениями; из рассеянного — в уединенника и хранящего внимание; из читателя пустых книг — в читателя Слова Божия; из срамословника и плясуна — в любящего церковное пение и частые поклоны; из гневливого и раздражительного — в кроткого и беззлобного; из ненавистника — в ко всем приязненного; из бранчливого — в миролюбивого; из самолюбивого — в не жалеющего себя ради Бога и Царствия Небесного; из игрока в карты, в шашки, в шахматы, в футбол и другие игры — в дорожащего каждою минутой для спасения души; из нелюбителя посещать храм Божий — в усердного молитвенника в нем; из смехотворца — в любителя плакать о грехах своих; из щеголя — в простеца в одежде, обуви и прическе; из любителя друзей-миролюбцев — в избегающего общества людей зазорных; из нежащегося на мягкой постели и изобретающего всякого рода упокоения плоти своей — во врага покоя своей плоти.

Избирай строгого духовника, не ласкателя, от ласкателя удаляйся: помимо ласкания он принесет тебе вред и тем, что усыпит твою совесть и многопогрешительное объявит невинным.

Печаль о грехах чрезмерная оскорбляет Духа Божия. Есть и греховное сокрушение о своих грехах. Когда ты занят более своими грехами, нежели Богом, тогда ты грешишь.

Если ты как человек в чем согрешил — иди скоро, не медля, к духовнику, очисти совесть свою исповедью, а не дожидайся обычного времени поста для исповеди, как это делают по неразумию многие. Вот тебе пример: если ты белье запачкал, тотчас переменяешь его и стараешься вымыть, а ведь душа твоя намного дороже белья, и ты оставляешь ее в небрежении, загрязненную до поста и нимало не заботишься о ней.

Покаяние требует, чтобы человек стал добрым примером для других.

Не станем отчаиваться и не будем беспечны. У многих покаяние только на языке: плачут, а доброго ничего не делают — жадны к деньгам, предаются гневу, говорят о ближнем более зла, чем добра (святитель Иоанн Златоуст).

Покаяние — помощь в немощи нашей, а отнюдь не потачка греху. Дар Божий не должно употреблять во зло, но осторожно и бережно, благодарно обращаться с ним.

Однако таинство покаяния не стоит рассматривать как автоматически работающее действо, которым грешник вправе распоряжаться по своему усмотрению и которое просто обязано даровать ему прощение. Напротив, отцы Церкви указывают и на необходимое благоговение перед таинством и на Богодарованную власть священников силой Святого Духа не только прощать, но и удерживать грехи. Как пишет тот же священномученик Киприан, «не приносящих покаяния и не свидетельствующих сокрушения о грехах своих всем сердцем и явным исповеданием, должно удалять от общения».

Для действенного совершения таинства Покаяния кающемуся необходимо быть в нужном и правильном духовном состоянии — состоянии раскаяния, самоосуждения, сожаления о содеянном и надежде на милосердие Божие.

- Источник: «Православное учение о церковных Таинствах». Том 1. - www.azbyka.ru

Ø Не надо бояться всего вышесказанного! У каждого человека — своя мера духовного делания и духовных подвигов, которые определяет Сам Бог! Не каждому дано строгое постничество и прочие подвиги монашества! Многим людям суждено прожить только мирскую жизнь (не могут же ВСЕ уйти в монастырь), но каждый может приблизиться к святости в меру своих сил и способностей! И уж точно — КАЖДЫЙ может очистить свою душу от грехов и долгов! Бог вам в помощь! (от составителя)

*** *** ***



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.036 с.)