Ограничьте компьютерные игры – разрушители волевой сферы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ограничьте компьютерные игры – разрушители волевой сферы.



Увлечение электронными устройствами оказывает негативное влияние на мотивационно-волевую сферу ребенка.

Компьютер – наиболее легкий источник удовольствия для детей. Ничего не надо знать, уметь и делать, чтобы получать нескончаемое наслаждение от игр. Это удовольствие можно сравнить разве что с удовольствием от еды: кайф поступает мгновенно, и получение его практически не требует усилий. Привыкание к этому происходит очень мягко и незаметно.

В других областях ребенку требуется приложить значительные усилия, прежде чем будет достигнут результат, приносящий удовольствие. Например, игра со сверстниками, безусловно, приятна. Но, чтобы получать от нее удовольствие, нужно уметь ладить с людьми, где-то подстраиваться, уметь идти на компромиссы и быть хорошим приятелем. А это совсем не так просто, это усилия и работа.

Часто встречается ситуация, когда ребенок с компьютерной зависимостью плохо ладит со сверстниками. Как раз неустроенность, давление детского коллектива, чувство отверженности и толкает его на поиски быстрого «лекарства» – всегда доступного удовольствия – электронного «друга». Ребенок уходит в мир компьютерной игры, где нет стресса, у него все получается, он завоевывает призы, очки и проходит все новые уровни. А в жизни этого сделать не получается.

Другой пример: чтение. Тоже удовольствие от него значительное, но это удовольствие сложно достижимо. На процесс чтения затрачивается больший объем усилий, чем на игру с гаджетами или просмотр ТВ. «Обработка» текста требует гораздо больше психической энергии, чем получение зрительной информации. Прибавьте сюда те усилия, которые тратит ребенок, чтобы вообще раскодировать текст. Взрослые уже забыли об этих усилиях, но для ребенка они значительны. Чтобы превратить вот эти черточки и загогулины в мысли, образы и переживания, нужна серьезная работа психического аппарата. А в случае с видео или компьютерной игрой все образы, слова и мысли уже готовы и поданы вам на блюдечке.

Сравните просмотр 20-минутного ролика на научно-популярную тему или 20-минутное чтение статьи на эту же тему. Энергии на второе уйдет гораздо больше. Мозг вашего ребенка, так же как и ваш собственный, всегда ищет легкий путь, поэтому выбор делается в пользу той информации, которая воспринимается легче.

Есть и индивидуальные занятия, которые ребенок может позволить себе сам, без сверстников. Возможно, они не требуют трудозатрат? Может быть, можно занимать себя чем-то: плести, строгать, вышивать или строить, получая от этого удовольствие?

К сожалению, это вовсе не так, все занятия требуют трудозатрат и умений. К тому же занятия, которые ребенок должен изобрести и структурировать сам, – наиболее сложное дело. Надо преодолевать скуку, искать развлечения, видеть собственные цели и интересы в деятельности. Это сложно и взрослым, и детям. Недаром многие взрослые жалуются, что предоставленные себе дети начинают маяться и слоняться. Занять самому себя – задача весьма непростая.

Та же история происходит в спорте, учебе и других областях. Получение удовольствия требует усилий. Везде… кроме компьютерного досуга.

Итак, компьютер, игры, гаджеты и ТВ – лидеры среди источников простых удовольствий. Делать не нужно ничего, а к тебе как из рога изобилия льется удовольствие.

Конечно, можно возразить, что и в компьютерную игру нужно учиться играть. Но благодаря системе подкреплений в играх обучение происходит незаметно, усилия не ощущаются ребенком за азартом. Программа работает таким образом, что ребенок находится под влиянием определенного типа гормонов, которые выделяются его мозгом в ответ на специфические задачи игры. У него постоянно поддерживается ощущение предвкушения близкой победы, это не дает ему заскучать, бросить игру. Но настойчивость в овладении игровыми навыками искусственна, она не поможет в дальнейшем мотивировать себя самому, так как это привыкание к внешней мотивации.

