Учите ребенка обращаться с неприятными эмоциями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учите ребенка обращаться с неприятными эмоциями



Неправильно думать, что негативных эмоций нужно избегать. Чувства – важные индикаторы, помогающие поддерживать связь с реальностью, человек должен воспринимать весь спектр чувств – и приятные, и неприятные. Не надо убеждать ребенка, что хорошие детки не злятся, настоящие мальчики не боятся, а обижаются только глупцы. Все эмоции нужны для определенных целей. Они важны:

• для регуляции своего поведения,

• для понимания других и возможности им сочувствовать,

• для возможности делать правильные выборы и избегать того, что причиняет боль.

Но, разумеется, если ребенок сильно разозлен, боится или грустит, то разумно помочь ему перейти к более комфортному состоянию.

Гнев – одна из важнейших эмоций с самой высокой энергетикой, наиболее разрушительно действующая на отношения и на человеческий организм. Возникает гнев у детей очень часто. Это естественный ответ организма на препятствия, которые возникают в жизни ребенка. Препятствий этих, разумеется, много, волю ребенка постоянно ограничивают правилами. Всерьез работать с причинами возникновения гнева с дошкольниками нельзя, у них еще недостаточно развита возможность анализировать и строить логические цепочки. Однако можно и нужно учить ребенка, что:

• гнев – это нормальное чувство, возникающее у всех людей;

• выражать гнев можно только способами, которые не вредят окружающим.

Побуждайте ребенка сказать о своем гневе словами, просто сказать: «Сейчас я злюсь». Это вполне нормальная форма выражения гнева, но она не особенно распространена в нашем обществе, поэтому ребенка нужно этому отдельно учить.

Предложите ребенку нарисовать свой гнев, показав вам, как он злится.

Выражение гнева, как правило, не снижает его интенсивность.

Миф о том, что, выразив гнев, вы выпускаете пар и гнев проходит, прочно засел в сознании многих, но это действительно миф.

Сколько бы вы ни били подушку, ни рвали бумагу, ни топали ногами, ни кричали и ни хлопали дверями, гнев от этого не уменьшится. Выражая гнев, вы стимулируете те зоны мозга, которые собственно и отвечают за само возникновение гнева. Выражая гнев, вы можете испытывать некоторое облегчение, даже удовольствие, но именно это удовольствие и становится причиной все новых вспышек гнева, за которые вам потом стыдно.

Выражать гнев действительно иногда необходимо, но это не способ снизить его интенсивность. Два главных способа снизить интенсивность гнева – физическая активность и изменение фокуса внимания. Помогая ребенку снизить свой гнев, предложите ему следующее.

• Поиграть в активные игры. Мяч, бадминтон, бег – все эти виды активности подойдут, если ребенок напряжен и злится. Но если ребенок сильно зол, то активная игра с ровесниками может закончиться ссорой.

• Побыть в одиночестве. Иногда, чтобы гнев прошел, нужно просто уйти из раздражающей ситуации и побыть одному.

• Рисовать или раскрашивать картинки – отличный способ снижения чувства гнева.

• Посмотреть мультфильм. От этого способа дети никогда не отказываются, и он отлично помогает уменьшить интенсивность чувства гнева. Гнев питается мыслями о мнимых или реальных притеснениях, несправедливости окружающих. А сюжет мультфильма просто прерывает эти мысли, побуждая следовать за собой.

Страх – также нередкий гость в мире ребенка, даже достаточно уравновешенного. Часть страхов эволюционно закреплены и являются возрастными явлениями, это, например, страх темноты, одиночества, исчезновения близкого. Ребенок может бояться оставаться в темноте, протестовать против закрывания двери детской или не отпускать от себя маму. Большинство таких страхов проходят сами собой. Детские страхи – одно из нормальных явлений в процессе взросления. Однако сама по себе эмоция страха крайне неприятна, и ребенку нужно обязательно помогать справиться со своими страхами. Жизнь со страхами не должна стать нормой для ребенка.

Для того чтобы помочь ребенку справиться со страхами, необходимо создать определенную атмосферу в семье.

