Познавательные мотивы: хочу все знать 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательные мотивы: хочу все знать



Познавательные мотивы ребенка развиваются на основе эмоции интереса и естественного стремления человека узнавать нечто новое. Это стремление развито у детей очень сильно. Но в раннем возрасте познавательная активность детей вызывает у взрослых скорее раздражение, чем восхищение. Взрослые досадуют: «Везде лезет, ни минуты спокойно не посидит, все ему надо хватать, глаз да глаз за ним». Взрослые делают все, чтобы эту неудобную активность детей ограничить, придумывая хитроумные приспособления: ремни коляски с пятью точками крепления, манежи, замки на шкафы; взрослые используют также психологические приемы ограничения активности детей: ругают и запугивают их, стараясь сделать более управляемыми.

Взрослея, ребенок постоянно встречает препятствия именно на пути своего познавательного интереса. Любопытство, желание исследовать новое, экспериментировать создают проблемы для родителей. И они стремятся ограничить детей, даже не подозревая, что могут в зародыше задушить познавательную активность ребенка. Так, отругав ребенка за то, что он полез руками в лужу, вы критикуете именно его познавательный интерес. Возмущаясь тем, что ребенок размочил листок бумаги и старательно втирает его в обивку кресла, вы также возмущаетесь природным исследовательским порывом малыша.

Частокол ограничений и стойкое недовольство родителей приводят к постепенному угасанию активности ребенка, природный познавательный интерес также скукоживается, если ребенку все нельзя, за все его ругают.

Разумеется, отчасти ограничения продиктованы интересами безопасности ребенка и потребностями родителей, у которых есть в жизни дела помимо детей. Но часто негативное отношение к активности ребенка становится слишком сильным, неоправданным либо оправданным желанием сделать ребенка «удобным». А ведь именно эта ранняя активность – основа познавательной активности в будущем. Ребенок «везде лезет», стремится все попробовать, изучить именно благодаря бесценному подарку природы – интересу, жажде познаний. Это качество трудно перебороть, это сила природы. Но многим это удается, они чаще, чем требует реальность, ограничивают детей, наказывают (физически или психологически) за активность, используют удобные девайсы, чтобы ребенок сидел тихо (особо хорошо срабатывают теперь электронные игры) и добиваются результата – угасания интереса ребенка к миру, развития нежелания проявлять какую-то активность.

Существует устойчивое мнение, что именно организация школьного обучения, уравниловка, негибкий подход к ученикам убивают в них желание учиться. Но это не более чем миф. Уже к началу обучения дети сильно разнятся по уровню мотивации, и большинство из них не горят стремлением получить новые знания. Школа может лишь поставить жирную точку в этом деле, но не она отвечает за изначальное снижение познавательной активности ребенка.

Для того чтобы поддерживать у ребенка познавательный интерес, который ляжет в основу всего дальнейшего обучения человека, нужно стараться минимально ограничивать активность детей в раннем возрасте, предоставлять им самый разнообразный опыт общения с миром, опыт самостоятельных действий.

По мере возможности не ограничивайте ребенка специальными приспособлениями типа манежей. Старайтесь убрать опасные предметы и отпустить ребенка в свободное «плавание» по квартире. Богатый опыт взаимодействия с миром предметов (не только с игрушками), всевозможные эксперименты с разными материалами, свобода передвижения и инициатива в возрасте 1–3 лет – основа развитого познавательного интереса в будущем. Если ребенок дома сидит в манеже, на улице «гуляет» пристегнутым в коляске, ему нельзя трогать ничего, кроме игрушек, – это очень плохая основа для развития познавательной активности ребенка.

Чистота одежды, нерушимый порядок вещей в доме – для кого-то важные вещи, но поддержание порядка не должно стать приоритетной задачей по сравнению с развитием ребенка. Так, если ребенку нельзя наступать в лужи и брать руками песок, запрещено вставать на колени во время игры и скатываться с горы, чтобы не испачкать одежду, то вскоре вам придется жаловаться на то, что ваш ребенок «ничего не хочет».

Познавательные мотивы тесно связаны с тем, как передаются ребенку первые знания. С какими чувствами, в какой атмосфере происходит первый опыт намеренного обучения ребенка.

Ребенок учится постоянно, взаимодействуя с миром: с первыми шагами, играя с ребятами, наблюдая отношения в семье, пытаясь решить первые маленькие проблемы (застегнуть пуговки, передвинуть стул). Но все это обучение спонтанное, ненамеренное. Однако приходит время, когда взрослые передают первые знания малышу целенаправленно. Возможно, вы учите ребенка складывать свои вещи, мыть пол, показываете ему алфавит. При этом ребенок узнает, что значит учиться под руководством взрослого. От того, каким будет этот опыт ребенка, зависит эмоциональное отношение ребенка к обучению в целом. Если это позитивный опыт, он запомнит, что учиться здорово и весело, а преодоление маленьких трудностей вдохновляет. Если же ребенок вынужден учиться под окрики взрослых, в атмосфере неодобрения и давления, то он зафиксирует в своем мозге, что учение – это отвратительное мероприятие, которого нужно избегать всеми силами. В таком случае у ребенка с меньшей вероятностью сформируется познавательная мотивация.

Мне знаком экстремальный, но не уникальный пример обучения чтению шестилетнего ребенка. Отец, сидящий рядом с начинавшим читать мальчиком, отвешивал ему подзатыльник за каждую ошибку, надеясь, очевидно, буквально вбить в его голову знания.