Постоянное потребление простых удовольствий ослабляет ребенка с точки зрения способности делать волевые усилия. Если основное развлечение и отвлечение ребенка – в гаджетах, он разучится (или никогда не научится) совершать волевые усилия.

Воля – ресурс человека, которым нужно заниматься и который нужно тренировать. Если от человека мало что требуется в плане волевых усилий, у него будет слабая воля и способность достигать чего-то. Это типичная ловушка для детей из благополучных семей: слишком мало требуется от ребенка, слишком редко он ограничивает или направляет себя для того, чтобы у него сформировался волевой характер.

Второй скрытый аспект влияния компьютера – постоянная подача информации ребенку. Тут компьютерные игры выступают в теплой компании социальных сетей, ТВ, киноиндустрии, аудиопродукции и радио. Дело в том, что нашему мозгу для усвоения информации и собственно мышления нужны периоды тишины, периоды, когда мы не потребляем, а перерабатываем информацию, интегрируем ее во внутренний мир, превращаем в свое личное знание. Для того чтобы процесс интеграции и мышления произошел, совершенно необходимы периоды, когда сознание ребенка не занято каким-либо восприятием: слушанием, компьютерной игрой, чтением, просмотром видеоряда.

Конечно, полностью выключить восприятие невозможно, разве что во сне, но даже там мы воспринимаем сны и реальность, просто не осознаем это. Также ребенок слышит и видит ежеминутно, так что полностью восприятие не выключается. Но интенсивность процесса восприятия в обычном бытовом режиме низкая, так что мышлению не мешает. А вот фоновые радио, музыка, ТВ и гаджеты в любой свободный момент мешают. Ребенку, так же как и взрослому, нужно думать о том, что он услышал, узнал и пережил (о самом опыте и о себе в этом опыте). А для этого нужно значительное количество свободного времени, не занятого потреблением новой информации.

Но важные эпизоды внешней тишины у современных детей почти не случаются, каждую свободную минуту ребенок стремится уткнуться в планшет или телефон. Для него это гораздо проще, чем изобретать себе занятия. Родители часто этому способствуют, когда волнуются, чтобы ребенок не «скучал» в очереди или в дороге. На самом деле в такой «скуке» ничего вредного нет, вредно как раз организовывать ребенку постоянный режим развлечений в «кнопочной доступности». Ребенку не вредно смотреть по сторонам в очереди, искать самостоятельные развлечения, и не нужно его «спасать» мультфильмом в вашем телефоне!

В заключение, чтобы разбавить «демонический» образ компьютера, хотелось бы коснуться и его полезных сторон.

Здесь я намеренно не буду описывать потенциал компьютера и его безграничные возможности для работы и творческой активности, это бесспорный факт.

Я опишу полезные стороны компьютерной игры для дошкольника в психологическом ракурсе.

Некоторые игры снижают тревожность. За счет того, что игры прерывают процесс мышления (в том числе они останавливают и мысли, полные тревоги), они могут снижать интенсивность беспокойства. Это игры типа тетриса или шариков.

Интеллектуальные игры и игры-викторины, естественно, могут повлиять положительно на умственное развитие.

Игры создают общее культурное поле со сверстниками. Иногда для социализации ребенка желательно, чтобы он играл в то, во что играют его товарищи или хотя бы имел представление о таких играх. Это не нравится многим родителям, которых пугают стадные инстинкты детей, их желание соединиться с группой, быть как все. Такие родители могут принципиально не покупать и не показывать ребенку того, что они считают неправильным, но что ценят друзья их детей. В эту категорию могут попадать иностранные мультфильмы, куклы-монстры, компьютерные игры.