Спокойно реагируйте на страх ребенка. Нередко встречаются ситуации, когда малыш чего-то боится, а мама пугается самого факта этого испуга. В итоге оба испытывают одно и то же чувство по разным причинам.

Не надо сливаться с ребенком в страхе. Нужно помнить, что страхи являются нормальным явлением для ребенка, и его в этот момент нужно поддерживать, а не впадать вместе с ним в панику.

Не ругайте и не стыдите ребенка. Страх – болезненная, неприятная эмоция. Ни ругать, ни стыдить ребенка в ситуации, когда он чего-то боится, не имеет смысла. Вы добьетесь только того, что ребенок замкнется. Ребенок, лишенный в момент переживания страха поддержки, может начать испытывать общую фоновую тревогу, но не понимать, чего именно он боится. Разрешите ребенку открыто говорить о своих страхах. Иногда достаточно открыть тему страха, чтобы преодолеть этот страх.

Обеспечьте ребенку достаточную физическую активность. Чем больше у ребенка возможностей для физической активности, тем лучше он справляется с эмоциональными проблемами, в том числе и со страхами.

Обеспечьте ребенку общение со сверстниками. Исследования показывают, что дети, имеющие много контактов со сверстниками, меньше подвержены страхам. Подробнее о важности общения с широким кругом людей вы можете прочитать в главе «Социальный интеллект».

Не запугивайте ребенка, решая педагогические задачи. Один из самых варварских способов добиться соблюдения дисциплины от ребенка – хорошенько его напугать.

За психологической консультацией обратилась семья с четырехлетней дочкой. У девочки было много страхов – темноты, злых героев и прочего, это беспокоило родителей. После того как мы обсудили стратегию выхода из сложившейся ситуации, отец девочки неуверенно сказал: «И наверное, не надо говорить, что ее унесет Баба Яга, если она спать не будет». Оказалось, что у девочки имелись сведения о том, что если она откроет глаза после определенного времени, то ее украдет Баба Яга. Родители творчески подходили к вопросу укладывания и даже не ленились устраивать инсценировки с рычанием у двери, считая это вполне нормальным, освященным вековой традицией способом уложить ребенка спать.

Пугать ребенка тем, что его украдут на улице, заберут злые герои, отдадут в детский дом – значит намеренно повышать его тревожность. Родители могут получить от этого сиюминутную выгоду (ребенок, например, с перепугу закроет глаза и попытается уснуть или перестает капризничать), но в долгосрочной перспективе это губительная тактика.

Когда выполнены вышеописанные условия, можно попробовать применить специальные приемы для преодоления страха.

Уничтожение фантастических героев и объектов страха. Этот способ очень хорошо работает с маленькими детьми. Если ребенок боится картинки, какого-то предмета или прочих материальных вещей, вы можете просто уничтожить объект страха, убрав его из зоны видимости ребенка.

С невидимыми персонажами страхов также можно «бороться» физическими средствами. Например, можно изготовить спрей «Антимонстр». Вы можете взять флакончик с водой, наклеить на него картинку, где изображен перечеркнутый монстр или персонаж, который вызывает у ребенка страх. Когда вам надо оперативно среагировать на страх, вы быстренько обрызгиваете «опасные места», темные углы спреем «Антимонстр». Этот нехитрый прием срабатывает гораздо лучше, чем уверения взрослых, что под кроватью никого нет. В воображении ребенка – очень даже есть, и вы с этим сделать ничего не можете.

Конечно, у всех родителей должна быть волшебная палочка, с помощью которой они прогоняют страхи из-под кроватей. То есть, если ребенок видит монстров, надо серьезно к этому отнестись и сказать: «Да, я тебе верю, и все эти монстры отлично меня слушаются, теперь я их прогоняю».

Когда мы сталкиваемся со страхами ребенка, опасность является виртуальной, поэтому мы справляемся с ней волшебными способами.

Постепенное снижение чувствительности. Постепенное приближение к пугающему объекту, его изучение снижают страх перед ним. Иногда дети интуитивно используют этот способ преодоления страха. Например, ребенок может смотреть страшный для него эпизод из другой комнаты или рассматривать пугающую картинку в зеркале или в стекле шкафа. В этом случае ребенок не полностью уходит от того, что его пугает, он хоть одним глазком, но смотрит.

