Ослабление и уничтожение твердой решимости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ослабление и уничтожение твердой решимости



Твердая решимость не грешить может поколебаться и ослабиться от обыкновенных искушений, или уничтожиться от частых и сильных искушений; ибо такова немощь человека, что самые твердые намерения, с течением времени более и более ослабевают. Пример сего видим в Апостоле Петре (Лук. 22, 33). Но при сем особенно нужно различать немощь от нерадения и беспечности. Немощный предпринимает необходимые средства и, если падает, то он более достоин сожаления, нежели порицания. Но безпечный и нерадивый может иметь добрые желания, не заботясь привести их в исполнение, он призывает врача, когда нет его, бежит когда он приближается, ленивый хочет и не хочет. Блаженный Августин открыл в себе самом сие состояние человеческого сердца, и в своей исповеди (гл. 8) описал такими словами: «Откуда и от чего такое чудо? Дух повелевает телом и тотчас ему повинуется; управляет дух самим собою и противится самому себе». И чтобы кто не сказал, что он в сих случаях желал холодно, присовокупляет, что он пламенно желал своего обращения: " как много я сделал такого, чего не хотел, а не делал того, к чему более всего влекло меня расположение ''. Он так сильно желал обратиться, что негодовал на себя за то, что не обращался. „Я стенал духом, негодуя сильным негодованием, что я не входил в завет и примирение с Тобою Боже мой. Текли источники слез из очей моих но я чувствовал, что грехи держат меня в своих оковах, и испускал жалобные стоны: доколе, доколе?» Неопытный врач душ может сие душевное состояние приписать немощи, но блаженный Августин думает иначе. Он тут же признается, что сие медление, как в нем, так равно и в других, которые находятся в подобном состоянии, происходило не от немощи, но от недостатка твердой и полной решимости. Отсюда видно, что должно думать о твердой решимости того, кто впадает в одни и теже грехи. Впрочем и вторичное падение в одни и теже грехи не всегда должно считать признаком недостатка твердой решимости при исповеди. Известно из опыта, что мы часто с переменою обстоятельств переменяем наши твердые и решительные намерения. И кто не знает, что намерение есть действие воли часто непостоянной? От этого непостоянства мы ныне делаем то, от чего отвращались вчера. Благодать, преподаваемая в таинстве покаяния, очищает грехи человека, но не избавляет его от поползновений ко греху; однако частое падение в одни и те же тяжкие грехи ведет к заключению, что прежде не было твердой решимости и полного истинного намерения исправиться. Раскаяние во грехах и опять возвращение к ним показывает пренебрежение к таинству покаяния. Неизвестно, долго ли будет терпеть сие пренебрежение долготерпеливый, не скорый к наказанию грехов и многомилостивый Господь. Итак те, которые не боятся возвращаться на прежние грехи, да убоятся того, чтобы Бог не восхитил их из сего мира тогда, как они коснеют во грехах своих, и по смерти не предал их вечным мукам.

О епитимии

Понятие и нужда епитимии

Епитимия вообще означает понесение каких-либо особых трудов и подвигов и совершение какого-либо доброго дела, угодного Богу, для исправления жизни и заглаждения неправды греха.

В епитимию назначаются пост, молитва и милостыня. Под молитвою, кроме молитвы в собственном смысле, разумеются все дела благочестия и богопочтения, под постом – не только пост в собственном смысле, но и все подвиги самоумерщвления и самоотвержения, под милостынею – все дела милосердия духовного и телеснаго.

В рукописном требнике XVI в. Синодальной Библиотеки под № 378, вот что сказано: сими делы избытки грехов кающемуся: а) воздержание от греха, б) слезы, в) милостыня, г) отпущение должникам, д) любовь ко всем, е) смирение, ж) неосуждение никого (см. Описание Невоструева. М. 1869 г., стр. 231).

Святейший патриарх Константинопольский Иеремия в ответ Лютеранам пишет: „отпущение грехов мы сопровождаем епитимиями по многим уважительным причинам. Во 1-х для того, чтобы чрез добровольное злострадание здесь, грешнику освободиться от тяжкого невольного наказания там, в другой жизни; ибо Господь ни чем столько не умилостивляется, как страданием и тем более страданием добровольным. Потому и св. Григорий говорит, что за слезы воздается человеколюбием; во 2-х для того, чтобы истребить в грешнике те страстные вожделения плоти, которые порождают грех; ибо мы знаем, что противное врачуется противным; в 3-х для того, чтобы епитимия служила как бы узами или уздою для души и не давала ей снова приниматься за теже порочные дела, от которых она еще только очищается; в 4-х для того, чтобы приучить к трудам и терпению, ибо добродетель есть дело трудов; в 5-х для того, чтобы нам видеть и знать, совершенно ли кающийся возненавидел грех» (Хр. Чт. 1842 г. Т. I, стр. 244).

Прежние грехи, говорит св. Златоуст, все очищены благодатию и человеколюбием распятого Христа; но те, которые сделаны после крещения, многого требуют труда для изглаждения их, они требуют слез наших и исповеди, милостыни, молитв и всех родов благочестия. Так и после крещения заглаждаются грехи, но с великим трудом и усилием» (36 слово о покаянии).

Природа наша сколько ни слаба, ни безсильна для добрых дел, однако милосердый Бог, Который даровал нам Своего Сына в цену избавления, дарует достоинство заслуги всякому добру нами сделанному, всякой скорби нами понесенной, и принимает их в очищение наших грехов, когда при сем возлагаем наше упование на заслуги Господа нашего Иисуса Христа. Епитимия тесно соединена с сокрушением и решимостию удаляться от греха и есть естественное следствие их; она есть существенная принадлежность таинства покаяния. Не должно преподавать разрешения тому, кто не хочет понести епитимии сообразной с грехом. Хотя епитимия и не считается безусловно необходимою для получения прощения во грехах, но разрешать кающагося без епитимии может духовник только по особому разсмотрению; святитель Петр митрополит Московский в своем поучении иереям пишет; „ Без епитимии детей своих не держите, но подайте заповедь противу греху комуждо по своей силе: во время подобно связати, во время разрешати “ (см. Историю Русской Церкви. А. Макария. Том 5. Спб. 1866 г., стр. 413).

Цель епитимии

Из сказанного открывается, что епитимия есть лучшее средство к предохранению человека от грехов и к преуспеянию в духовной жизни и служит более или менее к истреблению худых навыков, к избежанию случаев ко греху, к предохранению сердца от земных пристрастий; в этом отношении епитимия есть и врачество против грехов. Она иногда требуется совестию кающагося как необходимость неизбежная. Так в руководстве для сельских пастырей 1860 г. стр. 449 сказано, что обратившийся к православию из раскольников снова уклонился в раскол, потому что священник не назначал ему епитимии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.006 с.)