Индивидуализация должна быть личным решением человека, желательно – не инициированным родителями. Так, если ребенок действительно яркая личность, ему никак не повредят общие с другими детьми интересы. Нельзя «одарить» ребенка индивидуальностью, просто не дав ему познакомиться с тем, что ценят его сверстники. Напротив, если ребенок благодаря решениям родителей не имеет возможности объединиться со сверстниками, у него может сформироваться повышенная тяга к конформизму, к принятию обществом детей, а вовсе не яркая индивидуальность. Так он может компенсировать период, когда не имел возможности разделять со сверстниками общие темы!

Компьютерные игры – то, что составляет большую часть мира современных детей. Отсутствие представления об этом мире может пагубно отражаться на социальном имидже ребенка. Тут важно не впадать в крайности: ограничивая ребенка в контакте с компьютером, все же нужно оставить ему возможность играть в то, во что играют его сверстники.

Наконец, компьютерные игры весьма интересны, забавны, часто остроумны. Игра может создавать общее поле не только в среде детей, но и у взрослого с ребенком. Так, если мы считаем, что ценно вместе с ребенком гулять, читать или смотреть кино, то почему бы не включить в этот список такую эмоциональную вещь, как совместная компьютерная игра?

Итак, контакт ребенка с электронными устройствами лучше ограничивать, так как:

• постоянное потребление компьютерных продуктов влияет на волю, мотивацию к достижениям;

• постоянная переработка информации не дает развернуться и тренироваться мышлению ребенка.

Не нужно бояться, что дитятко соскучится в очереди, ожидании приема врача или в дороге. Скука – продуктивный процесс, запускающий личную творческую активность. А «соска» в виде легкодоступного экрана гаджета эту активность гасит.

Ограничивая ребенка, важно не впасть в крайность: не отрубить полностью эту возможность получения удовольствия и обретения общего со сверстниками культурного поля.

Итоги

Произвольность, умение управлять собой – один из центральных факторов в школьном обучении. Произвольность – приобретение дошкольного возраста, при нормальном развитии к 6–7 годам у ребенка созревает способность контролировать себя, достаточная для начала обучения.

Для развития произвольности ребенку необходимо общение со сверстниками и игра с ними.

Чтобы помочь ребенку развить произвольность поведения:

• обеспечьте ребенку много двигательной активности;

• играйте с ребенком в игры, помогающие развиться самоконтролю;

• обеспечьте ребенку достаточно времени в детском коллективе;

• отдавайте предпочтение игровым формам обучения ребенка;

• ограничьте доступ к электронным гаджетам, так как они влияют на нервную систему и волевую сферу ребенка.

Физическое развитие

Физическое развитие – чемпион по оказанию влияния на остальные сферы жизни ребенка. Все пять ключей (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАВЫКИ, ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ) взаимно влияют друг на друга. Но влияние физического развития, пожалуй, распространяется на другие области наиболее значительно.

Важность физического здоровья теоретически признается всеми родителями. Но на деле многие относятся к физическому состоянию детей примерно так же, как и к собственному, что и неудивительно. Пищевые привычки, образ жизни и уровень физической активности детей напрямую наследуются от родителей.

Двигаться современные дети стали меньше, а есть (и есть нездоровую еду) – больше. Раньше основным досугом детей были прогулки и активные игры, а сейчас дети сидят дома перед мониторами. Передвигаются люди все больше на машинах, а на прилавках разложено невероятное количество привлекательной и вредной еды. Также походы в кафе за гастрономическими удовольствиями стали гораздо доступнее, а количество гаджетов, парализующих физическую активность, растет не по дням, а по часам. Справедливости ради надо сказать, что в противовес этому в современном мире развиваются и разные виды физической активности. Но всегда перед родителями стоит выбор: как растить и к чему приучать ребенка.

Недостаточный уровень физического здоровья, подвижности ребенка – не только физическая, но во многом и психологическая проблема.