Тактика постепенного приближения может применяться взрослыми, когда нужно помочь ребенку преодолеть страхи. Например, если ребенок боится собак, не надо обходить всех собак за версту. Постепенно нужно приближаться к объекту страха. Нужно изучать породы собак, рассматривать картинки в книжках или Интернете. Можно смотреть кино про добрых, хороших и полезных собак. Полезно наблюдать за собаками – сначала издалека, потом, когда ребенок будет готов, подходить все ближе и ближе. Когда страх поутихнет, можно будет познакомить ребенка с мирной собачкой декоративной породы.

В книге, предназначенной для совместного чтения с ребенком, «Тайное общество покорителей страха» я описала этот принцип более подробно, книга подходит детям от 6 лет.

Проигрывание пугающих ситуаций также можно считать постепенным приближением к объекту страха. Например, если ребенок боится купаться в ванне, предложите ему игру, в которой он купает кукол. Если малыш боится заходить в ванну, можно купать кукол сначала в тазике в комнате. Возможно, в начале игры в нем даже не будет воды, если вода вызывает страх у ребенка. В процессе игры вы постепенно вносите в нее новые элементы – переносите место действия в ванную комнату, предлагаете ребенку сесть в ванну вместе с его куклами, начинаете использовать воду. Так происходит адаптация ребенка к пугающему фактору.

Точно так же можно поступить в том случае, если ребенок боится расставаться с мамой в детском саду. Поиграйте с ребенком в детский сад, возьмите двух игрушечных медвежат и инсценируйте ситуацию, когда мишка ведет своего маленького мишутку в садик и там они расстаются. Предлагайте ребенку роли разных персонажей в этой игре.

Спонтанная игра. В этом случае вы не предлагаете ребенку проигрывать конкретную ситуацию, а просто предоставляете ребенку пространство и время для игры. Игра для детей является психотерапевтическим средством, они естественным образом преодолевают в игре свои эмоциональные затруднения, в том числе страхи. Использование этого простого приема иногда связано с трудностями у тех родителей, которые делают упор на интеллектуальное развитие ребенка, у которых дети «дурака не валяют». Родителям важно помнить, что игра – это именно та деятельность, которая ведет к развитию психики ребенка, и ее невозможно заменить никакой другой активностью.

Спонтанная игра ребенка может быть весьма однообразной, ребенок может сотни раз проигрывать одну и ту же ситуацию, если она является для него болезненной. Часто он просит родителей участвовать в такой игре. Важно помнить, что многократное проигрывание какой-то игровой ситуации необходимо ребенку и не стоит вмешиваться, пытаясь внести разнообразие.

В некоторых случаях страхи ребенка не удается победить самостоятельно, и родителям приходится обращаться к психологу. Это стоит сделать, если:

все предложенные выше методы не срабатывают;

страхов становится больше, они растут как снежный ком;

страхи очень серьезно нарушают жизнь в семье. Например, вы вынуждены всей семьей спать со светом или не можете совместно выходить из дома.

Грусть, печаль – одна из важных и неприятных эмоций человека, эмоция со сниженной энергетикой, в отличие от гнева или страха, которые, напротив, наполняют человека энергией для бегства или атаки. Как и другие эмоции, грусть необходима человеку, ее осознание неопасно, часто она важный индикатор того, что что-то идет не так. Имея такой индикатор, вы можете правильно выстроить жизненные стратегии. Грусть нуждается в выражении, иногда просто возможность сказать себе или близким о своей грусти необходима и достаточна для того, чтобы получить облегчение и почувствовать поддержку.

Выражение грусти, однако, не должно превращаться в непрерывное плавание по волнам печали. Привычка все время предъявлять близким свои страдания может формироваться, если реакция близких на эти страдания преувеличенно яркая, люди в этом случае как бы сливаются в переживании печали. Так, если вы подчеркнуто эмоционально реагируете именно на выражение страдания и грусти своего ребенка, выдаете целый спектр подкрепляющих реакций, когда ребенку плохо: он поранился или загрустил, то велика вероятность, что именно такие эмоции станут для ребенка ведущим способом получить поддержку близких. И он будет постоянно предъявлять свои страдания в надежде на «поглаживания». Такие люди всем известны, они постоянно рассказывают, как им плохо, надеясь получить поддержку окружающих, это их главный канал эмоционального питания.

