Нарушенные отношения с близкими взрослыми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушенные отношения с близкими взрослыми



Социальные мотивы, то есть стремление к принятию, одобрению окружающими, формируются под влиянием общения, совместного чтения, разговоров с близкими взрослыми. Именно в этом близком контакте ребенок имеет возможность задать первые вопросы, получить внимание, необходимое для первых шагов к осмыслению себя, сформулировать первые мысли и сообщить о своих переживаниях.

Главные социальные ориентиры для ребенка дошкольного возраста – родители, семья. Именно их одобрение, уважение, любовь важнее всего. Достижение принятия – главный фактор, заставляющий ребенка идти на первые в своей жизни ограничения.

Если получение любви ребенком по какой-то причине затруднено, то в определенный момент он перестанет стараться, чтобы его одобряли взрослые. Если ребенка часто ругают, он чувствует себя душевно одиноким, если его слишком жестко контролируют или бьют, то он сделает вывод – здесь мне искать нечего, я здесь не нравлюсь никому, не нужен. И ребенок отключает связь, ему уже не важно, что его наказывают, он не верит в возможность счастливой жизни с родителями и пальцем не пошевелит, чтобы пойти навстречу их требованиям. Такой ребенок останется нечувствительным и к требованиям школы. Через отношения с родителями он как бы обесценил взрослый мир, взрослые требования. Как правило, дети с плохими отношениями с родителями учатся плохо, ничего не хотят, игнорируя свое плачевное положение в классе.

Большая иллюзия родителей:

«Пока нет школы – у нас все в порядке, я так понимаю, все наши проблемы из-за школы».

Много раз я слышала эти фразы в своей работе с родителями школьников. Родители уверены, что, не будь школы, у них с детьми было бы все чудесно. Действительно, как каникулы, так жизнь с ребенком еще можно терпеть. А как учебная четверть, так крики, слезы, саботаж и рукоприкладство.

Правда, выясняется, что любые требования к ребенку становятся ареной военных действий. И от компьютера не оттянешь, и грубит, и помочь не допросишься… Получается, что все хорошо только тогда, когда вообще ничего делать не нужно. И причем это длится много лет, с младенчества. Тогда тоже: как одеваться-раздеваться или игрушки убрать – скандал.

На самом деле требования жизни, в том числе учебные, только высвечивают проблему, а не порождают ее. Жизнь – не место для безделья, это череда препятствий и все усложняющихся задач. И возможность человека эти задачи принимать – критерий его благополучия и успешной адаптации. Иначе получается как в анекдоте:

«Устроился мужик на работу пожарным. Через месяц встречает друга, тот спрашивает, как работается.

– Ты знаешь, неплохо. Зарплата приличная, платят вовремя, паек, обмундирование…Опять же, ребята хорошие подобрались, в шашки играем, в домино… Но вот как пожар, так хоть увольняйся!»

Часто ребенок устраивает войну против требований тогда, когда эмоционально одинок, если же у ребенка прочная связь с родителями, он будет готов вкладываться, ограничивать себя, питаясь близостью и теплом контакта с родителями. Любая психотерапия поведенческих проблем ребенка начинается с восстановления эмоциональных отношений с ним. Хотя родители часто рассчитывают на другое: на то, что им расскажут, как установить систему поощрения и наказаний. На то, что психолог что-то объяснит их ребенку или «починит» его, или расскажет, где же у него «кнопка». Но главный инструмент влияния на ребенка – эмоциональная связь с ним.

Проблемы в отношениях с родителями и изъяны воспитания выливаются в трудности формирования мотивации у младшего школьника. Для того чтобы у школьника была приличная мотивация, желание учиться, у него должны быть теплые отношения с родителями. Это не единственный, но важный параметр. Родители же часто следуют обратной логике – считают, что отношения вторичны по сравнению с задачами. Важнее добиться решения дисциплинарных задач, нежели сохранить тепло в отношениях. В таком случае можно быстро прийти к тому, что задачи не выполняются, ребенок не желает ничего делать из-за разрушенной привязанности. Ребенка во многом мотивирует одобрение взрослых, но если его получить сложно, ребенок не верит в благополучные отношения, то и к одобрению в учебе он стремиться не будет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.006 с.)