Часто взрослые ужасаются, слыша такие рассказы. Но такими же «подзатыльниками» для ребенка являются и более распространенные методы, которыми не брезгуют многие родители: крик, резкие или саркастические замечания, насмешки, угрозы.

Нередкий случай – знания у ребенка есть, учиться ребенок может, но делать он этого не хочет, избегает любых учебных усилий. Как правило, дело в раннем и неадекватном обучении. На ребенка давили, заставляли учиться лет около 4–5, и он усвоил какой-то объем знаний (которые, кстати, он может благополучно растерять). Результат получен, можно хвастаться в песочнице, что «мой уже…». Однако вместе с усвоенными знаниями ребенок «выучил», что все, что касается учебы, – мука мученическая. При любой возможности, любом послаблении он уходит в глухой отказ, ничего учить не хочет, а о том, чтобы добровольно что-то изучить-почитать, речи даже нет. В школе такие дети часто учатся неплохо, но только под жестким контролем родителей, не проявляя никакой собственной ответственности и инициативы. Со временем контроля требуется все больше, а власти над ребенком становится все меньше, так как он учится уходить во внутреннюю изоляцию и сидеть с отсутствующим видом как бы «за уроками».

Чтобы не загубить естественный познавательный интерес ребенка, его раннее обучение не должно быть насильственным, неадекватным возможностям возраста. Если вы, обучая ребенка писать свое имя, кататься на коньках или лепить пирожки, кричите на него, то он будет избегать впоследствии обучающих мероприятий, будет становиться пассивным. И вскоре, несмотря на ваш энтузиазм, знания ребенку передавать будет все труднее, так как у него выстраивается своеобразный барьер, иммунитет к обучению.

Познание на разных этапах развития ребенка имеет разную фокусировку, оно как бы сгущается в разных областях. Это определяется прежде всего развитием мозга ребенка и тем типом деятельности, который наиболее полезен ему в каждый конкретный период (см. главу «Эпохи детства»).

Когда вы учите ребенка чему-то, важно учитывать, насколько возможно полноценное усвоение знаний. Так, например, в дошкольном и раннем школьном возрасте мозг ребенка не способен качественно оперировать абстрактными понятиями, ребенок не может изучать то, что не может увидеть, пощупать. По этой причине изучение физики, химии, географии отодвинуто на более позднее время. Ну не может ребенок представить себе то, чего не было в его поле опыта, не из чего ему соткать это представление. Очень постепенно ребенок учится идти с помощью мышления от предметного опыта к абстрактному плану.

Несмотря на это, некоторые родители с удивительным упорством пытаются привить своему маленькому ребенку знания в области географии или информатики («что там тянуть, чем раньше, тем лучше!»). Да, ребенка можно научить повторять названия мировых столиц, но это не будет означать его развития в области географии, это уровень обучения попугая.

Знания ребенку действительно необходимы, но они должны соответствовать его актуальным потребностям. В дошкольном возрасте это знания о роли человека в обществе, о свойствах предметов окружающего мира, знания о своих физических возможностях, о явлениях природы. Для ребенка до 3 лет важен сенсорный и эмоциональный опыт, опыт воздействия на окружающий мир, дети «думают телом». Именно это соответствует интересам познания ребенка. И совершенно неадекватно давать ребенку информацию о знаковых системах (алфавит и цифры), эти знания идут вразрез с естественными потребностями ребенка. Разумеется, ребенок одного года может запомнить, что такое цифра 2, может показать ее, как он может показать цветок, домик, солнышко. Но эта цифра никак не нужна ему для взаимодействия с миром, она нужна только, чтобы потешить тщеславие родителей. Много позже, к 4–5 годам, созревает интерес к буквам и цифрам, ребенок начинает изучать возможность общения с миром с помощью специальных знаков. В этом возрасте обучение азам письма и чтения проходит спокойно, так как оно питается интересом ребенка и растет на почве, наиболее благоприятной для его развития.

Чтобы познавательный интерес не угасал, а процветал, нужно давать ребенку ту пищу, которая требуется для его ума в данное время. В первый год жизни это будет эмоциональное и тактильное общение с близкими. В 1–3 года – информация о свойствах предметов, их использовании, в 3–6 лет – социальные отношения, мир вокруг ребенка.

Если вы опережаете законы развития в надежде, что при вашей требовательности ребенок подтянется до высокого уровня, вы скорее губите познавательный интерес. Пустые для ребенка знания нагоняют на него скуку – трудно представить себе худшего врага познания.

Так, если ребенку-дошкольнику предложить строить кормушки, кормить птиц и рисовать их – это будет вызывать его интерес и поспособствует развитию познавательной активности. А если настаивать на изучении истории, то это вызовет у него тоску и отторжение.

Итоги

Для успешного школьного старта ребенку требуются два вида мотивов: познавательные и социальные. Мотивы формируются:

• в близком общении со взрослыми;

• в ведущей деятельности возраста – игре.

Чтобы помочь ребенку сформировать школьную мотивацию, нужно:

• обеспечить дошкольнику достаточное количество времени для свободной игры. В дошкольном возрасте нельзя подменять игровую деятельность учебной;

• поддерживать с ребенком теплые отношения, на основании которых он будет стремиться к вашему одобрению;

• обеспечить ребенку компанию для ролевой игры – детский коллектив;

• учить ребенка новому в соответствии с его ведущей деятельностью, не забегая вперед и не притормаживая развития;

• обеспечить позитивную эмоциональную обстановку в то время, как вы учите ребенка новым навыкам;

• обеспечить ребенку как можно более свободное пространство для активности;

• расширять сферу собственных интересов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.015 с.)