Механизм такого перекоса нетрудно понять: родители стремятся утешить и поддержать ребенка в ответ на его негативные эмоции, жалеют его особенно тепло именно в тот момент, когда ему плохо. Иногда становятся преувеличенно ласковы, иногда даже покупают утешительные подарки. И бессознательно у ребенка может закрепиться связь между любовью близких и собственным несчастьем (или даже болезнью). Хочешь, чтобы тебя любили, – будь несчастен!

Не стоит и говорить, что такой исход крайне нежелателен. Чтобы этого не произошло:

реагируйте на ВСЕ эмоции ребенка, а не только на страдание. Старайтесь чаще объединяться с ребенком именно в позитивных переживаниях, будьте с ним, когда он счастлив или спокойно доволен. Часто получается, что, когда ребенок спокоен, благополучен или мирно чем-то заинтересован, родители почти не включены эмоционально в его жизнь. Зачем, когда все идет нормально? Но именно в эти благополучные моменты нужно включаться и поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, тогда они будут повторяться чаще. А если родитель эмоционально «просыпается», только когда ребенку плохо, то ребенок весьма вероятно научится это «плохо» культивировать для привлечения внимания родителей;

не преувеличивайте реакцию на грусть или страдание. Конечно, вы хотели бы поддержать своего любимого ребенка, даже стереть его негативные эмоции. Но все же не стоит реагировать на них, как на природный катаклизм. Человек полностью готов к переживанию всего спектра естественных эмоций, они ему не вредят. Поэтому, видя грусть своего ребенка, не нужно бросать все силы на ее преодоление, не нужно чувствовать личную ответственность за возникновение этой грусти и свой долг как можно скорее ее уничтожить. Вы не хозяин эмоциям ребенка, они, как правило, вне зоны вашего контроля. Реагируйте на эмоции ребенка понимающе, но довольно спокойно. Родители, слабо чувствующие личные границы, реагируют на плач ребенка как на катастрофу, впадая почти моментально в такое же состояние. У эмоционально несдержанных родителей растут такие же дети именно из-за своеобразного заражения эмоциями: эмоция одного члена семьи сразу становится общей. Люди не умеют отделять себя от чужих эмоций, позволять другому переживать свою эмоцию, не сливаясь с ним;

не игнорируя грустные переживания, держите курс на радость.

Отличная игра описана в известном романе для детей «Поллианна». Главная героиня ищет положительные моменты в жизни, невзирая на весьма тяжелые обстоятельства. Она называет это «игрой в радость». Игра в радость действительно может стать отличной жизненной стратегией.

«Игра в радость» не имеет ничего общего с перечеркиванием отрицательных эмоций, их вытеснением. Но благодаря постоянному поиску позитивных моментов в жизни общий настрой становится более жизнеутверждающим.

Что чувствуют другие

Чувства других для ребенка-дошкольника – головоломка. Несмотря на то, что дети очень восприимчивы к эмоциям окружающих, буквально чувствуют их и легко ими заражаются, они не пропускают эту информацию через свое осознание. Для них думать об эмоциях других, интерпретировать их почти невозможно.

Эмоциональный интеллект не имеет отношения к повышенной эмоциональной чувствительности, и зрелый эмоциональный интеллект не равен высокой эмоциональности человека.

Эмоциональный интеллект – это не способность только чувствовать, а способность чувствовать, анализировать и управлять своими чувствами.

Дети прекрасно умеют чувствовать, но не умеют анализировать чувства, свои и чужие. Однако дошкольный возраст – время для начала освоения навыка распознавания эмоций других.

Все приемы и направления, которые касаются развития способности ребенка понимать эмоции окружающих, развивают также и его СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. Ведь для того чтобы успешно взаимодействовать с людьми, необходимо их понимать.

Следующие тактики позволят вам научить ребенка распознавать эмоции окружающих.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.019 с.)