Помогайте ребенку анализировать чувства окружающих людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Помогайте ребенку анализировать чувства окружающих людей



Обычно дети рассказывают родителям об эпизодах, которые с ними происходят в детском саду, на площадках, занятиях. Часто родители узнают о проблемных ситуациях, иногда о них сообщают воспитатели. И родители, вынужденные реагировать, разговаривают с ребенком о поведенческой стороне проблемы. Это естественно, надо же разобраться, кто что сказал, кто первый кого ударил и прочее. Но вы могли бы помочь ребенку взглянуть глубже и попробовать понять то, что скрыто от глаз.

Игра «Внутри и снаружи»

Если вы узнаете о важном эпизоде в жизни ребенка, попробуйте оживить его:

– нарисуйте вместе рисунок об этой истории;

– разыграйте сценку;

– инсценируйте эпизод с помощью игрушек.

Задавайте ребенку вопросы:

– «Что в это момент было „внутри“ твоего друга? Как он вел себя „снаружи“?»

– «Как менялось то, что внутри? Как это было видно „снаружи“?»

Изучайте признаки эмоций

Жесты, выражения лиц, мимика, голос – все это отдельные признаки различных эмоций людей. Помогите ребенку увидеть эти признаки и зафиксировать.

Есть много настольных игр, которые помогают изучить признаки эмоций, используйте эти игры, показывайте ребенку признаки эмоций, рисуйте или изображайте их в игре.

Как я могу влиять на других

Для ребенка-дошкольника полноценное освоение концепции влияния на чувства других невозможно, поэтому в этой области не стоит строить амбициозных планов. Важно помочь ему сформировать идею, что наши действия и даже просто состояния воздействуют на окружающих.

Понимание того, что мы отчасти являемся причиной изменения состояний других людей, пригодится ребенку в школе. Ему важно осознавать, что его активность скажется и на отношении одноклассников, и на отношении учителей.

Не стоит прямолинейно объяснять ребенку, что от его поведения зависит отношение окружающих. Гораздо лучше серией игр и экспериментов сделать возможным естественное осознание дошкольником этого факта. Не нужно ему говорить: «Если ты будешь добрым, с тобой захотят дружить!» Понятие «добрый» довольно абстрактно для ребенка, его импульсы в совершении поступков всегда перевесят идею «доброты».

Игра: «Найди правильное решение»

Предложите ребенку выбрать один из нескольких вариантов реакции на следующую ситуацию.

Ты решил спросить у воспитателя, как собирать новый конструктор, который появился в группе. Какой момент для этого лучше:

– воспитатель с нахмуренным лицом ищет что-то в своей сумке;

– воспитатель заклеивает пластырем порез на пальце твоего товарища;

– воспитатель беседует с медсестрой;

– воспитатель с интересом наблюдает за игрой ребят.

Тебе хочется поделиться с мамой важным секретом. Какой момент для этого подойдет:

– любой, потому что мама всегда готова меня слушать;

– мама говорит с подругой по телефону;

– мама купает маленькую сестру;

– мама зашла с покупками в дом;

– мама присела отдохнуть.

Ты решил попросить старшего брата одолжить тебе дорогой набор фломастеров. Когда лучше это сделать:

– брат, довольный, после уроков собирается засесть за компьютерную игру;

– не важно когда, главное правильно попросить;

– брат рассердился, увидев, что ты раскидал свои вещи на его столе.

Все задания в этой игре заставляют ребенка сконцентрироваться на Другом, предположить его реакцию.

Игра «Предсказатель»

Предложите ребенку «увидеть» будущее и предсказать реакцию окружающих.

Что будет, если…

– На занятии в классе ты будешь говорить в полный голос?

– Ворвешься в класс с громким криком посреди урока?

– Принесешь маме вкусный чай?

– Обманешь своего друга?

– Начнешь командовать старшим братом?

Одной из важнейших задач подобных игр является укрепление эмоциональной связи с ребенком, это главная область, которую нужно оберегать, ей нельзя пожертвовать даже ради самых важных оперативных задач. Задач и проблем в жизни с ребенком будет множество, но решаться они будут успешно только на основе эмоциональной близости с ним.

Все игры по развитию эмоционального интеллекта формируют речь ребенка, тренируют его способности к чтению и контролю за своими импульсами (см. главу «Произвольность и мотивация»).

Итоги

Эмоциональный интеллект – важнейшая составляющая жизненной компетентности человека. Развитый эмоциональный интеллект необходим для благополучного вступления ребенка в школьную жизнь. ЭИ помогает контролировать свои состояния и поведение, завязывать взаимоотношения с ровесниками и взрослыми. Эмоциональный интеллект в дошкольном возрасте только начинает развиваться, ребенку важно освоить основы четырех его частей: понимание себя, влияние на свои эмоции, понимание других, влияние на эмоции других.

Чтобы помочь ребенку развить эмоциональный интеллект:

• отражайте чувства ребенка. Покажите ребенку, что все чувства могут быть приняты и выражены в приемлемой форме;

• смотрите с ним кино, читайте книги, разговаривайте о ситуациях взаимодействия людей в жизни;

• учите ребенка снижать интенсивность негативных чувств и вызывать у себя позитивные переживания;

• выражайте свои чувства;

• играйте с ребенком в игры, которые способствуют развитию эмоционального интеллекта.

Произвольность и мотивация

Третьим ключом к успешному старту школьного обучения является развитие произвольности поведения и учебной мотивации ребенка. Строго говоря, произвольность и мотивация могут быть отнесены к эмоциональному интеллекту, так как они имеют отношение к эмоциям человека. Однако важность этих областей настолько велика для успешной учебы в школе, что в книге они выделены отдельно.

Произвольность и мотивация – два двигателя, направляющие энергию ребенка в нужную сторону.

В процессе так называемой «подготовки к школе» родители стремятся уделить много внимания видимым, но не очень важным вещам (конкретным навыкам ребенка), и почти игнорируют важные, но менее заметные вещи (мотивацию, произвольность). Отчасти это происходит именно потому, что первые как раз видны, а вторые скрыты от прямого наблюдения. Кроме того, первые измеримы (они и успокаивают родителей и даже служат предметом гордости), а вторые неизмеримы обычными, неспециальными средствами. Можно наблюдать и осознанное жертвование важными вещами в пользу конкретных навыков.

Так, родитель может говорить: «Сейчас я заставляю ребенка учиться через сопротивление, пусть так, зато потом он поймет, что ему надо, и оценит мои усилия». Только «потом» часто не наступает, или на пути к нему приходится принести столько жертв, что они уже делают победу бессмысленной. Так человек может во взрослом возрасте признавать, что действия его родителей, возможно, имели положительную цель, но эмоционально он не может преодолеть отчуждения, которое создано действиями родителей «с благими намерениями».

Эмоциональные отношения очень важны, но не менее важны и другие потери, которые происходят при неадекватном давлении на ребенка в начале обучения. Это утрата желания учиться (МОТИВАЦИЯ) и способности управлять собой (ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ). Об этих важных вещах и пойдет речь ниже.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.113 (0.006 с.)