• Ученые-психологи выявили достоверные связи между нарушениями осанки детей и их психологической и эмоциональной устойчивостью. Дети с нарушениями осанки чаще имеют проблемы с регуляцией своего эмоционального состояния, более низкую стрессоустойчивость, у них чаще возникают негативные эмоции.

Произвольность поведения, о которой речь шла выше, также тесно связана с физической активностью ребенка. За произвольность и волевую регуляцию поведения отвечают те же зоны мозга, что и за двигательную активность.

• Физическая активность связана с генерацией положительных эмоций ребенка.

Крылатая фраза «В здоровом теле здоровый дух» не утеряла своей актуальности.

Физическое здоровье и развитие напрямую влияют на эмоциональную область ребенка. Физически развитый ребенок лучше справляется со стрессом, менее тревожен, более эмоционально устойчив. Физические игры – важный фактор, позволяющий сбрасывать напряжение от накопленных негативных эмоций, таких как гнев.

Высокий уровень физического развития ребенка – хороший бонус в детском коллективе. Более ловкие, физически развитые дети пользуются большей популярностью, с ними интересно играть, они – пример для подражания. Кроме того, повышение статуса в коллективе за счет физической ловкости – почти личная заслуга ребенка, в отличие от повышения статуса за счет модных игрушек или гаджетов. Ловкие и социально привлекательные дети в меньшей степени нуждаются в модных игрушках, чтобы завоевать внимание и симпатии сверстников. Дети менее популярные, с низким статусом, наоборот, часто именно в модных игрушках видят залог успеха в коллективе и мучают родителей требованиями купить все «как у Васи».

Физическая сила и ловкость также позволят ребенку не давать себя в обиду более агрессивным сверстникам.

Здоровье и физическое развитие ребенка также связаны с внешней привлекательностью, значение которой трудно переоценить. Дети с лишним весом, плохой осанкой часто становятся жертвами притеснений и насмешек в жестоком детском коллективе. И за такое положение ребенка несет ответственность именно взрослый, который «не смог» противостоять неправильным пищевым и двигательным привычкам ребенка. Ребенок не сам покупает себе чипсы, кетчуп, макароны и конфеты.

Тело человека – первое, с чего начинается осознание своего Я. Ребенок познает себя через физическую оболочку, начинает строить Я-концепцию (подробнее в книге «Воспитание ребенка от 3 до 6 лет: перезагрузка») исходя из понятия о своем теле. И от того, каким он воспринимает свое тело – здоровым, сильным, больным, всем мешающим или любимым – во многом зависит его базовое представление о себе самом. Каким я вижу свое тело, каким меня воспринимают окружающие люди – вопросы важные для построения идентичности человека.

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится в постоянном движении.

Ж.-Ж. Руссо

Интеллект ребенка также связан с физическим развитием. Мозг дошкольника развивается посредством физической активности. Исследования ученых доказывают: чем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше поступает информации в его мозг, а это способствует более интенсивному интеллектуальному развитию. В данном случае нет противоречия между развитием «ума» и «тела». Для того чтобы ребенок был интеллектуально активен, ему нужны систематические физические нагрузки. Физическое движение улучшает протекание умственных процессов, значительно увеличивает возможности фокусировки внимания, развивает способность переключаться с одной задачи на другую.

Физическое развитие напрямую влияет на формирование морально-волевой составляющей личности, помогает сформировать такие качества, как честность, решительность, смелость, настойчивость.

Мелкая моторика значительно влияет на развитие речи и мышления ребенка.

Физическое развитие не может быть вторичным по отношению к интеллектуальным или иным другим областям жизни ребенка. Есть очевидные стороны развития физического здоровья детей: спорт, подвижные игры, гигиена, медицинский контроль, правильное питание. Эти области описаны во множестве замечательных книг о здоровье. В этой книге, посвященной психологической подготовке к школе, я остановлюсь на трех важных вопросах: координация «рука-глаз», отношение к болезни, развитие бытовых навыков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.019 с.)